Как известно рынок труда – экономическая система общественных отношений, которая связана с куплей и продажей рабочей силы.
Рассматривая Китайскую модель рынка труда можно отметить, что в ней сочетаются твердое регулирование трудовых отношений государственно-социалистического типа, при которых выявляются формальное однообразие с европейской моделью в государственном секторе, с полным отсутствием правового регулирования в частном и концессионном секторах, где преобладают трудовые отношения, сходные с раннекапиталистическими.
В конце XX в. формирование трудовых отношений в Китае проходило под знаком «социалистической модернизации», имеющей задачу создания «социалистической рыночной экономики».
В Законе о труде в Китайской Народной Республике, который вступил в силу с 1 января 1995г., выразились направления, которые свидетельствует о стремлении создать концепцию трудового права современного типа, которая соответствует основам и нормам международного трудового права, стандартам ООН и МОТ. При этом социалистические элементы присутствуют как в коллективном трудовом законодательстве, так и в отдельных формулировках, отражающих основополагающую идеологию («потребности социалистической рыночной экономики», «трудовое соревнование», «оплата по труду», «стимулирование образцового труда»).
В 70-80-е годы прошедшего столетия в Китае начались масштабные реформы трудовых отношений параллельно с реализацией экономических реформ. Закон о труде 1994 г. подвел результаты первого этапа преобразований трудового права и при этом образовал основу для дальнейшего формирования законодательства о труде. В течение ближайшего времени в Китае намереваются принять часть новых законов, дополняющих и конкретизирующих закон о труде. В числе создаваемых актов:
- законы о трудовом договоре;
- о поддержке трудоустройству;
- об охране труда;
- об оплате труда;
- трудовых спорах;
- об условиях труда.
Рынок труда в городах Китая разделен на два сектора: государственный и негосударственный. Несмотря на то, что в Китае эти секторы рынка труда владеют общими чертами, при всем при этом отсутствует единая система оплаты труда, система отбора персонала, система социального обеспечения. Длительный период в Китае спрос на квалифицированный труд превосходит его предложение. В связи с этим китайская политика, направлена на урегулирование спроса и предложения на рынке труда.
Анализируя модель трудовых отношений в Германии, следует выделить, что для данной страны наиболее свойственно социальное партнерство. Существенная задача рынка труда в Германии – обеспечение стабильной занятости населения. [1] Реализации установленного плана способствует решение задач: поддержки занятости посредством оказания помощи в поиске рабочего места, содействия в профессиональном обучении и переподготовки; осуществления консультаций; контроля дискриминации по половой принадлежности; страхования и помощи по безработице.
Страна рано поняла, что без решения «социального вопроса», то есть преодоления бедности работников, капиталистическая система не станет стабильной. Главным критерием, необходимыми для этого, считалось преодоление обширной безработицы и установление приемлемой для работника и работодателя оплаты труда.
В стране до сих пор имеются безработные, обладающие низким квалификационным уровнем, что затрудняет решить проблему безработицы.
Политика на рынке труда Германии не всегда оказывает содействие повышению занятости. Результативность реализовываемых мер часто низка. Немало денег расходуется на оргнанизацю общественных работ для безработных, тем не менее, как показывает практика, после их окончания шансы участников на получение хорошего рабочего места не только не увеличиваются, а скорее всего, понижаются. Но именно благодаря государственным мерам по предоставлению временной работы статистика безработицы кажется более успешной.
Тем не менее, рынок труда Германии не является конкурентным, так как правила поведения на нем строго урегулированы. Трудовым и социальным законодательством установлено, что все субъекты рынка труда не способны легко заключать трудовые договора, а должны входить в корпоративные союзы. Главную задачу на рынке труда Германии исполняют союзы работодателей, профессиональные союзы наемных работников и Федеральное ведомство по труду. [4]
Таким образом, огромное население Китая оказывает нарастающий натиск на решение многих экономических проблем, в том числе на проблему занятости. Существенная часть жителей используется в отраслях с высокой долей живого труда, и в первую очередь в сельском хозяйстве. А экономика Германии акцентируется, в первую очередь, хорошо сформированной промышленностью – электронной, горнодобывающей, химической. Так гордостью Германии является автопромышленность.
Библиографический список
- Антропов В.В. Опыт регулирования рынка труда в ФРГ / В. В. Антропов // Труд за рубежом. – 2001. – №4. С. 34-40.
- Гутник В.П. Германия // Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М.: Экономистъ, 2011. – 86с.
- Костюнина Г. М. Реформирование системы занятости и социального страхования в КНР // Труд за рубежом. – 2004. – №4. С.77-91.
- Ларин А.Г. Китайские мигранты в России: история и современность. – М., 2009. – 511с.
- Рабцевич А.А. Инновационная ориентация рынка труда в экономическом развитии региона // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2014. – №4. С.13.
- Рабцевич А.А. Условия достижения инновационной ориентации регионального рынка труда // Общество. Среда. Развитие. – 2014. – №2. С.45-50.
- Соловьева Н.Н., Раковская В.С. Миграционные процессы на рынке труда России (обзор ситуации и проблемы) // Российское предпринимательство. – 2011. – № 12-1. С.62-66.