Введение
Современная парадигма природопользования формулирует задачи сохранения и естественных ландшафтов и коадаптивного развития хозяйственной деятельности человека при сохранении природных ресурсов. В данных условиях необходимо не только сохранить естественные ландшафты, но и обеспечить рациональное природопользование в их пределах при сохранении естественных природных ресурсов. Система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) является основой сохранения естественных ландшафтов любого региона. С другой стороны природные ресурсы ООПТ являются рекреационным аттрактором и развитие рекреационной деятельности представляется весомым звеном в экономике многих регионов, в том числе и Республики Крым. Современные научные представления и нормативные положения, закрепленные в системе экологического права, позволяют осуществлять рекреационную деятельность в ООПТ при условии определенных ограничений в зависимости от статуса ООПТ.
При рассмотрении организации системы рекреационной деятельности в ООПТ, необходимо отметить, что рекреация является сферой деятельности управляемой и, во многом стандартизированной и исследование сущности системы рекреационного природопользования в ООПТ, прежде всего, должно быть направлено не на изменение понимания категории рекреационного использования территории, а на изучение сущности его функциональной организации в условиях безусловного превалирования природоохранной составляющей в системе природопользования в пределах ООПТ.
В научной литературе накоплен значительный пласт исследований, именно территориальной системы рекреационного природопользования. При этом разработаны как теоретические положения так и множественные практические примеры организации рекреации в ООПТ. Отметим базовые теоретические разработки Алпатьева А.М. [1], Арманда Д.Л. [2], Гдалина Д.А. [3], Жекулина В.С. [4], Исаченко А.Г. [5, 6], Преображенского В.С. [8], Багрова Н.В. [7], Мироненко Н.С. [9], Твердохлебова И.Т. [10], Реймерса Н.Ф. [11] в сфере изучения подходов к организации рекреационной деятельности в пределах естественных ландшафтов.
Однако, комплексного изучения рассматриваемого вопроса с позиций социально-экономической географии, на сегодняшний день нет. Четко не сформулированы понятия функциональной, отраслевой, территориальной структур рекреационной системы в пределах ООПТ. В большинстве случаев существующие экономико-географические исследования сводятся к изучению административно-экономического способа организации территории, при котором тесно взаимодействуют два вида природопользования: охрана природы и рекреационная деятельность.
Цель работы: обоснование возможности создания модели территориальной рекреационной системы в пределах особо охраняемых природных территорий (ТРС ООПТ), её структурных компонентов в изучении региональных особенностей развития рекреации в ООПТ. В ходе исследования решались следующие задачи: выяснить сущность территориальной рекреационной системы в ООПТ; описать особенности её структурных компонентов, выявить возможности использования компонентов ТРСООПТ в управленческой практике регионального развития.
Результаты и обсуждение
Рекреационная деятельность в пределах ООПТ является объектом, находящимся на стыке исследования геоэкологии и рекреационной географии, что обуславливает достаточно широкий спектр подходов и целевых ориентиров исследования, в зависимости от специфики науки. Согласно устоявшимся определениям в рекреационной географии, изучение рекреационной системы представляется как область знаний о закономерностях специфической социально-географической системы, состоящей из взаимосвязанных подсистем: природных и культурных комплексов, инженерных сооружений, обслуживающего персонала, органа управления и, наконец, отдыхающих (рекреантов), характеризующаяся как функциональной целостностью (состояние подсистем определяется социальной функцией системы в целом), так и территориальным географическим распределением [9].
С точки зрения геоэкологической науки рекреационные возможности ООПТ (даже специально выделенных для этой цели участков в пределах соответствующих единиц ООПТ) могут использоваться только как дополнительные и подчиненные ее природоохранным функциям. С другой стороны, особый охранный статус обеспечивает более тщательное сохранение природных ресурсов в пределах ООПТ, в том числе и имеющих рекреационную привлекательность, что обеспечивает возможность более длительное ограниченной «эксплуатации» рекреационного ресурса.
Учитывая данные положения, по нашему мнению, территориальная рекреационная система в пределах особо охраняемых природных территорий (ТРС ООПТ) может быть представлена как исторически сложившееся сочетание взаимосвязанных разнородных компонентов природоохранной и рекреационной отрасли, сформировавшееся в природно-экологической и социально-экономической среде региона для поддержания превалирующих средообразующих функций территории и комфортных условий выполнения рекреационных функций в пределах ООПТ.
