СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XӀX ВЕКА

Цеглеев Эдуард Александрович
Вятская государственная сельскохозяйственная академия
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
В статье исследуются система управления и административное устройство Вятской губернии в начале XӀX века. Система управления Вятской губернией не была слишком громоздкой, но в тоже время в ней присутствовали все необходимые для регулирования жизнедеятельности губернии институты. Органы самоуправления не являлись придатком местной администрации, проявляя самостоятельность в решении вопросов, которые были в их компетенции. Вятчане видели в них эффективное средство защиты своих прав и интересов. Воинские команды, расположенные на территории Вятской губернии, выполняли в основном административные функции.

Ключевые слова: административное устройство, власть, Вятская губерния, гарнизон, губернатор, казачьи части, самоуправление, уезд


THE EXECUTIVE SYSTEM AND ADMINISTRATIVE ORGANIZATION OF THE VYATKA PROVINCE IN THE BEGINNING OF THE NINETEENTH CENTURY

Zegleev Eduard Alexandrovich
Vyatka State Agricultural Academy
Candidate of historical sciences, Associate professor of History and Philosophy chair

Abstract
The article deals with the executive system and administrative organization of the Vyatka province in the beginning of the nineteenth century. The executive system of the Vyatka province wasn’t very cumbrous, but at the same time it had all institutions, necessary for regulation of the functioning of the province. The bodies of self-government were not an appendage of local authorities, showing independence in solving problems of their jurisdiction. The Vyatka inhabitants considered them to be an effective instrument for protecting their rights and interests. Military troops, located on the territory of the Vyatka province, were carrying mainly administrative functions.

Keywords: administrative organization, authorities, Cossack troops, district, garrison, governor, self-government, Vyatka province


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Цеглеев Э.А. Система управления и административное устройство Вятской губернии в начале XӀX века // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/10/39982 (дата обращения: 18.04.2024).

К началу XIX в. в административном плане Вятская губерния делилась на 13 уездов: Вятский, Орловский, Котельнический, Слободской, Кайский, Нолинский, Глазовский, Яранский, Царёвосанчурский, Уржумский, Малмыжский, Елабужский, Сарапульский. В начале XIX в. были ликвидированы Кайский, Царёвосанчурский и Малмыжский уезды, а их территории присоединены соответственно к Слободскому, Яранскому и Уржумскому уездам. Города Кай, Царёвосанчурск и Малмыж стали заштатными. Во главе Вятки и уездных городов стояли городничие, а уездами управляли земские исправники.

Во главе губернии стоял губернатор и его помощник – вице-губернатор. Исполнительно-законодательные функции выполняло Губернское Правление. Казенная Палата заведовала финансами и государственным имуществом. В уездах функционировали уездные казначейства. Межевая контора проводила размежевание всей губернии. Судебная Палата, делившаяся на Палату уголовных дел и Палату гражданских дел, была главным судебным органом. В уездах работали уездные суды. Совестный суд разбирал преступления, совершённые безумцами или малолетними. Приказ общественного призрения заведовал больницами, богадельнями, благотворительными заведениями. Удельная контора осуществляла управление удельными крестьянами. Обер-форштмейстер заведовал всеми казёнными лесами Вятской губернии. Полиция (Управа благочиния) следила за общественным порядком. Контроль за деятельностью местных властей осуществлял губернский прокурор. Система управления Вятской губернией не была слишком громоздкой, но в тоже время в ней присутствовали все необходимые для регулирования жизнедеятельности губернии институты.

Для содержания преступников в Вятке функционировал острог, а в уездных городах – тюремные стражи. Число одновременно содержащихся там арестантов не достигало 100 человек. Так, по состоянию на 27 августа 1808 г. в Вятской губернии содержалось 79 арестантов. Из них 15 в Вятском городовом остроге, 3 – в Орлове, 7 – в Котельниче, 8 – в Яранске, 8 – в Нолинске, 7 – в Уржуме, 9 – в Елабуге, 9 – в Сарапуле, 11 – в Глазове, 2 – в Слободском [1, л. 14]. Относительно небольшое количество арестантов было обусловлено низким уровнем бытовой преступности в губернии.

Местное самоуправление в городах осуществляли городские думы и избираемые городские головы. По особым случаям собирались купеческие и мещанские собрания. В уездах проводились мирские сходы. На собраниях решались различные хозяйственные, бытовые вопросы, принимались решения о пожертвованиях, избиралось руководство, назначались люди в рекруты и ополченцы. В дворянском депутатском собрании решались различные вопросы, связанные с социально-экономической жизнью в дворянских имениях, а также с обязанностями дворян перед государством, в первую очередь, с поставкой в рекруты и ополченцы крепостных людей и их материальным обеспечением. В 1807 и 1812 гг. в дворянском собрании избирались люди на офицерские вакансии в ополчение. В Вятской губернии органы самоуправления не являлись придатком местной администрации, проявляя самостоятельность в решении вопросов, которые были в их компетенции. Вятчане видели в них эффективное средство защиты своих прав и интересов. В то же время органы местного самоуправления чётко выполняли законные требования губернских властей, мобилизуя необходимые людские и материальные ресурсы. Такое взаимодействие стало плодотворным при решении сложных государственных задач, поставленных перед ними в 1812 – 1814 гг.

