Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Большинство людей испытывают при этом немалые затруднения, связанные с отсутствием необходимого уровня финансовой грамотности. Лишь незначительная часть людей умеет заставить деньги работать на себя, большая часть населения Земли всю жизнь учится работать за деньги. В качестве доказательства существующей проблемы и ее масштабов можно привести следующий факт – половина мирового богатства (недвижимость и финансовые активы) сосредоточена в руках 2% населения Земли. Искусству управления финансами не учат в школе, об этом не принято вести систематических разговоров внутри семьи – и так из поколения в поколение, но если родители финансово неграмотны, и детям негде получить необходимые знания, умения, представления об эффективном управлении личными финансами – получается замкнутый круг. Его можно разорвать единственным способом – постоянно повышать финансовую грамотность населения, делая это последовательно, целенаправленно, осознанно, с самого раннего возраста, не останавливаясь на проведении отдельных мероприятий и исследований, а формируя целостную систему повышения финансовой грамотности населения, целое поколения финансово грамотных людей.
Финансовая грамотность – сложное, многоаспектное понятие, находящееся за пределами определенных географических, политических, экономических и социальных границ. Развитие экономик отдельных стран и мировой экономической системы в целом зависит от инвестиций, которые направляют в них отдельные люди и группы людей; все это образует сложную сеть взаимосвязанных и взаимозависимых отношений, в связи с чем, нельзя недооценивать уровень финансовой грамотности отдельных граждан и ее влияние на развитие мировой экономики.
Финансовая некомпетентность граждан пагубно сказывается не только на личном благосостоянии конкретных индивидов из-за неправильного выбора контрагента на финансовом рынке или вида финансовой услуги, неверных решений в области личных финансов или вообще их отсутствия, избегания, пассивной позиции по отношению к личным финансам, но и оказывает мощное негативное влияние на развитие самих финансовых рынков и экономики в целом. Не подготовленные в достаточной степени инвесторы, ведомые страхом и другими иррациональными чувствами, а не разумом, знаниями, осознанностью и рациональным восприятием ситуации склонны впадать в панику, неся серьезную угрозу финансовой системе страны, что можно было наблюдать на финансовом рынке России в декабре 2014 года. Неграмотные заемщики, которые не смогли вовремя и в полной мере оценить все риски, связанные с кредитом, оказываются не в состоянии платить по долгам, что лишает финансовой устойчивости банковскую систему. Некомпетентные малоинформированные клиенты, обладая инвестиционными возможностями, не в состоянии эффективно управлять личными сбережениями и находить достойное приложение своим капиталам. Все это ведет к снижению сберегательной и инвестиционной активности граждан и отражается в ухудшении общей экономической ситуации в стране, лишает экономику «длинных» денег, долгосрочных инвестиций, без которых осуществление полномасштабной модернизации всех сфер не представляется возможным.
Многочисленные исследования, проведенные в зарубежных странах, показали, что даже в таких развитых странах как США и Япония, уровень финансовой грамотности населения, в первую очередь, молодежи, оставляет желать лучшего, более того, значительная часть населения этих стран страдает так называемой «финансовой фобией» и «сторонятся любой финансовой информации – от состояния банковских счетов до сбережений и страхования». На наш взгляд, данный факт объясняется тем, что осмысление финансовой информации требует огромных усилий и связано с повышенной осознанностью и личной ответственностью за принимаемые решения в области финансов. В большинстве своем люди предпочитают уклоняться от принятия на себя лишней ответственности, занимают пассивную позицию, инфантильны и не готовы к глубокому осмыслению сложной финансовой информации, требующей огромных энергозатрат, затрат времени, концентрации внимания.
Существует множество подходов к определению финансовой грамотности. В отечественной практике финансовую грамотность принято определять как знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, а также умение их использовать при возникновении потребности и понимание последствий своих действий. На наш взгляд, данное определение финансовой грамотности не отражает всей сложности и многогранности этого понятия. Финансовую грамотность также возможно определять как:
- понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей;
- способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор соответствующих финансовых инструментов, создавать сбережения, в целях обеспечения будущего, быть готовыми к различным рискам, включая потерю работы;
- способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сфере управления личными финансами для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.
В целом суть финансовой грамотности можно определить как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла индивида.
В России в последнее время наблюдается интерес к вопросам повышения финансовой грамотности, проводится ряд исследований по данной тематике, особое место среди которых занимают исследования уровня финансовой грамотности молодежи. Так, в 2014 году Россия приняла участие в первом международном исследовании уровня финансовой грамотности 15-летних учащихся, наряду с учащимися 18 ведущих стран мира, представляющих 40 % мирового ВВП. Исследование проводилось в рамках Международной программы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В нашей стране исследование было проведено в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», осуществляемого Минфином с 2011 года совместно с Всемирным банком.