ТРС ООПТ характеризуется взаимосвязью в пределах конкретной территории четырех компонентов: функциональных, отраслевых, управленческих и территориальных, в совокупности образующих определённую группу социально-экономических систем. Данная система обязательно приурочена к конкретной территории различного пространственного уровня с конкретным объектом или группой объектов ООПТ.
Являясь разновидностью социально-экономических систем ТРС ООПТ, имеет ряд принципов построения, характерных в целом для систем, и адаптированных в условиях системы рекреации и охраны природы:
- открытость – принцип построения ТРС ООПТ, означающий возможность непрерывного обмена с окружающей средой, при этом ведущее значение для рассматриваемой системы имеет фоновая экологическая ситуация для выполнения природоохранных функций и фоновая рекреационная ситуация для выполнения рекреационных функций. В идеале такой обмен может осуществляться непрерывно, откуда вытекает возможность управления всеми природными ресурсами и рекреационными потоками. На практике ТРС ООПТ демонстрируют целый спектр переходных состояний: от полной открытости для рекреационного использования до полной изоляции или ограничения рекреации;
- иерархичность – принцип построения ТРС ООПТ предусматривающий наличие структурных компонентов и включённость в территориальную социально-экономическую систему более высокого уровня и наличие включенных систем более низкого уровня. Принцип иерархичности распространяется на каждый из блоков компонентов ТРС ООПТ: функциональных, отраслевых, управленческих и территориальных. В пределах территории любого пространственно-временного уровня можно обнаружить компоненты ООПТ соответствующего пространственного уровня;
- сопряжённость – принцип построения ТРС ООПТ предусматривающий наличие и необходимость взаимосвязи между элементами природоохранной и рекреационной функциональных составляющих, при этом природоохранные компоненты базируются на постулате необходимости обязательного сохранения природного ресурса и доминируют над рекреационными. Цель функционирования каждого сопряженного компонента – обеспечить наиболее высокий уровень охраны природы при получении экономической и социальной выгоды от рекреации. Если система выполняет данную функцию без негативного влияния на охраняемые природные компоненты, то подобная система может обеспечить собственное самосохранение;
- антропоцентричность – принцип построения ТРС ООПТ в результате ориентированности данного типа социально-экономических систем на территориальные общности людей. ТРС ООПТ обнаруживает множество особенностей специализации рекреационных потоков специфического характера. При этом возможно ориентиром является четко определенная группа людей с соответствующими познавательными интересами к конкретному природному ресурсу ООПТ;
- природоцентричность – принцип построения ТРС ООПТ, в результате которого необходимость сохранения природного ресурса ООПТ является основной целью, при этом существование ООПТ без рекреационного использования является так же обоснованными, а рекреационная деятельность является сопутствующей и не может наносить негативное влияние компонентам ландшафта ООПТ;
- саморегуляция – принцип построения ТРС ООПТ, который связан с обеспечением самоорганизации различных процессов в системе. Основной принцип саморегуляции в системе – это стремление максимально повысить уровень охраны природы, и, прежде всего, ее качественную составляющую, при развитии рекреационных функций территории. Для выполнения данного приоритета необходимо иметь в системе не только блок управления, но и в обществе должно быть приоритетное стремление к повышению экологических знаний, а орган управления должен поддерживать и раскрывать его;
- лимитируемость – принцип построения ТРС ООПТ при котором уровень рекреационного освоения ООПТ строго лимитирован емкостью природных ресурсов и является конечным в развитии рекреационного использовании на грани не допущения негативного влияния на природный ресурс, а в идеальном варианте не достигающий данной грани.
Для ТРС ООПТ характерно сложное строение, отображенное сочетанием и взаимодействием структур функциональных блоков. Нами предлагаются следующие подход к рассмотрению функциональной структуры ТРС ООПТ:
Функциональная структура территориальной рекреационной системы на особо охраняемых природных территориях (ТРС ООПТ) представляет совокупность природных, технических и социально-экономических образований, которые при взаимодействии друг с другом за счет совокупности регламентированных возможностей и ограничений использования природных ресурсов ООПТ придают системе рекреационного природопользования определенные характеристики в регионе и определяют выполнение системой её целевой рекреационной функции.
