ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАБАРДЫ И БАЛКАРИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

Гурфова Светлана Адальбиевна
Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова
кандидат экономических наук, доцент кафедры "Финансы предприятий и инвестиции"

Аннотация
Исследование социально-экономического развития Кабардино-Балкарии в исторической ретроспективе дает возможность понять смысл коренных изменений, которые произошли в жизни Республики, достоверно оценить настоящее, определить перспективы дальнейшего развития, с учетом определенных специфических региональных особенностей.

Ключевые слова: животноводство, земледелие, Кабардинский округ, общинное право, системы обработки земли, супряги


FEATURES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT KABARDA AND BALKARIA AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES

Gurfova Svetlana Adalbievna
Kabardino-Balkarian State Agrarian University of V.M. Kokov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Department of "Finance of the enterprises and an investment"

Abstract
The research of socio-economic development of Kabardino-Balkaria in the historical retrospective enables us to understand the meaning of the fundamental changes that have occurred in the life of the Republic, to reliably estimate the present, to determine the prospects for further development, considering certain specific regional features.

Keywords: agriculture, animal husbandry, community right, cultivation systems, Kabardian Okrug, Supryagas


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гурфова С.А. Особенности социально-экономического развития Кабарды и Балкарии на рубеже XIX-XX веков // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/39668 (дата обращения: 14.03.2024).

Со второй половины Х1Х века (с 1858г.) в Кабарде утвердилась колониальная система управления. Она стала административно-территориальной единицей царской России под названием «Кабардинский округ» в составе Терской области. Затем этот округ последовательно переименовывался в «Георгиевский» – в 1863г., в «Пятигорский» – в 1872г., и, наконец, в «Нальчикский» – в 1882 г. (такое название оставалось вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции 1917г.) [1, с.22].

 

В административном отношении в «Кабардинский округ» включались территории Кабарды (Большой и Малой) и Балкарии (с 1882г.) с пятью её обществами: Балкарским, Безенгийским, Урусбиевским, Чегемским, Хуламским.

Экономика Кавказа (куда входили Кабарда и Балкария, и входит ныне Кабардино-Балкария) до 1917 года носила ярко выраженный колониальный характер. Он являлся поставщиком дешёвого сырья для промышленности центральной России и был обширным рынком потребления товаров, производимых на промышленных предприятиях центра России. Это обусловило низкий уровень производительных сил, слабое развитие промышленности, незрелость капиталистических отношений, наличие патриархально-феодальных пережитков.

Центральную Россию отделяла от народов Кабарды и Балкарии целая историческая эпоха.

Структура хозяйства феодально-крепостнических Кабарды и Балкарии (до конца XIX века) определялась земледелием и животноводством. На равнине, населённой кабардинцами и русскими, преобладало земледелие, а в горах балкарцы в основном занимались животноводством.

Из общего количества скота в округе более 90 % лошадей, 83,5 % крупного рогатого скота (КРС) и 65 % овец и коз было сосредоточено в Кабарде, остальное – в Балкарии.

В досоветский период Кабарда засевала более 140 тыс. десятин (1 десятина составляет 1,09 га) земли. При этом следует отметить, что лучшие земли кабардинского крестьянства принадлежали казачьим верхам и кабардинским князьям, уоркам, кулакам. Терское казачество составляло 1/5  населения Терской области, но в своих руках держало 60% всей годной для обработки и наиболее плодородной земли. От 25 до 35 %  всей площади станичных земель терское казачество сдавало в аренду иногородним и горцам.

До октября 1917 года князьям, уоркам и кулакам принадлежали в Кабарде 46 % земли, 45 % конского поголовья, 27,2 % КРС, 61,5 % овец. А почти 40 % всех крестьянских хозяйств не имели лошадей, более 70 % не имели овец и коз, 16,8 % не имели коров [2].

В   хозяйстве  горной  Балкарии   земледелие  занимало  небольшой удельный вес. В 1916 году под посевами было занято лишь 984 десятины из 3028 десятин всех пахотоспособных земель. Ощущался недостаток земель. Сеяли в основном картофель и ячмень. Пахотной землёй было обеспечено только 2 % всех хозяйств, остальные 98 % относились к разряду малоземельных и безземельных. Балкарцы издавна арендовали земли у кабардинских крупных владельцев земли.

Главное богатство балкарцев – скот (овцы и КРС) – в основном было сосредоточено в руках балкарской знати. Более половины хозяйств не было обеспечено КРС, а 36 % хозяйств не имели даже овец и коз.

Дробность земледелия являлась препятствием развитию производительных сил хозяйства дореволюционных Кабарды и Балкарии.

Способ и приёмы обработки сельскохозяйственных культур оставались примитивными, не было образованных специалистов сельского хозяйства. В Кабарде господствующей была переложно-залежная система обработки земли, а в Балкарии – подсечная и террасная система земледелия.

Кабардинцы еще в середине XIX века оставляли поля под залежью. Они с большой хозяйственной выгодой распределяли земельную площадь на отдельные участки. Землю, годную под пашню, делили на два или три участка, которые потом поочередно поступали в распашку, под сенокос и выпас. Участок земли, отведённый под пахоту, эксплуатировался 6-8, иногда 12, лет. Затем, когда замечали, что почва истощена, его оставляли и переходили на другой участок «нови». Невозделанное  поле зарастало сначала сорными травами, позже степными, после чего им пользовались как выгоном или под сенокос. Когда же заброшенный участок вновь набирался питательных веществ, он поступал под пахоту до нового истощения [3]. Такой способ обработки был возможен только в областях с большими запасами удобной земли. Зерновыми культурами были заняты земли, отведённые не под постоянную распашку, как при трёхпольной системе в средней России, а лишь под временный посев хлебов.

Позже, в связи с ростом населения и спросом рынка на товарную кукурузу и пшеницу, срок залежи сократили в Большой Кабарде, где земледелие стало основным занятием, до 5-6 лет.

Переложно-залежная система земледелия кабардинцев была для своего времени хорошо продумана и оптимально сочеталась со скотоводством и коневодством.

Крестьяне Кабарды пользовались землей на общинном праве. Поэтому до конца 80-

х годов XIX века практиковался ежегодный передел участков. В последующие годы сроки передела сократились; они нередко стали производится через 9 и более лет. Передел земли производился не по количеству душ в семье, а по количеству дворов.

Балкарцы, жившие в горах, в отличие от кабардинцев затрачивали огромный труд, чтобы отвоевать у суровой природы клочок земли и заниматься земледелием. Они выкорчевывали деревья и кустарники, очищали землю от камней, удобряли и орошали ее. Почвенный покров в горной местности был очень тонким. «Без навоза нет зерна» – гласит горская поговорка. Навоз в аулах горских обществ продавался корзинами. У балкарцев существовал оригинальный способ удобрения земли. Запрудив небольшой оросительный канал хорошо утрамбованным навозом, пускали через него воду на поля. Так повторяли несколько раз. Унавоживание почвы производилось через каждые 2-3 года.

Земли в горах страдали от частых ветров – суховеев, по вине которых почва совершенно высыхала. Это заставляло балкарцев затрачивать большой труд на орошение своих полей, на строительство оросительных сооружений. В ущельях Балкарии была создана целая сеть ирригационных каналов, искусно проведенных по очень гористым местностям. Нередко воду поднимали на значительную высоту с помощью труб или желобов, установленных на выступах скал и столбов. Каналы строили или всем обществом, или группой хозяйств, которые поочередно пользовались водой для орошения своих посевов и сенокосов.

В XVIII – начале XIX вв. основным пахотным орудием кабардинцев был большой деревянный плуг с железным лемехом и резаком. Он имел специальное приспособление для регулировки глубины и ширины борозды. Такой плуг, в который впрягались четыре и более пары быков, свидетельствовал о довольно высоком уровне пашенного земледелия кабардинцев. Такой плуг имелся только у зажиточных слоев населения [4].

В горах балкарцы пахали более легким плугом – сохой типа рало – тоже деревянным и металлическим лемехом. В него впрягали пару быков. Крестьяне предгорных балкарских селений землю пахали плугами кабардинского  типа.  В  конце  XIX – начале  XX  вв.  началось  вытеснение деревянного плуга и сохи железным плугом.

С наступлением весны кабардинские и балкарские крестьяне готовились к пахоте и севу. Хозяйства, не имевшие плуга и достаточной тягловой силы, объединялись в супряги. При этом один вносил плуг, другой пару волов, третий шел в супрягу поваром или погонщиком. Избирался старший плугарь, который назначал заднего и переднего погонщиков, обычно из несовершеннолетних мальчиков, а также подростка, который должен был сидеть на ярме второй пары быков,  и повара. Распоряжения  старшего плугаря выполнялись беспрекословно.

По давно установившемуся обычаю, никто с поля не возвращался, пока не были вспаханы все участки, в том числе участки бедняков, одиноких, стариков, инвалидов. Такую помощь крестьяне кабардинских и балкарских селений оказывали нуждающимся односельчанам и при выполнении других сельскохозяйственных работ, а также в период строительства домов, хозяйственных построек. Этот древний народный обычай взаимопомощи играл большую роль в жизни крестьян.

В 1917г. в Кабарде на 17656 хозяйств имелось всего: 1 молотилка;  20 сеялок;  305 жаток;  2 жатвенные машины;  418 косилок. Они находились в руках имущих классов. Один плуг приходился на несколько бедняцких хозяйств.

Молотилки появились примерно в начале XX века. Так, в 1910г. в Нальчикском округе насчитывалось 128 ручных, 66 конных и 18 паровых молотилок. Это говорит о том, что молотилок было еще очень мало и большинство крестьян продолжало молотить хлеб старыми традиционными способами. Почти во всех кабардинских и балкарских селениях имелись водяные мельницы различных мощностей, а в некоторых даже по 2-3 и более. В 1914г., например, в Нальчикском округе насчитывалось около 300 водяных мельниц. Некоторые из них были небольшими, суточный помол их составлял всего 10-20 пудов. Большие же мельницы за сутки могли смолоть до 60-70 пудов. Они имели и просорушки. Позднее в некоторых селениях появились и большие мельницы-вальцовки. Все водяные мельницы обслуживали только мужчины.

Основной  сельскохозяйственной  культурой  кабардинцев в XVIII-XIX веках было

просо, которое занимало более 90-50% всей посевной площади [5, с.283]. При этом кабардинцы сеяли издавна несколько видов проса: черное, белое, красное, желтое. Существовали также раннее просо и позднее просо. Второе место занимала полба, посевы которой были известны и балкарцам. Сеяли также пшеницу, кукурузу, овес. В конце XIX – начале XX вв. кабардинцы начали сеять гречиху и подсолнечник.

Балкарцы сеяли главным образом ячмень, немного кукурузы, пшеницы и овса. Своего хлеба им хватало всего на 3-4 месяца. Недостающий хлеб они покупали или выменивали у кабардинцев, русских и других соседей.

Низкой была урожайность сельскохозяйственных культур. Средний урожай по Кабарде за период 1901-1913гг. составлял:

- пшеницы – 5,2 ц с гектара;

- ячменя – 4,5 ц с гектара;

- проса – 6,6 ц с гектара;

- кукурузы – 10,9 ц с гектара.

Для ее повышения кабардинцы наряду с переложно-залежной системой земледелия чередовали посевы тех или иных культур. Так, в первый год сеяли просо, на следующий – кукурузу, на третий – пшеницу, а на четвертый – ячмень или овес. Конечно, такой порядок соблюдался не во всех селениях и не всеми крестьянскими хозяйствами.

В первой половине XIX века кабардинцы, немного позже и балкарцы, стали заниматься возделыванием картофеля, заимствованного у соседнего русского населения.

Из огородных культур кабардинцы и балкарцы сажали лук, чеснок, фасоль, красный перец, редьку, огурцы, тыкву, а во второй половине XIX века – капусту и бахчевые. В начале XX века огородничество расширилось. Так, если в 1889г. под огородами было занято в округе 577 десятин, то в 1908г. – уже 1936 десятин. Систематически огородничеством занимались крестьяне 28 селений.

В 1867г. в округе насчитывалось 26 садов, а в 1912г. их стало уже 556. С конца XIX века садоводством стали заниматься и некоторые балкарцы. Наиболее крупный и ухоженный сад князя Атажукина имел площадь в 29 десятин, остальные были небольшими.

Отдельные крестьяне занимались садоводством (с начала XX века и торговым) на научной основе, выращивая высокосортные яблоки и груши. Многие плоды привозились на Терскую сельскохозяйственную выставку и награждались медалями.

Постепенно Северный Кавказ, в том числе Кабарда и Балкария, втягивался в товарное обращение. Под влиянием развивающегося российского капитализма в Кабарде и Балкарии с 1863 по 1869 гг. проводится земельная реформа, отменяется крепостное право. Сельское хозяйство начинает приспосабливаться к запросам капиталистического рынка, меняются направление и структура сельского хозяйства. Заметно возрастают посевные площади (55 тыс. га в 1899г.; примерно 72 тыс. га – в 1906г.; 148 тыс. га – в 1914г.). Просо вытесняется кукурузой и пшеницей, которые поступают на рынки Центральной России. В 1893г. просо по площади и запашке занимало 1-ое место (48 %), на 2-ом месте стояла пшеница (27 %), на 3-ем – кукуруза (16,5 %). Через 20 лет картина изменилась: на 1-ом месте уже стоит кукуруза (28%). Пшеница остаётся на 2-ом месте. На 3-ем месте находится ячмень (22%), а просо – на 4-ом, упав с 48 до 17 % в общей массе пахотной площади. Расширяются озимые посевы. Если в 1892г. они составляли всего 19%, то к 1914г. – уже 38%  [3]. Увеличивается и урожайность посевов. Так, урожайность проса к 1914г. по сравнению с концом 80-х годов возросла более чем в два раза, кукурузы – почти в два раза. Повысилась и урожайность пшеницы и ячменя.

Усиливается вывоз хлеба, продажа скота, лошадей, продуктов животноводства и привоз товаров. В 1895 году газета «Терская ведомость» писала, что «… вообще Кабарда относительно разведения крупного рогатого скота не имеет соперников среди иных местностей России» [1, с. 23].

Вывоз  хлеба  из  Кабарды и привоз  товаров  особенно  усилился  после отмены крепостного права в Кабарде и Балкарии в 1867г. и в связи с постройками железных дорог:

- Ростов-Владикавказ (1875-1877гг.);

- Новороссийск – Тихорецкая (1889г.)

Значительная часть богатств кабардинских князей и кулаков состояла из доходов от животноводства. Как писал профессор Х.М. Бербеков, «ежегодно кабардинские скотоводы продавали до 41 тыс. голов скота на сумму 90-95 тыс. рублей» [6]. Кабардинское коневодство издавна носило рыночный характер. Кабардинские лошади экспортировались далеко за пределы Кавказа, в частности, в Константинополь и Россию. Спрос на лошадей особенно повысился в предвоенные годы.

Кабардинцы реализовывали на рынке продукцию сельского хозяйства (фрукты, мёд, воск и т.п.), производство которой из года в год возрастало. В 1898 г. в Нальчике был один хлебный магазин, владелец которого покупал у местного населения муку и производил хлеб для реализации.

В Кабарду и Балкарию ввозились промышленные изделия, продовольственные товары (соль, сахар) и предметы домашнего обихода. Из Дагестана кабардинцы получали художественно-ювелирные изделия, из Грузии – материи, железо, соль, фрукты и т.д.

Начинается рост торговых предприятий. В 1897г. в Кабарде было всего 232 торгующих заведения (их суммарный товарооборот 227 тыс. руб.), а в 1911г. – 708 заведений (с суммарным товарооборотом 1 151 тыс. руб.).

В Кабарде и Балкарии главным образом развивался торговый капитал. Следствием этого (а также наличия остатков патриархально-родовых устоев) была задержка разложения и пролетаризации крестьянства. Следует также учесть и колониальную политику царизма, который всячески консервировал патриархально-феодальные отношения.

Крупной промышленности, предприятий, производящих средства производства, современного транспорта и связи в Кабарде и Балкарии до революции 1917г. не было. Промышленность была представлена кустарными предприятиями с незначительным количеством занятых рабочих на этих предприятиях. По данным статистики Терской области в 1913г. в Кабарде и Балкарии (Нальчикском округе) было 414 предприятий, в том числе:

- известковых заводов – 18;

- кирпично-черепичных и гончарных – 37;

- маслобойных – 1;

- пивоваренных – 1;

- лесопильных – 10;

- водяных мельниц – 342;

- других – 4 [7].

На них было занято 764 рабочих. Суммарная  прибыль  предприятий составляла примерно 356 тыс. руб.

Из кустарных промыслов в Кабарде и Балкарии  выделялись бурочное, суконное, шорно-седельное производство, лесные промыслы (использование дуба, карагача, ясеня, чинара, липы для различных хозяйственных и торговых целей). При этом следует отметить отсутствие механизации, преобладание женского труда в первых двух видах, отсутствие отхожей формы, т.е. работа в основном осуществлялась на дому.

В экономике кабардинцев и балкарцев имела место охота на туров, альпийских коз и медведей. Шкуры зверей использовались для изготовления одежды или шли в продажу.

Таким образом, в рассматриваемый период Кабарда и Балкария оставались аграрными районами царской России. Главным образом развивался торговый капитал. Товарообмен был ограничен. Рынок обслуживал в основном имущие классы. А остальное население свои потребности удовлетворяло практически продуктами собственного производства. Лишь немногие изделия промышленного производства приобретались на рынке.

Характерной  чертой  национальных  округов  Северного  Кавказа  была  также культурная отсталость и почти сплошная безграмотность (98-99 %) всего населения. В округе насчитывалось всего лишь «50 низших школ, в которых обучались 3713 учеников» [8] из семей имущих классов.


Библиографический список
  1. Битоков С.К. Очерки истории экономики и финансов Кабардино-Балкарской Республики (1863-1996гг.). Нальчик, 1997.
  2. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик, 1965.
  3. Мамбетов Г.Х. К вопросу о проникновении капиталистических отношений в экономику Кабарды и Балкарии во второй половине Х1Х – начале ХХ веков. В сб. статей по истории Кабардино-Балкарии, вып. 9. – Нальчик, 1961.
  4. Адыгская (черкесская) энциклопедия / Глав. ред. проф. М.А. Кумахов. – М., 2006.
  5. Унежев К.Х. История Кабарды и Балкарии. Нальчик, 2005.
  6. Бербеков Х.М. Переход к социализму народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1964.
  7. Статистический ежегодник «Терский календарь». Владикавказ, 1915.
  8. ЦГА КБР. Ф.6.Оп.1. Ед.хр.858. Лл.66-70.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гурфова Светлана Адальбиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация