В условиях перехода экономики России к инновационной модели развития актуальным становится повышение эффективности и результативности работы органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях.
Важную роль в решении этой задачи играет система государственного контроля, которая должна сочетать в себе качества устойчивости и адаптивности, что невозможно без постоянного совершенствования процесса работы институтов контроля, овладения современными методами планирования и управления контрольной деятельностью, систематического повышения уровня профессиональной компетентности контролеров.
В российской системе исполнительной власти на ее различных уровнях действуют десятки органов, имеющих определенные полномочия в сфере контроля и надзора и осуществляющих ежегодно сотни тысяч контрольных мероприятий. Важное место в системе государственного финансового контроля занимает государственный аудит.
Интересным представляется вопрос о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный аудит», между которыми на бытовом уровне зачастую ставится знак равенства, что является принципиально неправильным.
Причем, в дефинитивную размытость этих понятий вносит лепту и федеральное законодательство. Так, в действовавшем до 2013 года федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации» [1] Счетная палата определялась как орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Действующий федеральный закон [2, п. 1 ст. 2] уже называет Счетную палату РФ высшим органом внешнего государственного аудита (контроля).
Между тем, государственный контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти, то есть форма самоконтроля государства.
А «государственный аудит – это конституционно установленная система внешнего, независимого контроля от имени общества за деятельностью органов государственной власти по управлению национальными ресурсами страны (финансовыми, материальными, интеллектуальными». [3, С. 4]
Это инструмент, дающий возможность обществу участвовать в управлении государственными ресурсами и предполагающий подотчетность государственных органов внешнему контролю.
Государственный аудит базируется на основных принципах, предусмотренных Лимской декларацией руководящих принципов контроля (1977 г.), в частности:
- независимость высших контрольных органов;
- независимость членов и сотрудников высших контрольных органов, их квалификация и честность.
Счетные палаты действуют в большинстве стран мира и выступают важным элементом механизма согласования интересов общества с декларируемыми государством целями развития и методами их достижения. Они, по сути, выступают инструментом защиты государства как такового от неэффективной деятельности исполнительных органов власти.
Эффективно функционирующий государственный аудит – это еще и один из инструментов перехода к инновационной экономике. Ведь его действенность прямо пропорциональна демократичности государства.
Счетная палата РФ осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности (таблица 1).
Таблица 1 – Виды контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты РФ
Вид деятельности | Содержание деятельности |
Финансовый аудит (контроль) | - проверка достоверности бюджетного учета и отчетности;
- проверка целевого использования государственных ресурсов; - проверка соблюдения бюджетного законодательства |
Аудит эффективности | - определение эффективности использования государственных ресурсов, полученных объектами аудита для достижения запланированных целей |
Стратегический аудит | - оценка реализуемости, рисков и последствий результатов реализации стратегических целей обеспечения безопасности и социально-экономического развития страны |
«Государственный аудит является необходимым элементом рыночного механизма социального регулирования, поскольку акцент контрольно-счетных органов на экономичности, эффективности и результативности при использовании публичных ресурсов, а также широкое применение рыночных методов социального регулирования, характерных для подавляющего большинства достаточно развитых стран, предполагает рост требований к эффективности и результативности использования ресурсов и в областях, не организованных на рыночной основе». [4, С. 12]
Одним из направлений государственного аудита является конституционный аудит, который касается непосредственно человека, уделяя повышенное внимание соотношению интересов государства, общества и индивидуума.
Цели и задачи конституционного аудита в полной мере соответствуют принципам устойчивого развития, так как «он выступает страховочным механизмом для будущих поколений россиян на основе сохранения и приумножения общественного богатства». [5, С. 220]
Как справедливо замечает В.С. Степашин, «правильное функционирование института государственного аудита в конечном счете помогает ускорить формирование условий для развития человеческого капитала, повышает качество общественных связей и способствует формированию широкого спроса на знания». [3, С. 8]
Не случайно, одним из направлений государственного аудита является оценка эффективности управления интеллектуальными ресурсами страны.
Следует отметить, что эффективное функционирование системы государственного аудита невозможно без высокого уровня развития гражданского общества и социальной активности и ответственности каждого российского гражданина.
Библиографический список
- Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года № 4-ФЗ;
- Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ;
- Степашин С.В. Государственный аудит в Российской Федерации // Государственный аудит. Право. Экономика. – 2009. – № 1, С. 4-9;
- Двуреченских В. Государственный аудит в системе управления // Самоуправление. – 2011. – № 9. – С. 12-15;
- Салахова Э.К., Минёва О.К. Государственный аудит как инструмент формирования аналитической системы управления национальной экономики // Гуманитарные исследования. – 2011. – № 1. – С. 218-220.