В число компонентов функционально-отраслевой структуры ТРС ООПТ отнесем (рис.1): природно-ресурсный блок, инфраструктурный блок, блок обслуживающего персонала, блок природоохранных и нормативно-правовых ограничений, система управления, фоновая рекреационная ситуация, фоновая экологическая ситуация, результатирующий блок.
Рис. 1. Функциональная ТРС ООПТ (Воронина А. Б., 2014)
Природно-ресурсный блок функционально-отраслевой структуры ТРС ООПТ включает совокупность компонентов ландшафта в пределах ООПТ, представляющихся рекреационными ресурсами различного типа. Соотношение охраняемого в пределах ООПТ природного ресурса может совпадать с рекреационным ресурсом, может входить в число рекреационных ресурсов данной территории и может отличаться от охраняемого ресурса. В большинстве случаев тип охраняемого природного ресурса в пределах ООПТ входит в число возможных к использованию природных ресурсов для рекреационных целей.
Инфраструктурный блок функционально-отраслевой структуры ТРС ООПТ включает совокупность материальных объектов, обеспечивающих осуществление рекреационной деятельности в пределах ООПТ. Учитывая целевую природоохранную функцию ООПТ, возможности развития и качественного состава инфраструктурного блока крайне ограничены и строго лимитируются. В большинстве они представлены минимальными транспортными коммуникациями, обеспечивающими перемещение и доступность рекреационных ресурсов в ООПТ, и характеризуются с помощью показателей емкости, комфортности, надежности, эксплуатационных характеристик и природоохранных ограничений.
Блок обслуживающего персонала функционально-отраслевой структуры ТРС ООПТ, в отличие от классической схемы рекреационной системы носит двойственный характер и представлено группой персонала обеспечивающего рекреационное обслуживание и группой обеспечивающей поддержание природоохранных функций территории.
Блок природоохранных и нормативно-правовых ограничений функционально-отраслевой структуры ТРС ООПТ является ключевой составляющей, обеспечивающей специфику рекреационного природопользования в ООПТ и создающего основные отличия от классической схемы рекреационной системы. Данный блок включает совокупность лимитов в развитии рекреационного использования ООПТ. В большинстве показатели блока определяются рекреационной емкостью ООПТ, которая определяется с точки зрения отсутствия негативного воздействия на природную составляющую объекта ООПТ при его рекреационном использовании, которая в свою очередь зависит от природных характеристик объекта. Блок природоохранных и нормативно-правовых ограничений четко определяет запрещенные виды деятельности в пределах ООПТ (в том числе, и определенных видов рекреации) учитывая природные особенности и природоохранный статус ООПТ. В большинстве случаев на практике, блок природоохранных и нормативно-правовых ограничений обеспечивает научное обоснования лимитов на посещение объекта рекреантами, размещения и передвижения в его пределах автотранспорта и объектов минимальной рекреационной инфраструктуры, как в количественном, так и в пространственном аспектах.
Система управления. Система управления рекреационной деятельностью носит двойственный характер в пределах ООПТ и выражается в виде управления природоохранными функциями территории и ее рекреационным использованием. Учитывая, что природоохранные функции в ООПТ первичны по сравнению с рекреационными, орган, управляющий ООПТ с природоохранной точки зрения, будет превалировать над органом управляющим рекреационной деятельностью. В ряде случаев обе функции может совмещать один орган управления, с преимуществом природоохранной составляющей.
Фоновая рекреационная ситуация функционально-отраслевой структуры ТРС ООПТ характеризуется состоянием внешних рекреационных потоков, долей потенциальной целевой аудитории рекреантов в ООПТ, отношениями в обществе к вопросу рекреационной деятельности в ООПТ, конъюнктурой рынка рекреационных услуг и рекреационной специализацией региона.
Фоновая экологическая ситуация функционально-отраслевой структуры ТРС ООПТ характеризуется состоянием окружающей среды региона, долей естественных территорий в структуре природопользования, качественным составом и численностью, репрезентабельностью и площадью ООПТ, тенденциями в экологической политике и наличием геоэкологических конфликтов в пределах территории.
Результатирующий блок функционально-отраслевой структуры ТРС ООПТ включает результаты коадаптивной деятельности всей системы и является отображением эффективной природоохранной деятельности ООПТ с рациональным, лимитируемым рекреационным использованием, обеспечивающим эколого-экономико-социальный оптимум природоохранной и рекреационной составляющих, отображающим сущность деятельности всей ТРС ООПТ и, в целом, целесообразность ее работы.
Данный блок в оптимальном результате характеризует уровень современного и перспективного развития природоохранных территорий и непосредственно улучшения экологической ситуации, с одной стороны, а с другой, классический экономический и социальный эффект от рекреационной деятельности в пределах конкретной территории. Отсутствие же одной из составляющих в результатирующем блоке ставит под сомнение существование самой функционально-отраслевой структуры ТРС ООПТ.
С точки зрения социально-географического исследования компоненты функциональной системы ТРС ООПТ должны обеспечивать оптимальное геоэкологическое и социально-экономическое сочетание функций природоохранных территорий и обеспечивать вклад в устойчивое развитие регионов, обеспечивая коадаптацию природной и рекреационной систем, повышая уровень природоохранной и рекреационной освоенности территорий.
Выводы
Территориальная рекреационная система в пределах особо охраняемых природных территорий (ТРС ООПТ) может быть представлена как исторически сложившееся сочетание взаимосвязанных разнородных компонентов природоохранной и рекреационной отрасли, сформировавшееся в природно-экологической и социально-экономической среде региона для поддержания превалирующих средообразующих функций территории и комфортных условий выполнения рекреационных функций в пределах особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Функциональная структура ТРС ООПТ представляет совокупность природных, технических и социально-экономических образований, которые при взаимодействии друг с другом за счет совокупности регламентированных возможностей и ограничений использования природных ресурсов ООПТ, придают системе рекреационного природопользования определенные характеристики в регионе и определяют выполнение системой её целевой рекреационной функции.
В число компонентов функционально-отраслевой структуры ТРС ООПТ отнесем природно-ресурсный блок, инфраструктурный блок, блок обслуживающего персонала, блок природоохранных и нормативно-правовых ограничений, систему управления, фоновую рекреационную ситуацию, фоновую экологическую ситуацию, результатирующий блок.
Библиографический список
- Алпатьев А. М. Физическая география СССР / А. М. Алпатьев, А. М. Архангельский и др. – Ч. III. – М., 1976. – 348 с.
- Арманд Д. Л. Наука о ландшафте / А. Д. Арманд. – М. : Мысль, 1975. – 287 с.
- Гдалин Д. А. Глобальная география : Метод. пособие // Д. А. Гдалин, И. Ю. Гладкий. – М. : Дрофа, 2009. – 160 с.
- Жекулин В. С. Введение в географию: Учеб. пособие / В. С. Жекулин. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. – 272 с.
- Исаченко А. Г. Основы ландшафтоведения и физико-географическое районирование / А. Г. Исаченко. – М. : Высш. шк., 1965. – 326 с.
- Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование / А. Г. Исаченко. – М. : Высшая школа, 1991. – 366 с.
- Багрова Л. А. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятия) / Л. А. Багрова, Н. В. Багров, В. С. Преображенский // Известия АН СССР. – Сер. Геогр. – М., 1997. – М. 2. – 234 с.
- Преображенский В. С. Теория рекреалогии и рекреационной географии / В. С. Преображенский, И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, Ю. А. Веденин и др. – М.,1992. – 346 с.
- Мироненко Н. С. Теоретические основы рекреационного районирования / Н. С. Мироненко, И. И. Пирожник, И. Т. Твердохлебов // Теоретические проблемы рекреационной географии. – М. : Изд-во МГУ, 1989. – 224 с.
- Рекреационные системы / Под. ред. Н. С. Мироненко, М. Бочварова. – М. : Изд-во МГУ, 1986. – 136 с.
- Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды : Словарь-справочник. – М. : «Просвещение», 1992. – 319 с.
Количество просмотров публикации: Please wait