“Нельзя достигать мобильности ценой здоровья и жизни людей ” отмечается в Резолюции 58/289 Генеральной ассамблеи ООН от 14.04.2004″Улучшение глобальной безопасности дорожного движения “.
Человек, его жизнь, здоровье и безопасность в соответствии с Конституцией Украины, признаны высшей социальной ценностью в нашем государстве. Однако по сравнению со странами Европы состояние безопасности дорожного движения в Украине можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительное через высокий уровень смертности и дорожно-транспортного травматизма.
Ежегодно тысячи граждан нашего государства гибнут, становятся инвалидами, что влечет за собой глубокие душевные страдания миллионов граждан – кроме пострадавших, их близким и родственникам.
Невосполнимой потерей для общества является гибель или увечье детей, молодежи, что наносит огромный вред будущему государства [1].
В 2000 году ООН приняла Декларацию Тысячелетия. В этом программном документе изложены основные направления действий, реализация которых поможет достичь существенного прогресса в жизни людей к 2015 году. Травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий, не были признаны тогда как одна из самых серьезных проблем здравоохранения [2]. Та же ситуация повторилась при принятии итогового документа и на Мировом Саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году. И хотя документ действительно содержал короткое упоминание о безопасности передвижения в целом, он не определял дорожную безопасность как предмет особого беспокойства.
Показательно, что в то время как малярия и туберкулез, обширно представлены в Декларации тысячелетия ООН, дорожно-транспортный травматизм там отсутствуют, несмотря на то, что он аналогичным образом влияет на уровень смертности и увечий (Таблица 1). Малярия, туберкулез и дорожно-транспортный травматизм занимают схожие позиции среди насущных проблем общественного здоровья. Рассмотрим ситуацию со смертностью для приблизительного сравнения с уровнем глобальной поддержки профилактики дорожно-транспортного травматизма [3].
Таблица 1
Двенадцать основных причин смертности на Земле
Рейтинг смертности |
Причина |
Процент от общего количества |
1 |
Ишемическая болезнь сердца |
12,6 |
2 |
Нарушение черепно-мозгового кровообращения
|
9,7 |
3 |
Инфекция нижних дыхательных путей |
6,9 |
4 |
ВИЧ/СПИД |
4,8 |
5 |
Хронические обструктивные заболевания легких |
4,8 |
6 |
Перинатальное состояние |
4,3 |
7 |
Заболевание желудочно-кишечного тракта |
3,3 |
8 |
Туберкулез |
2,7 |
9 |
Рак трахеи, легких, бронхов |
2,2 |
10 |
Дорожно-транспортный травматизм |
2,1 |
11 |
Сахарный диабет |
1,7 |
12 |
Малярия |
1,6 |
В Украине один из самых высоких уровней риска гибели в ДТП (показатель количества погибших на 100 ДТП у нас составляет 15-17, что в 7-8 раз больше, чем в Германии, Португалии, Швеции, Австрии и в 3-4- чем в Венгрии, Дании, Финляндии и Франции.
Учитывая ситуацию, сложившуюся в Стране, Кабинет Министров Украины Распоряжением от 30.10.2008 утвердил Концепцию Государственной целевой программы повышения безопасности дорожного движения на 2009-2012 годы [1].
Основной целью Программы является снижение уровня аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, создание безопасных и комфортных условий движения транспортных средств по улично-дорожной сети, а также усовершенствование системы государственного управления безопасностью дорожного движения.
Одной из основных причин низкого уровня безопасности дорожного движения по определению Концепции является низкая эффективность системы организационно-планировочных и инженерных мероприятий, направленных на совершенствование организации движения транспорта по пешеходов [4].
Актуальность темы. Относительное количество погибших у нас в 7 – 10 раз больше, чем в развитых странах. Последствия ДТП в Украине наносят ущерб в размере 1,4 % ВВП. Через несколько лет количество автомобилей, риски аварийности и убытки удвоятся. При неосуществлении кардинальных мер по повышению безопасности на дорогах будут сдерживаться инвестиции в экономику страны, через опасность передвижения и транспортировки. Важным аспектом международных отношений является отношение к жизни и здоровья человека [1].
Автомобильный транспорт представляет собой одну из важнейших отраслей народного хозяйства. В Украине, как и в других странах мира, автомобиль находит широкое применение для хозяйственных и деловых поездок, для поездок к местам кратковременного и длительного отдыха и др.
Происходит процесс автомобилизации, суть которого заключается в быстром росте автомобильного парка и в проникновении автомобиля во все сферы экономической и социальной деятельности человека.
Продуктивная работа автомобильного транспорта, эффективное использование личных автомобилей требуют наличия развитой сети автомобильных дорог с качественным их обустройством.
Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от технического уровня и состояния дорог. При ухудшении технического состояния дороги снижается производительность и безопасность дорожного движения, повышается себестоимость перевозок.
Современные автомобильные дороги должны обеспечивать безопасность дорожного движения, учитывая при этом психофизиологические способности восприятия водителями дорожных условий. Должны быть повышены и требования к удобства движения на дорогах.
Наиболее острой проблемой, вызванной резким ростом автомобилизации, является аварийность. По данным Всемирной ассоциации дорожных конгрессов и Международной дорожной федерации на автомобильных дорогах всех континентов ежегодно погибает более 200 тыс. чел., а потери от аварийности во многих странах составляют около 1 % национального дохода [5].
Скопление автомобилей на дорогах и улицах, увеличение интенсивности и плотности движения влечет за собой снижение скорости, способствует возникновению заторов, что в свою очередь увеличивает себестоимость перевозок, снижает производительность работы автомобильного транспорта.
