13 ноября 1978 г. в Литве был образован Католический комитет защиты прав верующих. Основателями комитета были ксендзы:
- А. Сваринскас, 1925 года рождения, дважды в 1945-1955 гг. и 1958-1964 гг. был в заключении за участие в национально-освободительном движении. Когда отбывал первый срок в лагере был посвящен в сан (1950 г.), долго находился вместе с кардиналом И. Слипым. В 1978 г. служил в приходе в Видукле Тельшяйской епархии. 28 июня 1978 г. в газете «Тиеса» была напечатана критическая статья об А. Сваринскасе.
- Ю. Здебскис, 1929 года рождения, был посвящен в сан в 1952 г. после отбывания года заключения по обвинению в нарушении закона об отделении школы от церкви. Служил в приходе в Шилале Тельшяйской епархии.
- С. Тамкявичюс, 1938 года рождения, посвящен в сан в 1973 г., служит в приходе в с. Симна около близ Кибартая Вилькавишской епархии.
- Й. Кауняцкас в 1977 г. окончил духовную семинарию, служит в приходе в Висвенаи Тельшяйской епархии.
- В. Велавичюс, 1920 года рождения, отбывал наказание в 1948-1955 гг. за участие в национальном движении. В 1975 г. в списках ксендзов не значился.
О создании Католического комитета было заявлено 22 ноября 1978 г. в Москве на пресс-конференции, в которой приняли участие А. Сваринскас, Ю. Здебскис, С. Тамкявичюс и член Христианского комитета защиты прав верующих о. Г. Якунин.
Католический комитет защиты прав верующих попросил благословения у папы Иоанна-Павла II, а также выступил с предложением папе, президенту Дж. Картеру, архиепископу Кентерберийскому выработать международное соглашение о защите прав верующих. Новая религиозно-правозащитная организация также направила письма с реальными требованиями в государственные инстанции [1]. Комитет обращал внимание, что если у кого-то из его членов не будет возможности участвовать в работе комитета, то это место сразу же будет занято заранее намеченным кандидатом. Подчеркивалось тесное взаимодействие Католического комитета и Христианского комитета защиты прав верующих в СССР, причем, это трактуется не только как защита прав человека [2], но и развитие экуменического движения [3].
Л.М. Алексеева подчеркивала, что Католический комитет защиты прав верующих являлся рупором католического движения, т.е. очень влиятельной, организованной и массовой части общества в Литве [4, 5]. Основой данного движения были села и мелкие города, но постепенно в связи с расширением сферы влияния католицизм начал играть значимую роль и в крупных населенных центрах. Ключевым звеном данного процесса является литовская церковь – священнослужители и активные католики [6].
Комитет готовил и издавал документы и материалы о конкретных фактах нарушения прав верующих, объяснял незаконность гонений, основываясь на положения Основного советского закона – Конституции и международных соглашений, поддержанных СССР. Католический комитет фактически призывал священнослужителей Литвы не соблюдать принятое в 1976 г. в Литовской ССР Положение о религиозных объединениях в связи с его неканоничностью и неконституционностью. Основная часть католических священнослужителей в открытую поддержала этот призыв комитета.
17 апреля 1980 г. был проведен обыск у С. Тамкявичюса, в ходе которого были конфискованы экземпляры «Хроники текущих событий», «Континента», материалы Католического комитета, книга А.А. Зиновьева «Зияющие высоты» и другие документы. В этот же день обыску подвергли А. Сваринскаса, у него изъяли документы, связанные с деятельностью Комитета, выпуски «Тесос кяляс» и «Континента» [7].
Весной 1980 г. комитет открыто поддержал русских правозащитников – А.Д. Сахарова, Т.М. Великанову, православного священнослужителя Г.П. Якунина, арестованных в одно время с литовским диссидентом А. Терляцкасом [8].
В ноябре 1980 г. комитет направил обращение в Мадридскую конференцию стран, участвовавших в Хельсинкских соглашениях, где характеризовалось положение католиков в Литве, и указывалось на притеснение свободы совести и прав верующих [9].
