В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего профессионального образования третьего поколения [1] для направления «230400 Информационные системы и технологии (квалификация (степень) «магистр»)» практики являются обязательными. Согласно ФГОС, на практики и научно-исследовательскую работу можно отводить от 25 до 34 зачетных единиц, что является практически долей в 10% и выше от всей трудоемкости. Таким образом, проектирование содержания научно-исследовательской практики (как составной части практики) является важной задачей.
Проблема организации и содержания научно-исследовательской практики изучалась многими российскими и зарубежными учеными. Организацию научно-исследовательской практики студентов, обучающихся в магистратуре по направлению юриспруденция, рассматривали И.Р.Левина, Е.В.Марковичева [2]. О.Н.Фомин изучал интеграцию научно-исследовательской и образовательной деятельности в управленческую практику [3]. Л.Н.Заварыкина и др. [4] описали научно-исследовательскую практику студентов в магистратуре. Формирование профессиональной компетентности магистрантов в процессе научно-исследовательской практики обсуждалось в работе Л.Н.Сухоруковой, М.Н.Мирновой [5]. Методику практического применения научно-исследовательской практики магистрантов описала С.А.Комиссарова [6]. Е.А.Гришина выделила тенденции в практике научно-исследовательских работ по социологии [7]. Вопросы целевого использования результатов научно-исследовательской практики при подготовке магистерской диссертации затронул А.А.Уваров [8]. М.Н.Мирнова обратила внимание на проблемы формирования профессиональных компетенций в ходе научно-исследовательской практики в магистратуре студентов-биологов педагогического вуза [9]. А.А.Узденова рассмотрела научно-исследовательскую практику как компонент системы формирования исследовательской компетентности магистрантов [10]. Зарубежные ученые [11, 12] выделяли значимость научно-исследовательской работы для студентов.
При формировании содержания научно-исследовательской работы мы опирались на исследования И.Д.Белоусовой [13] (проблемы введения информационных технологий в процесс обучении), Л.З.Давлеткиреевой [14, 15] (профессиональная подготовка ИТ-специалистов в условиях информационно-предметной среды), О.Б.Голубева, О.Ю Никифорова [16, 17] (информатизация учебно-методической деятельности), Р.И.Остапенко [18, 19] (тенденции поведения специалиста на рынке труда и формирование его профессиональной компетенции), И.Н.Мовчан [20, 21] (дистанционные технологии в обучении), А.А.Рыбанова [22, 23] (применение электронных оценочных средств в обучении), Н. Г.Баженовой, И.В.Хлудеевой [24-26] (самоорганизация студентов при выполнении научно-исследовательских работ), Е.М.Каргиной [27, 28] (профессиональная мотивация специалиста в техническом вузе), Е.В.Кийковой, Е.Г.Лаврушиной [29, 30] (использование интегрированной образовательной среды в формировании профессиональных компетенций). Также использовался методический опыт Р.И.Баженова [31-39].
Научно-исследовательская практика является составной частью учебного процесса, которая выполняется как самостоятельная работа студентом магистратуры под руководством преподавателя.
Целью практики является сбор, анализ, обобщение научно-практического материала для подготовки магистерской диссертации и закрепления, углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций, опыта самостоятельной профессиональной научно-исследовательской деятельности.
На данном виде практики магистрант решает следующие задачи:
- обоснование выбора темы диссертации и ее актуальности;
- обзор литературы и оценка состояния проблемы;
- разработка предложений и идей, носящих научный характер;
- получение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы и практического участия в прикладных исследованиях и разработках профессиональных коллективов по месту прохождения практики.
Научно-исследовательская практика в структуре основной образовательной программы опирается на знания, умения навыки, полученные в бакалаврской подготовке, базируется на дисциплинах учебного плана «Логика и методология науки», «Методы исследования и моделирования информационных процессов и технологий», «Научно-исследовательская работа (научно-исследовательский семинар «Современные проблемы информационных систем и технологий»).
