Учет возрастных особенностей обучающихся является, на наш взгляд, одним из нелингвистических факторов профилизации преподавания иностранного языка, поэтому предлагается в курсе профильного обучения выделять два этапа: начальный этап, соответствующий 7–9 классам, и основной этап, соответствующий 10–11 классам.
На основном этапе обучения Л.Г. Денисова выделяет два направления обучения: первое из них ограничивается сохранением и поддержанием базового уровня обученности школьника, а второе предполагает расширение и углубление базового уровня [1] (рис.1).
Углубленные курсы |
Профильно-ориентированные курсы |
Курсы языковой поддержки |
||
↑ | ↑ | ↑ | ||
Расширение и углубление базового уровня | Сохранение и поддержание базового уровня | |||
↑ | ↑ | |||
Сверхбазовое обучение иностранному языку (Х–ХI классы) | ||||
↑ | ||||
Базовое обучение иностранному языку (V–IX классы)
Базовый уровень обученности |
Рис. 1. Содержание сверхбазового обучения иностранному языку на основном этапе средней общеобразовательной школы (Х–ХI классы)
Первое направление – сохранение и поддержание базового уровня – реализуется в курсах языковой поддержки.
Второе направление – расширение и углубление базового уровня – реализуется в языковых курсах двух видов: а) курсах углубленного обучения иностранному языку; б) курсах профильно-ориентированного обучения иностранному языку.
На сегодняшний день наметилось три вида языковых курсов на этапе сверхбазового обучения иностранному языку в массовой школе:
1) курсы языковой поддержки;
2) курсы углубленного (по сравнению с базовым уровнем) изучения иностранного языка;
3) профильно-ориентированные курсы.
Обучение иностранному языку в старших классах средней школы (Х–ХI классы) может планироваться с учетом расширения и углубления базового уровня и достижения учащимися более высокого уровня владения иностранным языком по сравнению с базовым уровнем, на который оно опирается. Такое условие достигается в курсах углубленного изучения иностранного языка и курсах профильно-ориентированного обучения иностранному языку.
Профильно-ориентированные курсы могут иметь большое количество вариантов, соотносимых с множеством профессий, научных знаний и других сфер человеческой деятельности, требующих знания иностранного языка. В целях систематизации профильно-ориентированных курсов иностранного языка следует выделить три основных профиля, соотносимых с профилем (профилями) школы:
– гуманитарный профиль;
– естественно-научный профиль;
– экономический профиль.
Как школа, так и сами обучающиеся могут выбирать и изучать тот профиль в иностранном языке, который является основным в их общеобразовательной программе и ориентирован на будущую учебную (обучение в вузе) или практическую (работа) деятельность.
Внутри каждого из трех профилей (гуманитарного, естественно-научного, экономического) могут быть выделены различные виды курсов, которые зависят от:
а) профильной или профессиональной ориентации школы: подготовка бухгалтеров, экономистов, секретарей-референтов и др.;
б) приоритетных сфер научных знаний, проявляющихся в углубленном изучении одного или нескольких школьных предметов на иностранном языке: страноведения, литературы, физики, математики, биологии, географии, предметов эстетического цикла и др.;
в) конечных целей и промежуточных задач в области иностранного языка: достижимый уровень умений в каждом из четырех основных видов речевой деятельности – аудировании, говорении, чтении, письме, а также в дополнительном виде речевой деятельности – переводе; определенный объем, ориентация и содержание социокультурных и страноведческих знаний; отбор и выделение наиболее значимых (для того или иного профиля) общеучебных умений.
Каждый профиль – гуманитарный, естественно-научный и экономический – может быть реализован в конкретных курсах:
а) с общепрофильной направленностью;
б) с предметной направленностью;
в) с профессиональной направленностью,
а также в интегративных курсах (рис. 2).
Курсы гуманитарного профиля, естественно-научного профиля, экономического профиля |
||||||
↓ |
↓ |
↓ |
↓ |
|||
С обще-профильной направлен-ностью |
С предметной направленностью |
С профессиональной направленностью |
Интегративные |
|||
↓ |
↓ |
↓ |
↓ |
|||
Представленность видов речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения, письма, перевода – в разных комбинациях и соотношениях |
Рис. 2. Варианты разнопрофильных курсов иностранного языка
Общепрофильные курсы соотносятся с основными профилями и могут быть общегуманитарными, общенаучными, общеэкономическими. Они основываются на разнообразном материале профильных знаний. Отсутствие ограниченности каким-либо одним предметом или одной наукой, отсутствие необходимости углубления в этот предмет или науку посредством иностранного языка позволяют направить такой курс обучения в развивающее русло. В частности, в курсе с общегуманитарной направленностью реализуется возможность расширения и углубления лингвистического потенциала обучающегося.
