Наука – особая форма общественного сознания, основанная на рациональном познании мира и/или математической обработке.
Основываясь на этом определении, можно выделить одну из главных черт науки – рациональность науки, т.е. её познаваемость, основанную на эмпирических и теоретических знаниях. Кроме этого, наука абсолютно обезличена, ведь открытия или теории любого исследователя вносят вклад в общее развитие науки. Акцентирование на личности вносит субъективность в процесс познания.
Важным качеством науки является, кроме всего прочего, её универсальность, т.е. использование научных результатов в разных предметных областях. Эта черта особенно важна в настоящее время, ведь сейчас наука в общем и естествознание в частности находятся на этапе интегрированного развития.
Особой чертой науки, выделившейся в XX веке, является ее внеморальность. До XX века огромную роль на науку оказывали различные теократические течения ( что послужило появлению алхимии, магии и т.п). Однако научное познание XX в. вынесло эмоционально-моральную оценку достижений науки за рамки самой науки.
Обращаясь к науке как к комплексу знаний, необходимо выделить ее системность. Как и любая другая система, наука имеет свою четкую иерархию, что позволяет ясно отделить различные научные течения друг от друга. В настоящее время системности науки в области философии науки уделяется большое внимание. Связано это с развитием нового подхода к развитию и самоорганизации систем – синергетике. Синергетика предполагает саморазвитие и самоорганизацию науки как системы. Системность также предполагает наличие фрагментации – существования отдельных саморазвивающихся областей знания.
Одна из черт, критикуемых в современном научном обществе – это достоверность науки. Хотя до XX в. научные открытия, теории принимались априори, то с XX в. развитие науки позволило найти различные подходы к одним и тем же явлениям. Об этом также говорит и Марк Аврерий, основавший новое философское течение эмпирио-критицизм – невозможность познания мира опытным путем. И действительно, какой бы точной наука не была, она всегда основана на чувственном восприятии человеком результатов деятельности.
В завершение обсуждения основных черт важно выделить, что наука не имеет границ в пространстве и времени. Любое открытие влечет за собой новые открытия, которых порой очень много. И также порой открытия, сделанные в далеком прошлом, находят свое применение лишь через столетия. Открытия Энштейна, теории Мессинга будут полностью поняты лишь через много лет.
К функциям науки относятся познание мира и внесение практического результата в обыденную жизнь. Проблема взаимодействия науки и обыденности очень важна. Зачастую научные открытия слишком активно привносятся в нашу жизнь, порой кардинально ее меняя. Сейчас наблюдается тенденция на снижение физической нагрузки на человека ( от появления автомобиля до эскалаторов и лифтов). Наряду с этим увеличивается умственная нагрузка (современные гаджеты). Это приводит к нарушению природного баланса. Таким образом, наука оказывает как положительное, так и негативное воздействие на общество в целом.
Наука – динамически развивающаяся система, понимание и осмысление который меняются и будут меняться с ее развитием.