Для успешного выполнения программы практики магистранту требуется знать первоначальные сведения о предметной области исследования, основные технологии поиска информации; уметь пользоваться методиками проведения научных исследований, технологиями поиска информации в интернет (поисковые системы, специализированные базы данных), реферировать информацию, строить и поддерживать диалог по теме с коллегами; владеть методами организации и проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы в профессиональной сфере, способами обработки данных.
В результате прохождения научно-исследовательской практики планируется, что у магистранта формируются общекультурные и профессиональные компетенции: использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ (ОК-4); способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-7); способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (ОК-7); умение разрабатывать стратегии проектирования, определение целей проектирования, критериев эффективности, ограничений применимости (ПК-1); способность осуществлять авторское сопровождение процессов проектирования, внедрения и сопровождения информационных систем и технологий (ПК-4); умение организовывать взаимодействие коллективов разработчика и заказчика, принятие управленческих решений в условиях различных мнений (ПК-5); формировать новые конкурентоспособные идеи в области теории и практики информационных технологий и систем (ПК-14); разрабатывать методы решения нестандартных задач и новые методы решения традиционных задач (ПК-15); воспроизводить знания для практической реализации новшеств (ПК-16) [1].
Общая трудоемкость данного вида практики по учебному плану составляет 10 недель и 15 зачётных единиц.
Представим виды работ на практике и формы их текущего контроля (табл.1).
Таблица 1 – Виды работ на научно-исследовательской практике
№ |
Разделы (этапы) практики |
Содержание (виды работы) на практике |
Общая трудоёмкость (в зач. ед.) |
Форма текущего контроля |
1 |
Подготовительный этап |
1.Инструктаж по технике безопасности |
0,5 |
Проверка журнала регистрации |
2. Подготовка плана прохождения практики |
0,5 |
Проверка плана | ||
2 |
Исследовательский этап |
1. Составление библиографии и краткого аналитического описание источника по теме магистерской диссертации
|
3 |
Проверка выполнения задания по отчету отчета |
2. Составление списка научно-практических конференций, в которых обсуждаются проблемы магистерского исследования |
1 |
Проверка выполнения задания по отчету отчета | ||
3. Рецензирование автореферата диссертационного исследования |
1 |
Проверка выполнения задания по отчету отчета | ||
4. Написание научной статьи по теме исследования |
2 |
Проверка выполнения задания по отчету отчета | ||
5. Подготовка введения магистерской диссертации |
2 |
Проверка выполнения задания по отчету отчета | ||
6. Подготовка плана эксперимента |
1 |
Проверка выполнения задания по отчету отчета | ||
7. Выступление на научной студенческой конференции |
2 |
Проверка выполнения задания по отчету отчета | ||
Итоговый этап | 1. Подготовка выступления по итогам практики |
1 |
Защита отчета | |
2. Подготовка отчета по практике |
1 |
Проверка письменного отчета по практике (1-2 л.) | ||
ИТОГО |
15 |
Приведем примеры заданий, выполняемых на практике (табл.2)
Таблица 2 – Контрольные задания на научно-исследовательской практике
№ пп |
Разделы (этапы) практики |
Контрольные задания |
1 |
Подготовительный этап |
|
1.Инструктаж по технике безопасности |
|
|
2. Подготовка плана прохождения практики |
|
|
2 |
Исследовательский этап | |
1. Составление библиографии и краткого аналитического описания источника по теме магистерской диссертации
|
1. Картотека русскоязычных источников, оформленных в соответствии с ГОСТ: | |
- книги, монографии, учебные пособия (не менее 30 источников); | ||
- статьи в научных журналах (не менее 20 источников); | ||
- авторефераты диссертационных исследований (не менее 20 источников); | ||
- интернет-ресурсы (не менее 30 источников). | ||
2. Картотека иностранных источников, оформленных в соответствии с ГОСТ: | ||
- книги, монографии, учебные пособия (не менее 10 источников); | ||
- статьи в научных журналах (не менее 10 источников); | ||
- интернет-ресурсы (не менее 10 источников). | ||
2. Составление списка научно-практических конференций, в которых обсуждаются проблемы магистерского исследования | 1. Список конференций за 2-3 прошедших года (не менее 3 источников) | |
2. Список конференций на текущий год с приложением информационных писем (не менее 3 источников) | ||
3. Рецензирование автореферата диссертационного исследования | Рецензия на автореферат диссертационного исследования | |
4. Написание научной статьи по теме исследования | Статья по теме исследования объемом 0,25 п.л. | |
5. Подготовка введения магистерской диссертации | Введение магистерской диссертации (не менее 3 листов) | |
6. Подготовка плана эксперимента | План эксперимента | |
7. Выступление на научной конференции магистрантов | Доклад на научной конференции магистрантов | |
3 |
Итоговый этап | |
1. Подготовка выступления по итогам практики | 1. Текст выступления на 10 мин.
2. Презентация выступления |
|
2. Подготовка отчета по практике | Письменный отчет по практике (1-2 л.) |
В результате прохождения практики магистрант подготавливает полный отчет, состоящий из следующих позиций:
- Картотека русскоязычных источников: книги, монографии, учебные пособия; статьи в научных журналах; авторефераты диссертационных исследований; интернет-ресурсы.
- Картотека иностранных источников: книги, монографии, учебные пособия; статьи в научных журналах; интернет-ресурсы.
- Список конференций за 2-3 прошедших года.
- Список конференций на текущий год с приложением информационных писем.
- Рецензия на автореферат диссертационного исследования с приложением автореферата.
- Статья по теме исследования объемом 0,25 п.л.
- Введение магистерской диссертации.
- План эксперимента.
- Доклад для научной конференции магистрантов.
- Текст выступления на 10 мин.
- Презентация выступления.
- Письменный отчет по практике (1-2 л.)
Предлагаемая методика проведения научно-исследовательской практики хорошо зарекомендовала себя, позволила магистрантам «почувствовать вкус» исследовательской работы. В результате проведенных исследований магистрант фактически готовит введение, первый параграф первой главы будущей диссертации. Используемые формы позволяют закрепить результаты исследований в публикациях [40-45]. Описываемый опыт обсуждался на нескольких семинарах по подготовке магистрантов в Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема, Дальневосточном государственном университете путей сообщений, где получил положительную оценку участников.
Библиографический список
- Государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования // Российское образование. Федеральный портал URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm (дата обращения: 25.09.2014)
- Левина И.Р., Марковичева Е.В. Организация научно-исследовательской практики студентов, обучающихся в магистратуре по направлению юриспруденция // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5. С. 251-252.
- Фомин О.Н. Интеграция научно-исследовательской и образовательной деятельности в управленческую практику // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2006. № 11. С. 19-23.
- Заварыкина Л.Н., Королева Л.В., Петрова Е.Б. Научно-исследовательская практика студентов в магистратуре // Физическое образование в ВУЗах. 2013. Т. 19. № 1. С. 134-141.
- Сухорукова Л.Н., Мирнова М.Н. Формирование профессиональной компетентности магистрантов в процессе научно-исследовательской практики // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 1. С. 159-162.
- Комиссарова С.А. Научно-исследовательская практика магистрантов: методика практического применения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 17. С. 300-305.
- Гришина Е.А. О тенденциях в практике научно-исследовательских работ по социологии // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 130-135.
- Уваров А.А. Вопросы целевого использования результатов научно-исследовательской практики при подготовке магистерской диссертации // Юрист. 2011. № 19. С. 40-43.
- Мирнова М.Н. Формирование профессиональных компетенций в ходе научно-исследовательской практики в магистратуре студентов-биологов педагогического вуза // Инновации в образовании. 2013. № 2. С. 71-78.
- Узденова А.А. Научно-исследовательская практика как компонент системы формирования исследовательской компетентности магистрантов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 1. С. 79-83.
- Cabral A.P.,HuetI.Research In Higher Education: The Role Of Teaching And Student Learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. V. 29. P. 91-97.
- Saravanan V., Wadi Al H. Educational Research: A Study on Teachers’ Professional Practice // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 116. P. 3843-3847.
- Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография. – Магнитогорск, 2009. – 141 с.
- Давлеткиреева Л.З. Профессиональная подготовка будущих ИТ-специалистов в рамках информационно-предметной среды: учеб.-метод. пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2006. -86 с.
- Давлеткиреева Л.З., Чусавитина Г.Н. Индивидуальная траектория профессиональной подготовки ит-специалистов при переходе на стандарт третьего поколения // Перспективы развития информационных технологий. 2011. № 5. С. 22-27.
- Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Информатизация учебно-методической деятельности университета // Альманах современной науки и образования. 2012. № 6. С. 28-30.
- Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Особенности инновационной архитектуры учебного взаимодействия в цифровой школе // Инновационный Вестник Регион. 2012. № 4. С. 68-72.
- Остапенко Р.И. Молодой специалист в сфере ИТ на рынке труда: представления и пожелания // Государственный советник. 2013. № 2. С. 82-86.
- Остапенко Р.И. Управление процессом формирования информационно-математической компетентности студентов вузов посредством самодиагностики // Государственный советник. 2014. № 1 (5). С. 160-164.
- Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 45.
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т.27. № 4. С. 77-80.
- Рыбанов А.А. Количественные оценки эффективности процесса формирования ответов на тестовые задания при дистанционном тестировании знаний // Качество. Инновации. Образование. 2006. № 5. С. 44-52.
- Рыбанов А.А. Оценка качества текстов электронных средств обучения // Школьные технологии. 2011. № 6. С. 172-174.
- Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 81-86.
- Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества в вузе: тезаурусный подход // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 247-254.
- Баженова Н. Г., Хлудеева И. В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №151. С. 217-223.
- Каргина Е.М., Варникова О.В. Роль университетского комплекса технического вуза в формировании профессиональной мотивации будущего специалиста // Интеграция образования. 2003. № 2. С. 50-52.
- Каргина Е.М. Исследование профессиональной самостоятельности обучающихся университетского учебного комплекса // Молодой ученый. 2014. № 9 (68). С. 478-481.
- Кийкова Е.В., Лаврушина Е.Г., Слугина Н.Л. Использование интегрированной образовательной среды в учебном процессе // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2009. № 1. С. 51-57.
- Кийкова Е.В., Лаврушина Е.Г. Значение изучения имитационного моделирования студентами вуза различных уровней подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 388.
- Баженов Р.И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
- BazhenovR.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
- Баженов Р.И., Лопатин Д.К. Об имитационном моделировании экономических процессов средствами специализированной программной среды // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 88-92.
- Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 35.
- Баженов Р.И. Об организации деловых игр в курсе «Управление проектами информационных систем» // Научный аспект. 2014. Т. 1. № 1. С. 101-102.
- Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 20.
- Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 48.
- Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» // Современная педагогика. 2014. №8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2570 (дата обращения: 25.09.2014).
- Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
- Таравков А.В., Баженов Р.И. О методах внедрения цифровых водяных знаков в потоковое видео // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 73-75.
- Волков Е.И., Баженов Р.И. Разработка программной системы «Сканер социальных связей» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-1 (37). С. 22.
- Баженов Р.И., Векслер В.А. Анализ потребительских корзин в 1С: Предприятие на примере АВС-анализа // Информатизация и связь. 2013. №5. С. 117-123.
- Баженов Р. И., Векслер В. А. Реализация XYZ-анализа в программном коде внутреннего языка программирования 1С: Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. №1. С. 37-42.
- Баженов Р.И., Векслер В.А., Гринкруг Л.С. RFM-анализ клиентской базы в прикладном решении 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 2. С. 51-54.
- Векслер В.А., Баженов Р.И. Определение взаимосвязи номенклатурных позиций средствами 1С:Предприятие 8.3 // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/07/36464 (дата обращения: 25.09.2014).
Количество просмотров публикации: Please wait