В ноябре 1980 г. состав комитета пополнился еще тремя священниками, 22 декабря 1980 г. был принят в комитет В. Скуодис, преподаватель Вильнюсского университета, участника самиздатовских изданий [10] «Alma Mater» и «Перспективы». 15-22 декабря 1980 г. в Верховном Суде ЛитССР в Вильнюсе рассматривалось дело по обвинению В. Скуодиса, П. Печелюноса и Г. Ешмантаса по ст. 68 УК ЛитССР (аналог ст. 70 УК РСФСР). Все подсудимые отказались от адвокатов, защищали сами себя. В начале судебного заседания В. Скуодис заявил отвод суду, поскольку в него входили члены КПСС, т.е. заинтересованные лица. Отвод не приняли. В. Скуодиса обвиняли в авторстве книги «Духовный геноцид в Литве», писем и обращений и т.п. Подсудимые отказались признать себя виновными. П. Печелюнас был удивлен, что его судят вместе с людьми, которых он не знает. Граждан, давших свидетельства против В. Скуодиса, не допрашивали. Суд приговорил В. Скуодиса к 7 годам лагерей строгого режима и 5 годам ссылки [11].
В декабре 1981 г. на литовских священнослужителей Бучинскаса и Размантаса были наложены штрафы за проведение религиозной процессии на кладбище в День поминовения. Они направили протест первому секретарю ЦК КП Литвы П.П. Гришкявичюсу. Католический комитет выступил в их защиту (документ № 51) [12].
В январе 1983 г. арестовали А. Свариснкаса и приговорили к 7 годам лагерей и 3 годам ссылки. Во время судебного процесса А. Сваринскаса (март 1983 г.) в Вильнюсе арестовали С. Тамкявичюса и приговорили его (декабрь 1983 г.) к 6 годам лагерей и 4 годам ссылки. С. Тамкявичюс вспоминал, что еще в 1979 г. их приглашали в прокуратуру, где требовали прекратить незаконную деятельность, иначе будет предъявлено обвинение по ст. 68 УК Литовской ССР (аналог ст. 70 УК РСФР). Предупреждение не было услышано, и комитет продолжал функционировать. Так было до 1983 г., когда к власти пришел Ю.В. Андропов, и начались репрессии в отношении правозащитников, религиозных диссидентов [13].
За пять лет своей деятельность Католический комитет подготовил 54 документа, многие из которых были направлены Л.И. Брежневу, А.Н. Косыгину, П.П. Гришкявичусу [14]. Эти документы частично публиковались в «Хронике текущих событий», «Хронике Литовской Католической церкви» [15].
Ю. Здебскис погиб в автокатастрофе 5 февраля 1986 г.
Библиографический список
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 14.
- Гарькин И.Н., Королева Л.А. Правозащитное движение в СССР (1960-1980 гг.) // История и археология. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/959 (дата обращения: 17.02.2015).
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 46.
- Королева Л.А., Молькин А.Н. Оппозиционные национальные движения в СССР. 1950-1980 гг. // История и археология. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/02/875 (дата обращения: 17.02.2015).
- Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Советское оппозиционное движение в Прибалтике. 1950-1980-е гг. // История и археология. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/956 (дата обращения: 17.02.2015).
- Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. Вильнюс – М., 1992. С. 45.
- ХТС. Вып. 56 // http://www.memo.ru/history/diss/chr/
- Хроника Литовской католической церкви. Вып. 19. С. 146; Вып. 28. С. 176; ХТС. Вып. 56 // http://www.memo.ru/history/diss/chr/
- Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. Вильнюс – М., 1992. С. 37.
- Королева Л.А., Гарькин И.Н. Оппозиционные журналы о сопротивлении режиму в СССР (1950-1980-е гг.) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 3.
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 425.
- ХТС. Вып. 64 // http://www.memo.ru/history/diss/chr/
- Архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичюс о своем «лагерном» опыте // http://www.katolik.ru/strany-sng/109829-arxiepiskop-kaunasskij-sigitas-tamkyavichyus
- Архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичюс о своем «лагерном» опыте // http://www.katolik.ru/strany-sng/109829-arxiepiskop-kaunasskij-sigitas-tamkyavichyus
- Хроника Литовской Католической церкви. Нью Йорк, 1979 // http://p-w-w.ru/index.php?topic=10251.msg208251#msg208251