Обеспечение эффективных мер по повышению безопасности дорожного движения, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду – все это является сложным социально-экономическим и техническим заданием.
Решается она путем строительства новых дорог, реконструкции существующих, повышения транспортно-эксплуатационного уровня сети дорог, которая уже сложилась.
Чем выше транспортно-эксплуатационный уровень автомобильных дорог, тем в меньшей степени проявляются негативные последствия автомобилизации.
При этом необходимо иметь в виду, что транспортно-эксплуатационный уровень современной автомобильной дороги определяется не только сообщением геометрических элементов трассы, количеством полос движения, состоянием проезжей части и обочин, но и инженерным оборудованием дороги, и в большинстве требования безопасности дорожного движения удовлетворяются именно благодаря широкому и умелому использованию инженерного оборудования.
К инженерному оборудованию автомобильных дорог относятся технические средства организации дорожного движения (ТС ОДР) – ограждения, дорожные знаки и указатели, разметка проезжей части, освещение, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления дорожным движением)[6], [7].
Технические средства организации дорожного движения автомобильных дорог в значительной степени способствуют стабилизации режимов движения транспортных средств, безопасности, экономичности и комфортабельности дорожного движения, смягчению негативного влияния транспортных потоков на окружающую среду.
Организационно-правовой основой установки и эксплуатации ТС ОДР на автомобильных дорогах есть правила дорожного движения, общегосударственные стандарты, нормативные документы, регламентирующие деятельность подразделений дорожно-эксплуатационной службы и Госавтоинспекции.
Уже на сегодня явно наметился значительный отрыв европейских, заокеанских стран и конечно России и Белоруссии от Украины в производстве прогрессивных ТС ОДР. Очень заметно это по международным выставкам, научно-практическим семинарам, и просто из разговоров с туристами. Уже сегодня Росавтодор ставит задачу перед своими подразделениями по немедленному внедрению термопластиковой горизонтальной дорожной разметки на всех дорогах федерального значения, а например автомобильные дороги общего пользования Луганской области по состоянию на сегодня не имеют ни одного метра такой разметки.
Основу исследования составили теоретические и практические труды в области организации БДД отечественных и зарубежных ученых в числе которых В.Ф. Бабков, А.П. Васильев, В.К. Жданюк, Г.И. Клинковштейн, Ю.А. Кременец, М.М. Поздняков, Є.Д. Прусенко, И.М. Пугачев, С.Г. Цупиков, В.В. Ушаков А.В., Бусел и много других специалистов [8].
Реализация поставленной цели, которая заключается в повышении безопасности дорожного движения, предполагает решение следующих основных задач:
- Проведение полного анализа аварийности на автомобильных дорогах общего пользования Украины, и в частности Луганской области;
- Уменьшение количества погибших и пострадавших в ДТП путем внедрения современных ТС ОДР;
- Снятие с учета МК ДТП;
- Экономия государственных средств;
- Внесение изменений и новых предложений в существующих нормативов по безопасности движения.
Методы исследования. Проведены теоретические и практические исследования, основанные на передовом мировом опыте.
Научная новизна работы состоит в отходе от локального решения вопросов БДД и обосновании единого методологического подхода к решению задач обеспечения БДД путем системного применения современных ТС ОДР на территории Луганской области за счет средств государственного бюджета на капитальный, текущий планово-предупредительные ремонты и эксплуатационное содержание автодорог [9].
Практическая ценность. Проведенные в работе исследования и полученные результаты позволяют:
- За короткий срок и относительно небольшие средства выполнить значительные объемы работ по обеспечению БДД на автодорогах общего пользования Луганской области;
- Подготовить предложения к изменению в ПДД, и другие нормативные документы;
- Донести до сведения общественности через доклады и статьи проблемы ОДР в Луганской области и Украине в целом и пути их решения;
- Включить результаты работы в конспект лекций по дисциплинам “Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов”, “Дорожные знаки” и “Организация и правила дорожного движения” для обучения студентов-дорожников ГВУЗ “Луганский строительный колледж”.
Библиографический список
- Постанова Кабінету Міністрів України від 30. жовтня 2008 р № 1384-р «Про схвалення Концепції Державної цільової програми підвищення рівня безпеки дорожнього руху на 2009-2012 роки». – Київ: Рада, 2008.
- Resolution adopted by the General Assembly. United Nations Millennium Declaration № 55/2. 18 September 2000. – 19 Р.
- Mathers С., Loncar D Updated projections of global mortality and burden on disease, 2002-2030: data sources, methods and results, WOZ, October 2005.- Р. 48
- «Про Концепцію Державної цільової програми підвищення безпеки дорожнього руху на 2009-2012 роки» // Дорожня галузь України. – 2009. – № 2. – С. 40-42
- World report on road traffic injury prevention. World Health Organization. – Geneva, 2004. – Р. 16.
- Ушаков В.В. Поспелов П.И. Залуга В.П. Саламахин П.М. Федотов Г.А. Яковлев Ю.М. Васильев А.И. Ольховиков В.М. Силкин В.В. Ларина Т.А. Расторгуев М.Ю. Справочник дорожных терминов. – Москва: Экон, 2005. – 218 с.
- ДСТУ 2935-94 Безпека дорожнього руху. Терміни та визначення. – Київ: Держстандарт України 1994
- Осипов В.О. Електронна бібліотека технічної літератури циклової комісії автодорожніх дисциплін. – Луганськ: ЛБК, 2011. – 40 000 с.
- ВБН Г.1-218-530-2006 Класифікація робіт з ремонтів та експлуатаційного утримання автомобільних доріг загального користування. – Київ: Укравтодор 2006.