На территории Вятской губернии находились воинские части – команды Ижевского и Воткинского заводов, Вятский гарнизонный батальон и казачьи части. Команды Ижевского и Воткинского заводов осуществляли безопасность произведённой там военной продукции. Гарнизонный батальон, расквартированный в Вятке и в уездных городах, выполнял функцию внутренней охраны. Пополнение батальона шло за счёт перевода в него старых солдат и рекрутов. Периодически часть личного состава батальона направлялась на укомплектование полевых войск. Численность батальона в разные периоды колебалась в пределах 400 – 500 человек. Так, в 1808 г. в составе Вятского гарнизонного батальона было 9 офицеров, 44 унтер-офицера, 356 рядовых, 8 барабанщиков. Их распределение по городам выглядело следующим образом:

В Вятке располагались 1 капитан, 1 подпоручик, 9 унтер-офицеров, 111 рядовых, 2 барабанщика;

В Орлове – 1 подпоручик, 4 унтер-офицера, 27 рядовых, 1 барабанщик;

В Котельниче – 1 подпоручик, 4 унтер-офицера, 24 рядовых, 1 барабанщик;

В Яранске – 4 унтер-офицера, 28 рядовых, 1 барабанщик;

В Нолинске – 1 подпоручик, 4 унтер-офицера, 28 рядовых;

В Уржуме – 1 подпоручик, 4 унтер-офицера, 27 рядовых, 1 барабанщик;

В Елабуге – 4 унтер-офицера, 29 рядовых;

В Сарапуле – 1 подпоручик, 5 унтер-офицеров, 28 рядовых;

В Глазове – 1 подпоручик, 2 унтер-офицера, 30 рядовых, 1 барабанщик;

В Слободском – 1 подпоручик, 4 унтер-офицера, 24 рядовых, 1 барабанщик.

При батальоне состояло 14 драгунских лошадей [2, л. 32].

Части батальона сыграли важную роль в контроле за поведением размещённых в 1812 – 1814 гг. в городах Вятской губернии военнопленных Великой армии.

Казачьи части располагались в уездах, где выполняли роль земской полиции, и на Сибирском тракте, где они осуществляли препровождение колодников. При этом их численность колебалась в пределах от 550 до 1 200 человек. Так, в 1808 г. на территории Вятской губернии находилось 565 донских казаков при 693 лошадях, в том числе 1 войсковой старшина, 10 обер-офицеров, 554 урядника и казака. Половина из них располагалась в уездах, а половина – на Сибирском тракте. Также на вятском участке Сибирского тракта, который проходил через Уржумский, Глазовский и Сарапульский уезды, находились башкирские и калмыцкие части общей численностью 272 человека [3, л. 12].

Казачьи части, расположенные в Вятской губернии, занимались охраной общественного порядка, поиском и ликвидацией отрядов вятских разбойников и речных пиратов, препровождением партий колодников, идущих в Сибирь. Особо ответственным мероприятием было конвоирование государственных преступников и проезжающих важных лиц. Осуществление таких мероприятий требовало координации действий губернских и столичных властей. Так, в декабре 1811 г. через Вятскую губернию на почтовых лошадях проезжали направляющиеся в Санкт-Петербург важные арестанты – 5 промышленников, покушавшихся на жизнь правителя Российско-Американской Компании А.А. Баранова. На вятском участке Сибирского тракта, как и на других участках, по распоряжению министра полиции им был обеспечен такой конвой, «чтоб они ни под каким видом не могли сделать побега или никаких беспорядков» [4, л. 2-6].

Дважды, осенью 1811 г. и весной 1812 г. через Вятскую губернию проезжала депутация от Кокандского хана и хана Киргиз-Кайсацкой (Казахской) Средней Орды. В составе депутации было 2 кокандских бека с пятью служителями, сын хана Средней Орды Букея Солтан Газы с двумя старшинами, муллой и двумя служителями. Депутацию сопровождали пристав Омского гарнизонного полка штабс-капитан Гродницкий, переводчик Мамедияров, Сибирского линейного казачьего войска сотенный атаман Федотов, пятидесятник Недорезов, хорунжий Силников. Депутация и её сопровождение общей численностью 18 человек передвигалась на 9 экипажах с 24 лошадьми. В дороге нужно было обеспечить их безопасность, на станциях предоставлять лошадей и квартиры для ночлега. Направляясь в Санкт-Петербург, депутация без происшествий проехала 31 октября – 3 ноября через Вятскую губернию, оставив следующее свидетельство: «… в проезде ни малейшего задержания в лошадях равно в продовольствии всей свиты недостатка не было». 10 марта 1812 г. кокандская депутация выехала из Санкт-Петербурга обратно на 26 подводах и в 20-х числах апреля вновь проследовала через Вятскую губернию [5, л. 6-28].

Таким образом, воинские команды, расположенные на территории Вятской губернии, выполняли в основном административные функции. Их основной задачей было обеспечение охраны общественного порядка. Судя по тому, что в документации, которую вели губернские власти в 1806 – 1814 гг., не зафиксировано серьезных фактов неспособности воинских команд выполнить поставленные перед ними задачи, они успешно справлялись с ними. Сохранение внутреннего порядка в губернии было особенно важно в условиях противостояния России с внешним врагом.


Библиографический список
  1. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 582. Оп. 6. Д. 417.
  2. ГАКО. Ф. 582. Оп. 6. Д. 57.
  3. ГАКО. Ф. 582. Оп. 6. Д. 138.
  4. ГАКО. Ф. 582. Оп. 6. Д. 1103.
  5. ГАКО. Ф. 582. Оп. 6. Д. 1084.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Цеглеев Эдуард Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация