ЭТАПЫ ПРОФИЛИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Аннотация
Статья посвящена анализу содержания и организации обучения иностранному языку в общеобразовательном учреждении как начальной ступени профильной образовательной среды. Рассматриваются возможные направления и уровни профилизации преподавания иностранного языка, учитывающие возрастные и личностные особенности, склонности, интересы, потребности обучающихся.

Ключевые слова: нелингвистический фактор, образовательная среда, общеобразовательное учреждение, преподавание иностранного языка, профиль, профильно-ориентированный курс, этап профилизации


STAGES OF PROFILISATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION AS INITIAL STEP OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Kargina Elena Mikhailovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
The article is devoted to the analysis of the contents and the organization of training in a foreign language in general educational institution as initial step of the profile educational environment. The possible directions and levels of profilisation of teaching a foreign language considering age and personal features, tendencies, interests, requirements of the students are considered.

Keywords: general educational institution, not linguistic factor, profile, stage of profilisation, teaching a foreign language, the educational environment, the profile focused course


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Этапы профилизации преподавания иностранного языка в общеобразовательном учреждении как начальной ступени образовательной среды // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/40370 (дата обращения: 16.03.2024).

Учет возрастных особенностей обучающихся является, на наш взгляд, одним из нелингвистических факторов профилизации преподавания иностранного языка, поэтому предлагается в курсе профильного обучения выделять два этапа: начальный этап, соответствующий 7–9 классам, и основной этап, соответствующий 10–11 классам.

На основном этапе обучения Л.Г. Денисова выделяет два направления обучения: первое из них ограничивается сохранением и поддержанием базового уровня обученности школьника, а второе предполагает расширение и углубление базового уровня [1] (рис.1).

Углубленные курсы

Профильно-ориентированные курсы

Курсы языковой поддержки

               ↑                 ↑                           ↑
Расширение и углубление базового уровня Сохранение и поддержание базового уровня
             ↑                           ↑
Сверхбазовое обучение иностранному языку (Х–ХI классы)
                ↑
Базовое обучение иностранному языку (V–IX классы)

Базовый уровень обученности

Рис. 1. Содержание сверхбазового обучения иностранному языку на основном этапе средней общеобразовательной школы (Х–ХI классы)

Первое направление – сохранение и поддержание базового уровня – реализуется в курсах языковой поддержки.

Второе направление – расширение и углубление базового уровня – реализуется в языковых курсах двух видов: а) курсах углубленного обучения иностранному языку; б) курсах профильно-ориентированного обучения иностранному языку.

На сегодняшний день наметилось три вида языковых курсов на этапе сверхбазового обучения иностранному языку в массовой школе:

1) курсы языковой поддержки;

2) курсы углубленного (по сравнению с базовым уровнем) изучения иностранного языка;

3) профильно-ориентированные курсы.

Обучение иностранному языку в старших классах средней школы (Х–ХI классы) может планироваться с учетом расширения и углубления базового уровня и достижения учащимися более высокого уровня владения иностранным языком по сравнению с базовым уровнем, на который оно опирается. Такое условие достигается в курсах углубленного изучения иностранного языка и курсах профильно-ориентированного обучения иностранному языку.

Профильно-ориентированные курсы могут иметь большое количество вариантов, соотносимых с множеством профессий, научных знаний и других сфер человеческой деятельности, требующих знания иностранного языка. В целях систематизации профильно-ориентированных курсов иностранного языка следует выделить три основных профиля, соотносимых с профилем (профилями) школы:

– гуманитарный профиль;

– естественно-научный профиль;

– экономический профиль.

Как школа, так и сами обучающиеся могут выбирать и изучать тот профиль в иностранном языке, который является основным в их общеобразовательной программе и ориентирован на будущую учебную (обучение в вузе) или практическую (работа) деятельность.

Внутри каждого из трех профилей (гуманитарного, естественно-научного, экономического) могут быть выделены различные виды курсов, которые зависят от:

а) профильной или профессиональной ориентации школы: подготовка бухгалтеров, экономистов, секретарей-референтов и др.;

б) приоритетных сфер научных знаний, проявляющихся в углубленном изучении одного или нескольких школьных предметов на иностранном языке: страноведения, литературы, физики, математики, биологии, географии, предметов эстетического цикла и др.;

в) конечных целей и промежуточных задач в области иностранного языка: достижимый уровень умений в каждом из четырех основных видов речевой деятельности – аудировании, говорении, чтении, письме, а также в дополнительном виде речевой деятельности – переводе; определенный объем, ориентация и содержание социокультурных и страноведческих знаний; отбор и выделение наиболее значимых (для того или иного профиля) общеучебных умений.

Каждый профиль – гуманитарный, естественно-научный и экономический – может быть реализован в конкретных курсах:

а) с общепрофильной направленностью;

б) с предметной направленностью;

в) с профессиональной направленностью,

а также в интегративных курсах (рис. 2).

