В условиях жесткой рыночной борьбы и быстро меняющихся условий внешней среды все большее руководителей отечественных предприятий сталкиваются с необходимостью перехода от хорошо известного, изученного функционально-ориентированного подхода к управлению к современному процессно-ориентированному подходу. Это связано с необходимостью кардинального увеличения эффективности деятельности организации, повышения рентабельности, снижения себестоимости продукции при одновременном повышении ее качества и обеспечения адаптивной и оперативной реакции организации на постоянно изменяющиеся жесткие требования рынка.
Использование процессного управления означает использование концептуальных и методологических предпосылок управления деятельностью предприятия как совокупностью взаимосвязанных бизнес-процессов.
Бизнес-процесс – это совокупность взаимосвязанных мероприятий и действий, направленных на преобразование входных ресурсов в системный экономический результат, определяемых совокупностью внешних и внутренних заказчиков.
Виды бизнес-процессов представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Виды бизнес-процессов
Процессно-ориентированное бюджетирование представляет собой интегрированную технологию, сочетающее в себе набор инструментов управления из различных методик и выгодно отличающуюся от традиционного функционального бюджетирования [2].
Основные отличия данных подходов к бюджетированию представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика функционального (традиционного) и процессного подходов к бюджетированию
Функциональный (традиционной) подход |
Процессный подход |
Бюджетирование служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов (традиционное инкрементное планирование). | Формирование бюджета на основе глубокого анализа последовательности формирования экономических результатов. |
В рамках данного не изучаются особенности продукции и потребителей, наличие которых вызывает отклонения планируемых показателей от фактически. | Позволяет увидеть совокупность процессов компании и понять места возникновения затрат и финансовых результатов, а также причины отклонений от запланированных показателей |
Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов. | Позволяет вносить изменения в планы в достаточно короткие промежутки времени, а не только в определённые отчетные периоды, то есть наличие быстрой обратной связи. |
На начальном этапе постановки системы бюджетирования при процессном подходе необходимо тщательно проанализировать действующую финансовую структуру предприятия, определить центры финансовой ответственности, четко провести границы бизнес-процессов на предприятии. На данном этапе при построении, внедрении процессов бюджетирования необходимо избегать дублирования учетных показателей и статей затрат.
Схематично процессно-ориентированный подход в бюджетировании можно представить в виде укрупненного алгоритма, представленного на рисунке 2.
Рисунок 2 – Процессно-ориентированный подход к бюджетированию [5]
При постановке процессно-ориентированного бюджетирования, входами процесса является плановая информация, получаемая от структурных подразделений предприятия, а основным выходом – проект бюджета предприятия. Руководитель финансовой службы является владельцем процесса бюджетирования и имеет в своем распоряжении следующие ресурсы: сотрудников, инфраструктуру, оборудование и пр. Поставщиками процесса бюджетирования являются владельцы основных и вспомогательных бизнес-процессов организации, которые предоставляют плановую информацию в установленной форме в определенные сроки, которые отражены в регламенте бюджетирования.
Деятельность процесса бюджетирования в каждом структурном подразделении основывается на «Регламенте бизнес-процесса бюджетирования в структурном подразделении». Сбор и предоставление плановой информации в структурных подразделениях регламентируются соответствующими документами, описывающими бизнес-процессы подразделений.
Следует отметить, что регламенты бюджетирования в организации описывают не только и не столько деятельность по сбору плановой информации, сколько основные процессы подразделений, в ходе выполнения которых появляется плановая информация, т. е. плановая информация является побочным выходом основного бизнес-процесса.
Руководители подразделений утверждают регламенты процессов и ответственны за обеспечение их исполнения. В этих документах указываются конкретные сроки предоставления плановой информации в финансовую службу, указаны согласованные формы документов и требования к их заполнению. Кроме того, на входах и выходах процессов фиксируются такие показатели, как время передачи документа и возможные отклонения по форме и содержанию (места сбора первичной информации будем называть контрольными точками). Информация, собираемая с контрольных точек, используется руководителями для анализа и улучшения бизнес-процессов. В данном случае финансовая служба является внутренним клиентом, получающим плановую информацию от других структурных подразделений [4].
При такой организации деятельности руководитель финансовой службы являясь координатором бюджетного процесса, не отвечает за работу по сбору и обработке плановой информации в подразделениях – за это отвечают руководители соответствующих отделов.
Конкретный центр ответственности осуществляет более детализированное планирование, индуктивный подход обеспечивает возможность сопоставления и анализа затрат по центрам ответственности при утвержденной бюджетной структуре совокупности затрат предприятия.
Процессно-ориентированное бюджетирование представляет собой «сквозной процесс», другими словами, данный процесс внедряется во все другие процессы.
Взаимосвязи отражаются и в соотношении понятий «Статья бюджета» – «Бюджет», что выражается в отражении одной статьи в разных бюджетах. В процессе бюджетирования постатейно определяется, на какие процессы могут быть отнесены затраты (доходы) связи «Бюджет» – «Статья бюджета». Логика процессно-ориентированного подхода к бюджетированию представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Процессно-ориентированный подход
Учитывая все вышесказанное можно выделить следующие этапы при внедрении бюджетирования в рамках процессного подхода:
1) Определение границ бизнес-процессов на предприятии, устранение дублирующих друг друга процессов.
2) Назначение начальников каждого процесса (обычного начальник подразделения), определение «входов» и «выходов» ресурсов каждого процесса.
3) Создание регламента бюджетирования на предприятии.
4) Внедрение «сквозного» процесса – бюджетирование.
Таким образом, с уверенностью можно сделать вывод о том, что постановка процессов бюджетирования разительно изменит систему внутреннего контроля на предприятии, что положительно скажется на ее адаптивности к условиям внешней среды.
Библиографический список
- Екимова К.В., Савельева И.П., Кардапольцев К.В. Финансовый менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 381 с.
- Кардапольцев К.В., Бургучёв Г.И. Особенности бюджетирования коммерческих организаций // Строительный комплекс: экономика, управление и инвестиции: сборник научных трудов. – 2013. – С. 95 – 98.
- Кардапольцев К.В., Бургучёв Г.И. Методологические основы бюджетного процесса и управленческого учета в коммерческих организациях // Актуальные проблемы экономики и управления: Тематический сборник научных трудов Международной студенческой научно-практической конференции. – 2014. – С. 11 – 16.
- Компьютерные информационные системы. Бюджетирование. – http://www.cis2000.ru/Budgeting/.
- Сорокина И.Ю., Управление затратами филиала транспортной компании на основе процессно-ориентированного подхода: дис. … канд. экон. наук / И.Ю. Сорокина. – Москва: Изд-во МГУПС (МИИТ), 2014.