В рамках проведения исследований по реализации компетентностного подхода в МГГУ им. М.А.Шолохова в 2013 году было проведено изучение представлений профессорско-преподавательского состава о профессиональной успешности. Ранее более подробно были освещены теоретические основания проводимого исследования [1]. В качестве основного теоретического конструкта, выбранного основанием психологического тестирования преподавателей, является положение А.К. Марковой о главной роли социальной компетентности в структуре преподавательской деятельности. Социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда [2]. В рамках социальной компетенции была выбрана в качестве ключевой (ядерной) социально-психологическая компетенция преподавателя, состоящая по большей части из эмоционального интеллекта, коммуникативной толерантности.
Основным методом исследования было выбрано психологическое тестирование. В связи с имеющимся опытом диагностики компетенций инструментарий исследования составили опросники и метод аттитюдов [3]. Опросники были использованы как метод формирования выборки. Если бы у части преподавательского состава были выявлены значение ниже порогового уровня по параметрам социального интеллекта и коммуникативной толерантности, то их ответы по методу аттитюдов не использовались бы при анализе представлений о профессиональной успешности.
В проведении диагностики профессиональных компетенций соблюдалось несколько условий: 1) Выбор базы исследования проводился по принципу представленности в выборке всех факультетов университета, включая общеуниверситетские кафедры; 2) Соблюдение принципа психологической безопасности респондентов: руководители кафедр и факультетов были поставлены в известность о проводимом тестировании, но не указывалась его направленность, тестирование проводилось анонимно, цель диагностики не объяснялась, указывалось, что результаты будут представлены в обобщенном виде; 3) При обработке результатов тестирования все индивидуальные бланки испытуемых были закодированы.
Таблица 1. Порядок предъявления тестов.
№ | Диагностируемый параметр | Название теста |
1 | Уровень эмоционального интеллекта | Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н.Холл) [4]. |
2 | Уровень коммуникативной толерантности | Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко) [4]. |
3 | Типичное отношение к профессиональной деятельности | Метод аттитюдов |
Анализ общих данных:
1.Из 100 респондентов: женский пол – 73%, мужской – 27%.
2.По педагогическому стажу можно выделить 4 группы:
- 0-10 лет – 43 респондента (ж- 33, м – 10)
- 11-20 лет – 26 респондентов (ж -21, м – 5)
- 21-30 лет – 16 респондентов (ж – 9, м – 7)
- 31 и больше лет – 15 респондентов (ж – 10, м – 5)
3.По профилям преподаваемых курсов:
- Гуманитарный, социальный и экономический – 44
- Математический и естественно-научный - 15
- Гуманитарный, социальный и экономический/ Профессиональный – 8
- Математический и естественно-научный/ Профессиональный – 2
- Профессиональный – 31
Анализ результатов по тесту «Эмоциональный интеллект»
Таблица 2. Результаты испытуемых по тесту 1.
Уровень |
Шкала 1. Эмоциональная осведомленность | Шкала 2. Эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность | Шкала 3. Произвольное управление своими эмоциями | Шкала 4. Эмпатия | Шкала 5. Умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей | Итоговый уровень эмоционального интеллекта |
высокий | 28 | 5 | 22 | 39 | 24 | 9 |
средний | 37 | 28 | 36 | 41 | 42 | 49 |
низкий | 22 |
27 |
23 | 14 | 20 | 42 |
очень низкий | 13 |
40 |
19 | 6 | 14 |
Таким образом, можно констатировать, что по всей выборке респондентов в целом преобладающим является средний тип эмоционального интеллекта.
Таблица 3. Соотношение уровней эмоционального интеллекта в зависимости от группы педагогического стажа.
Группа стажа |
Количество респондентов |
Уровни эмоционального интеллекта
|
||
высокий |
средний |
низкий |
||
0 – 10 лет |
43 |
3 |
22 |
18 |
процент |
7% |
51% |
42% |
|
11 – 20 лет |
26 |
1 |
14 |
11 |
процент |
4% |
54% |
42% |
|
21 – 30 лет |
16 |
3 |
6 |
7 |
процент |
19% |
37% |
44% |
|
свыше 30 лет |
15 |
2 |
7 |
6 |
процент |
13% |
47% |
40% |
Проведенный статистический анализ показал: 1) Не удалось установить значимых различий (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни) по параметру уровней эмоционального интеллекта между группами респондентов, выделенных по педагогическому стажу; 2) Не удалось установить значимых различий по параметру эмоционального интеллекта между группами респондентов, выделенных по гендерному признаку. Можно считать, что типичным для группы респондентов является средний уровень эмоционального интеллекта с преобладающим средним уровнем эмпатии и умением воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
Анализ результатов по тесту коммуникативной толерантности
Таблица 4. Результаты испытуемых по тесту 2.
Уровень |
Шкала 1. Способность принимать индивидуальность другого человека | Шкала 2. Умение приспосабливаться к некомфортной коммуникации | Шкала 3. Адаптация в общении | Итоговый уровень коммуникативной толерантности |
высокий |
55 |
64 |
77 |
67 % |
средний |
43 |
35 |
23 |
33 % |
низкий |
2 |
1 |
0 |
0 % |
Проведенный статистический анализ показал: 1) Не удалось установить значимых различий (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни) по параметру уровней коммуникативной толерантности между группами респондентов, выделенных по педагогическому стажу; 2) Не удалось установить значимых различий по параметру коммуникативной толерантности между группами респондентов, выделенных по гендерному признаку.
Таблица 5. Соотношение уровней коммуникативной толерантности в зависимости от группы педагогического стажа.
Группа стажа |
Количество респондентов |
Уровни эмоционального интеллекта
|
||
высокий |
средний |
низкий |
||
0 – 10 лет |
43 |
29 |
14 |
0 |
процент |
67% |
33% |
0% |
|
11 – 20 лет |
26 |
18 |
8 |
0 |
процент |
69% |
31% |
0% |
|
21 – 30 лет |
16 |
11 |
5 |
0 |
процент |
69% |
31% |
0% |
|
свыше 30 лет |
15 |
9 |
6 |
0 |
процент |
60% |
40% |
0% |
Можно считать, что типичным для группы респондентов является высокий уровень коммуникативной толерантности с доминирующей способностью к адаптации в общении.
Таблица 6. Корреляционные связи между параметрами по тесту 1 и тесту 2.
Тест 2. Коммуникативная толерантность |
Тест 1. Эмоциональный интеллект |
||||
Шкала 1. Эмоциональная осведомленность | Шкала 2. Эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность | Шкала 3. Произвольное управление своими эмоциями | Шкала 4. Эмпатия | Шкала 5. Умение воздействовать на
эмоциональное состояние других людей |
|
Шкала 1. Способность принимать индивидуальность другого человека | rs = 0.156
|
rs = 0.291
|
rs = 0.286
|
rs = 0.133
|
rs = 0.2
|
нет связи | слабая | слабая | нет связи | слабая | |
Шкала 2. Умение приспосабливаться к некомфортной коммуникации | rs = 0.299 | rs = 0.388 | rs = 0.394 | rs = 0.224 | rs = 0.349 |
слабая | умеренная | умеренная | слабая | умеренная | |
Шкала 3. Адаптация в общении | rs = 0.354 | rs = 0.444 | rs = 0.365 | rs = 0.373 | rs = 0.393 |
умеренная | умеренная | умеренная | умеренная | умеренная |
Корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) показал наличие умеренной корреляционной связи (rs = 0,412) между итоговыми значениями эмоционального интеллекта и коммуникативной толерантности.
Анализ результатов по аттитюдам
По аттитюду 1 с инструкцией: «Напишите, пожалуйста, 10 ваших ассоциаций с понятием «лекция», используя сравнение, аналогию, сопоставление с другими объектами» должно было быть получено от 100 респондентов 1000 ответов, получено – 940 из них 407 неповторяющихся вариантов. Для анализа выбраны аттитюды неединичной встречаемости (таких выделено 130). Таким образом, типичным аттитюдом преподавателей на объект «лекция» является: 1) знание; 2) интерес; 3) общение; 4) диалог; 5) творчество.
По аттитюду 2 с инструкцией: «Напишите, пожалуйста, 10 вариантов ответа на вопрос «Преподавать – это что делать?» должно было быть получено от 100 респондентов 1000 ответов, получено – 771 из них 369 неповторяющихся вариантов. Для анализа выбраны аттитюды неединичной встречаемости (таких выделено 89). Таким образом, типичным аттитюдом преподавателей на объект «преподавать» является: 1) учить; 2) воспитывать; 3) развивать; 4) давать знания; 5) общаться; 6) помогать.
Итоги проведенного тестирования:
1.Психодиагностические данные (по результатам теста на эмоциональный интеллект и теста на коммуникативную толерантность, аттитюдов):
- Средний уровень эмоционального интеллекта с преобладающим средним уровнем эмпатии и умением воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
- Высокий уровень коммуникативной толерантности с доминирующей способностью к адаптации в общении.
- Позитивное отношение к основным профессиональным задачам, зрелая профессиональная мотивация. Типичный аттитюд: лекция – это «знание», преподавать – это «учить».
2.Статистические данные:
- Не установлено различий между группами по гендерному признаку и стажу педагогической деятельности.
- Установлены корреляционные связи между эмоциональным интеллектом и коммуникативной толерантностью в целом.
По итогам исследования были сформулированы рекомендации для преподавательского состава: в качестве возможного средства повышения эмоционального интеллекта и социальной компетентности в целом проведение тренингов креативности, фокус-групп, публичных дискуссий. Форм повышения квалификации должны способствовать активизации эмоциональной составляющей интеллектуальной сферы. С этой целью представляется целесообразным рекомендовать подход, предложенный в работе Е.А.Сорокоумовой [5], а именно совершенствовать свою профессиональную успешность с помощью метода метафор.
Библиографический список
- Пучкова Е.Б. К вопросу изучения профессиональных компетенций преподавателей ВУЗа // Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 6 (74). С. 208-213.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Пучкова Е.Б. Возможности метода аттитюда в измерении профессиональных компетенций студентов // Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 2. С.123-127.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
- Сорокоумова Е.А., Фадеев Д.С. Метафора как культурный и психологический феномен // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8-1. С. 113-115.