Курсы гуманитарного профиля,

естественно-научного профиля,

экономического профиля

С обще-профильной направлен-ностью

С предметной направленностью

С профессиональной направленностью

Интегративные

Представленность видов речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения, письма, перевода – в разных комбинациях и соотношениях

Рис. 2. Варианты разнопрофильных курсов иностранного языка

Общепрофильные курсы соотносятся с основными профилями и могут быть общегуманитарными, общенаучными, общеэкономическими. Они основываются на разнообразном материале профильных знаний. Отсутствие ограниченности каким-либо одним предметом или одной наукой, отсутствие необходимости углубления в этот предмет или науку посредством иностранного языка позволяют направить такой курс обучения в развивающее русло. В частности, в курсе с общегуманитарной направленностью реализуется возможность расширения и углубления лингвистического потенциала обучающегося.

Курсы с предметной направленностью опираются на науку или другой школьный предмет, который обучающийся выбирает для более глубокого изучения. Таким образом, содержательно-смысловым наполнением курсов данной ориентации служит наука или один из предметов, изучаемых в школе (история, литература, география, физика, математика и т.д.). Профильная цель курсов также является частью развивающего обучения и состоит в формировании определенного стиля мышления (гуманитарного, естественно-научного, экономического) на иностранном языке и освоении ряда научных понятий, способствующих совершенствованию иноязычных коммуникативных умений обучающихся в той или иной научно-предметной области [2].

Курсы с профессиональной направленностью сужают цели обучения иностранному языку до узкопрактических: допрофессиональная подготовка специалистов в одной из областей народного хозяйства со знанием иностранного языка. Обычно такие курсы опираются на конкретную профессию и планируют ее освоение наряду с изучением иностранного языка.

Интегративные курсы строятся с учетом специфики связи и характера взаимодействия иностранного языка с той или иной сферой жизнедеятельности, с приоритетными и актуальными проблемами сегодняшнего дня (иностранный язык и эстетическое воспитание, иностранный язык и экология и др.). В них иностранный язык выступает не только как средство, но и как равноправная цель обучения [3]. Комплексный подход к организации интегративных курсов позволяет выявить и сформировать круг понятий и умений, общих для разных учебных предметов.

Коммуникативная цель разнопрофильных курсов с различной направленностью включает набор коммуникативных умений учащихся в каждом из пяти видов речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме, переводе.

Л.Г. Денисова выделяет три модели обучения иностранному языку на основном этапе:

1. С опорой на базовую школу (V–IХ классы) при трех часах в неделю.

2. С опорой па базовую школу (I–IХ классы) при четырех часах в неделю.

3. С опорой на любой вариант базовой школы (V–IХ классы или I–IХ классы) при шести и более часах в неделю [1].

В основе представления моделей профильно-ориентированного обучения иностранному языку Л.Г. Денисова выделяет следующие факторы:

– показатель пролонгированности изучения иностранного языка за базовый период обучения;

– количество учебных часов, их распределение в учебном процессе; плотность обучения;

– прогнозируемый результат обучения в пределах каждой модели (табл. 1).

Таблица 12. Модели обучения иностранному языку на старшем этапе

Профили/уровни Первая модель:
3 часа в неделю
Вторая модель:
4 часа в неделю
Третья модель:
6 и более часов в неделю
Гуманитарный профиль С опорой на базовую школу (V–IХ классы) С опорой на базовую школу (I–IХ классы) С опорой на базовую школу (V–IХ или
I–IХ классы)
Естественно-науч­ный профиль С опорой на базовую школу (V–IХ классы) С опорой на базовую школу (I–IХ классы) С опорой на базовую школу (V–IХ или
I–IХ классы)
Экономический профиль С опорой на базовую школу (V–IХ классы) С опорой на базовую школу (I–IХ классы) С опорой на базовую школу (V–IХ или
I–IХ классы)
Сверхбазовый уровень: подуровни СБПУ-1 СБПУ-2 СБПУ-3

Каждый последующий из подуровней отличается более высокими показателями по сравнению с предыдущими: СБПУ-3 выше, чем СБПУ-2; СБПУ-2 выше, чем СБПУ-1.

Таким образом, обучение иностранному языку в общеобразовательном учреждении – как начальной ступени образовательной среды – предполагает выделение конкретных этапов, учитывающих возрастные и личностные особенности, склонности, интересы, потребности обучающихся.


Библиографический список
  1. Денисова Л.Г. Вариативность обучения иностранному языку на старшем этапе средней школы (X–XI классы) // Иностр. языки в школе. – 1996. – №2. – С. 3–8.
  2. Каргина, Е.М. Реализация принципа преемственности в профильной образовательной деятельности Ассоциации «Университетский учебный комплекс» / Е.М. Каргина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 9. – С. 86-89.
  3. Каргина, Е.М. Реализация принципа непрерывности профильного образования в аспекте функционирования Ассоциации «Университетский учебный комплекс» / Е.М. Каргина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – №3. – С. 132-137.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация