В начале ХХ века планирование в России не отличалось от общемировой теории и практики, осуществлялось по канонам рыночной экономики, а по некоторым направлениям и опережало их.
Только в условиях развития рыночных отношений в России в 1990-е годы финансы становятся одним из основных видов ресурсов, их ограниченность начинает лимитировать производство. В результате чего возрастает роль финансового планирования, изменяются его содержание и методы.
Финансовое планирование направлено на оценку возможных будущих финансовых последствий принимаемых сегодня решений. На основе таких прогнозов формируются конкретные планы, в которых отражаются финансовые показатели компаний.
Во многих видах деятельности, например, связанных с инновациями, роль прогнозирования велика, так как, как правило, высока неопределенность будущих результатов, их изменчивость в зависимости от выбранных начальных условий реализации проектов и факторов, на которые инициаторы проектов влиять не могут.
Авторы Ч.Т.Хорнгрен и Дж.Фостер бюджет характеризуют планом, в котором отражаются количественные показатели[1].
Бюджетирование необходимо рассматривать как инструмент управления, направленный на оптимизацию бизнеса с целью повышения его конкурентоспособности[2].
К основным задачам планирования в компании можно отнести:
- Определение количественных ориентиров, по которым компании будут действовать для достижения своих целей;
- Определение структуры и необходимого объема финансовых ресурсов компании для выбора источников финансирования;
- Определение жизнеспособности компании, условий ее выживания;
- Предоставление информационного материала для внешних инвесторов;
- Контроль за деятельностью предприятия.
Компаниям необходимо разрабатывать комплексную систему планирования, которая должна отвечать долгосрочным целям по увеличению рыночной стоимости компании.
Первым шагом для разработки системы планирования считается переход к концепции стратегического финансового планирования, для чего необходима четкая формулировка стратегии компании.
Низкая эффективность бюджетирования в компаниях наблюдается из-за разрыва между целями предприятия и самой системы бюджетирования [3].
Компании могут эффективно работать длительное время только при обоснованном и реальном плане. Внедрение системы бюджетного планирования и контроля актуально для предприятий тем, что эффективность процесса управления деятельностью компании и его структурных подразделений может быть обеспечена только с помощью составления, исполнения и контроля статей бюджета[4].
При внедрении бюджетирования коммерческое предприятие повышает зону ответственности структурных подразделений за конечный результат.
Улучшению качества планирования может способствовать организация планирования по центрам ответственности, т.е. делегирование полномочий и ответственности в структурные подразделения с последующим консолидированием бюджета в целом по компании.
Планирование по центрам ответственности имеет следующие преимущества:
- Позволяет проявлять гибкость при изменении как внешних, так и внутренних условий;
- Работники структурных подразделений имеют больше информации о целях и задачах, которые стоят перед ними и перед всем коллективом;
- Решения принимаются более оперативно;
- Деятельность работников компаний становится мотивированной, так как они имеют возможность проявлять инициативу;
- Работники высшего звена управления могут сконцентрироваться на стратегическом планировании компании.
Такое понимание бюджетирования предполагает пересмотр и обновление стратегических планов – это постоянный встроенный процесс. Рассмотрение различных сценариев, управленческая гибкость в процессе составления бюджетов достаточно часто могут приводить к необходимости корректировки стратегии.
Библиографический список
- Хорнгрен Ч.Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект/ Ч.Т.Хорнгрен, Дж.Фостер. – М.: Финансы и статистика. 2000. – с.97
- Шаринова Г.А. Внедрение бюджетирования на средних и мелких предприятиях // Российское предпринимательство. — 2014. — № 21 (267). — c. 74-77. — http://www.creativeconomy.ru/articles/37402/
- Рыжакина Т.Г. Бюджетирование как инструмент управления стратегией предприятия // Российское предпринимательство. — 2013. — № 12 (234). — c. 40-46.
- Шаринова Г.А. Бюджет предприятия как инструмент в управлении финансами//Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. – 2014. -№1 (57). – c.52-54.