Курсы с предметной направленностью опираются на науку или другой школьный предмет, который обучающийся выбирает для более глубокого изучения. Таким образом, содержательно-смысловым наполнением курсов данной ориентации служит наука или один из предметов, изучаемых в школе (история, литература, география, физика, математика и т.д.). Профильная цель курсов также является частью развивающего обучения и состоит в формировании определенного стиля мышления (гуманитарного, естественно-научного, экономического) на иностранном языке и освоении ряда научных понятий, способствующих совершенствованию иноязычных коммуникативных умений обучающихся в той или иной научно-предметной области [2].
Курсы с профессиональной направленностью сужают цели обучения иностранному языку до узкопрактических: допрофессиональная подготовка специалистов в одной из областей народного хозяйства со знанием иностранного языка. Обычно такие курсы опираются на конкретную профессию и планируют ее освоение наряду с изучением иностранного языка.
Интегративные курсы строятся с учетом специфики связи и характера взаимодействия иностранного языка с той или иной сферой жизнедеятельности, с приоритетными и актуальными проблемами сегодняшнего дня (иностранный язык и эстетическое воспитание, иностранный язык и экология и др.). В них иностранный язык выступает не только как средство, но и как равноправная цель обучения [3]. Комплексный подход к организации интегративных курсов позволяет выявить и сформировать круг понятий и умений, общих для разных учебных предметов.
Коммуникативная цель разнопрофильных курсов с различной направленностью включает набор коммуникативных умений учащихся в каждом из пяти видов речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме, переводе.
Л.Г. Денисова выделяет три модели обучения иностранному языку на основном этапе:
1. С опорой на базовую школу (V–IХ классы) при трех часах в неделю.
2. С опорой па базовую школу (I–IХ классы) при четырех часах в неделю.
3. С опорой на любой вариант базовой школы (V–IХ классы или I–IХ классы) при шести и более часах в неделю [1].
В основе представления моделей профильно-ориентированного обучения иностранному языку Л.Г. Денисова выделяет следующие факторы:
– показатель пролонгированности изучения иностранного языка за базовый период обучения;
– количество учебных часов, их распределение в учебном процессе; плотность обучения;
– прогнозируемый результат обучения в пределах каждой модели (табл. 1).
Таблица 12. Модели обучения иностранному языку на старшем этапе
Профили/уровни | Первая модель: 3 часа в неделю |
Вторая модель: 4 часа в неделю |
Третья модель: 6 и более часов в неделю |
Гуманитарный профиль | С опорой на базовую школу (V–IХ классы) | С опорой на базовую школу (I–IХ классы) | С опорой на базовую школу (V–IХ или I–IХ классы) |
Естественно-научный профиль | С опорой на базовую школу (V–IХ классы) | С опорой на базовую школу (I–IХ классы) | С опорой на базовую школу (V–IХ или I–IХ классы) |
Экономический профиль | С опорой на базовую школу (V–IХ классы) | С опорой на базовую школу (I–IХ классы) | С опорой на базовую школу (V–IХ или I–IХ классы) |
Сверхбазовый уровень: подуровни | СБПУ-1 | СБПУ-2 | СБПУ-3 |
Каждый последующий из подуровней отличается более высокими показателями по сравнению с предыдущими: СБПУ-3 выше, чем СБПУ-2; СБПУ-2 выше, чем СБПУ-1.
Таким образом, обучение иностранному языку в общеобразовательном учреждении – как начальной ступени образовательной среды – предполагает выделение конкретных этапов, учитывающих возрастные и личностные особенности, склонности, интересы, потребности обучающихся.
Библиографический список
- Денисова Л.Г. Вариативность обучения иностранному языку на старшем этапе средней школы (X–XI классы) // Иностр. языки в школе. – 1996. – №2. – С. 3–8.
- Каргина, Е.М. Реализация принципа преемственности в профильной образовательной деятельности Ассоциации «Университетский учебный комплекс» / Е.М. Каргина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 9. – С. 86-89.
- Каргина, Е.М. Реализация принципа непрерывности профильного образования в аспекте функционирования Ассоциации «Университетский учебный комплекс» / Е.М. Каргина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – №3. – С. 132-137.