Согласно результатам данного исследования, Россия заняла 10 место из числа 18 стран – чуть более 80 % российских школьников продемонстрировали наличие и готовность использовать знания и умения в области финансов , что можно охарактеризовать как положительный результат для России, у которой опыт становления экономики рыночного типа и развития финансовых рынков исчисляется всего лишь двумя десятками лет. Лидерами в вопросах финансовой грамотности стали школьники Шанхая, а также Австралии, Бельгии и других стран, имеющих долгосрочные программы финансовой грамотности, что еще раз доказывает высокую эффективность таких программ. Из тематических областей наибольшие затруднения у российских школьников вызвали вопросы кредитования, банковских вкладов, налогообложения, инвестирования и обеспечения безопасности при совершении Интернет-покупок. Результаты исследования используются в процессе разработки “Национальной стратегии финансовой грамотности”, за подготовку которой отвечает Министерство финансов РФ.
Однако результаты данного исследования – не повод для расслабления, так как в современном мире необходимо уверенно ориентироваться в сложных финансовых вопросах, а для экономики России на сегодняшнем этапе это особенно необходимо. В условиях существующей политической и экономической нестабильности, санкций, резкой девальвации национальной валюты, множества финансовых рисков, неустойчивости банковской системы и всей финансовой системы России, ориентации на импортозамещение, модернизацию экономики и всех сфер общественной жизни, резко повышается значение повышения личной конкурентоспособности и ответственности каждого гражданина и всей страны в целом, в основе которых лежит финансовая грамотность населения как осознанное и ответственное поведение в сфере решения любых финансовых вопросов.
Начинать формирование финансовой грамотности надо именно с молодежи по целому ряду причин. Чем раньше молодежь усвоит основные финансовые понятия, знания, навыки управления личными финансами, тем ранее будут сформированы полезные привычки в области управления финансами (например, привычка вести учет расходов, планировать доходы, накопления и т.д.), а, как известно, именно полезные привычки, в итоге, определяют насколько успешен тот или иной человек. Стратегической задачей должно стать формирование целого поколения успешных людей, с новыми полезными финансовыми привычками, которое станет основной движущей силой модернизации всех сфер общества.
Современная молодежь является активным потребителем товаров и услуг. Все в большей степени она становится основным объектом внимания и главным целевым сегментом для розничных торговых сетей, производителей рекламы, финансовых услуг. Недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям, за которые придется расплачиваться на протяжении многих лет (например, ипотечный кредит в иностранной валюте в условиях девальвации национальной валюты).
При формировании финансовой грамотности молодежи необходимо учитывать психолого-возрастные особенности данной группы граждан – необходимо установить непосредственную связь между получаемыми финансовыми знаниями и их применением на практике, учитывать потребности каждого этапа жизненного цикла молодых людей, приучать к ответственности за решения в области финансов.
Вложения в повышение финансовой грамотности молодежи принесут наибольшую отдачу в стратегическом плане, так как это наиболее восприимчивый к обучению слой населения. Такой подход позволит достичь максимального охвата различных слоев населения, поскольку в школах и вузах учатся дети из всех социальных групп. Финансовое образование молодых людей будет иметь наиболее долгосрочный эффект – ведь у них впереди целая жизнь, то есть основы финансовых знаний, представлений и навыков закладываются сразу у целого нового поколения. Именно в раннем возрасте возможно заложить не только основы культуры, в том числе и финансовой, но и стимулы к самообразованию на протяжении всей жизни, в данном случае, в сфере финансов.
Таким образом, необходимо создание целостной системы повышения финансовой грамотности молодежи, что будет своеобразным ключом к модернизации экономики России, необходимым для того, чтобы каждый гражданин нашей страны мог четко осознавать свои возможности, права, защиту этих прав на финансовом рынке, с высокой степенью ответственности принимать финансовые решения, учитывая их влияние на личное благосостояние и экономику страны в целом.
Библиографический список
- Кузина О.Е. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 4(92).
- Стахович Л.В. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики; Федеральный образовательный портал ЭСМ (Экономика. Социология. Менеджмент.) URL: http://ecsocman.hse.ru/iconf/33372699/participant/27315514.html
- Финансовая грамотность – жизненный навык, необходимый молодежи в 21 веке (по результатам первого международного исследования уровня финансовой грамотности 15-летних учащихся); Пресс-релиз Министерства финансов РФ http://minfin.ru/ru/press/press_releases/index.php?id_4=22549