На современном этапе развития Аграрно-промышленный комплекс (АПК) республики – фундамент развития экономики. Поэтому стабильное его функционирование одна из важнейших проблем. Приоритетными мероприятиями сельхозпроизводства выступают сохранение и увеличение ресурсного потенциала: сохранение плодородия почв, внедрение новых техники и технологий, развитие инфраструктуры аграрных районов республики.[2,3]
В Республике функционирует тридцать семь предприятий, которые относятся к производственной инфраструктуре и выполняют обслуживающие функции, некоторая часть которых являются предприятиями специального обслуживания.
Практически все инфраструктурные предприятия ЧР являются государственными и очень небольшая часть – акционерной собственностью.
Производственная и социальная инфраструктура Чеченской Республики формируется под влиянием множества факторов: экономических, политических, природно-климатических, национальных, географических и других.
На рисунке 1 представлены основные элементы региональной производственной инфраструктуры, также практически в каждом административном районе ЧР имеются отделения, филиалы, представляющие инфраструктуру.
Характерной особенностью сельхозпроизводства ЧР является преобладание объемов производства хозяйств населения.
Таблица 1. Продукция сельского хозяйства ЧР*
Показатели |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Хозяйства всех категорий |
|||||
Продукция сельского хозяйства |
6921,3 |
8546,5 |
10379,8 |
10884,7 |
12176.1 |
в т.ч. | |||||
растениеводство |
1842,3 |
2474,4 |
2321,7 |
2359,6 |
2825,0 |
животноводство |
5079,0 |
6072,1 |
8058,1 |
8525,1 |
9351,1 |
Сельскохозяйственные организации |
|||||
Продукция сельского хозяйства |
637,6 |
1157,7 |
1065,4 |
738,5 |
1053,5 |
в т.ч. | |||||
растениеводство |
585,5 |
1017,6 |
851,9 |
616,6 |
909,4 |
животноводство |
52,0 |
140,1 |
213,5 |
122,0 |
144,1 |
Хозяйства населения |
|||||
Продукция сельского хозяйства |
6004,0 |
6926,5 |
8835,8 |
8701,9 |
10566,8 |
в т.ч. | |||||
растениеводство |
1064,2 |
1180,7 |
1240,1 |
1563,6 |
1662,7 |
животноводство |
4939,8 |
5745,9 |
7595,7 |
8138,4 |
8904,1 |
Крестьянские фермерские хозяйства |
|||||
Продукция сельского хозяйства |
279,7 |
462,3 |
478,5 |
444,3 |
555,8 |
в т.ч. | |||||
растениеводство |
192,5 |
276,2 |
229,7 |
179,5 |
252,9 |
животноводство |
87,2 |
186,1 |
248,8 |
264,8 |
302,9 |
* httр://сhесhеnstаt.gks.ru/digitаl/rеgiоn4/Lists/List4/АllItеms.аsрx?РаgеViеw=Shаrеd
Стоит отметить, что наибольшее развитие получила отрасль животноводства. Сельскохозяйственные коллективные предприятия и организации в основном, ориентированы на отрасль растениеводства.
Свою нишу в среде сельхозтоваропроизводителей ЧР занимают и крестьянские (фермерские) хозяйства. Как и в ЛПХ и хозяйствах населения, здесь преобладает животноводческая продукция.
Анализ импорта-экспорта сырья и произведенной продукции в Чеченской Республике наглядно показал, что наибольшие объемы экспорта наблюдается по сельскохозяйственному сырью, а импортируется продукция в переработанном виде, что свидетельствует о неразвитости пищевой промышленности.
С другой стороны, объемы импортных поставок продовольственных товаров свидетельствует о наличии условий для их замещения продуктами собственного производства, а потенциал регионального АПК огромен.
Результатом известных событий 1991-2000 годов (на рубеже веков) в Чеченской республике стало небывалое падение темпов роста экономики, социальной сферы, культуры, инфраструктуры Чеченской Республики, многие города и сельские поселения подверглись разрушению.
Преодолев тяжелейший этап в своей истории, Чеченская Республика ускоряющимися темпами восстанавливает экономику региона, социальную и производственную инфраструктуру. [1]
С целью максимальной ликвидации негативных последствий, руководство республики повсеместно участвуют в ФЦП по восстановлению и развитию всех отраслей экономики, социальной и производственной инфраструктуры Чеченской Республики, в результате чего полностью восстановлены города Грозный, Аргун, Гудермес в рамках выполнения федеральных целевых программ.
Экономику республики представляют 12 укрупненных отраслей, характеризующиеся разной степенью развитости: нефтедобыча, нефтепереработка, энергетика, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность строительный комплекс.
Через территорию ЧР проходит магистраль, соединяющий регионы РФ с ближним зарубежьем (Азербайджан, страны Ближнего Востока).
Транспортная инфраструктура представлена железными и автомобильными дорогами, трубопроводными трассами для транспортировки нефти и газа, воздушными трассами.
Железные дороги связывают Грозный, Гудермес, Моздок, Червленную, Хасавюрт, Узловую. Восстановлены маршруты Грозный-Москва, Грозный-Астрахань, Грозный-Минеральные Воды.
Автомобильное сообщение с прочими регионами РФ осуществляется по федеральным трассам «Кавказ», Прохладная-Кизляр.
ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» носит долговременный характер, так как вызвано необходимостью качественных преобразований транспортной системы, масштабными трудовыми, материальными и финансовыми затратами, большой продолжительностью ключевых мероприятий, а также естественной инерционностью объекта исследования.
При этом количественными результатами функционирования транспортной инфраструктуры, как элемента региональной инфраструктуры, являются объемы грузов и пассажиров, т.е. объемы оказанных услуг и выполненных работ.[1,4]
ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)»:
«Автомобильные дороги»
«Гражданская авиация»
«Железнодорожный транспорт»
Так, ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» включает перспективные разработки в целях обеспечения комплексного подхода к развитию транспортных систем республики, включающий и инженерную инфраструктуру, для чего обозначены следующие задачи:
- формирование эффективной транспортной инфраструктуры, гарантирующей качественные транспортные услуги при низких транспортных издержках;
- увеличение доступности транспортных услуг для всех слоев населения;
- обеспечение комплексной безопасности участников транспортной системы.
- увеличение протяженности федеральных автодорог и трасс, отвечающих мировым требованиям;
- формирование единой транспортной сети, доступной для населения;
- гарантия устойчивого функционирования федеральных автодорог.
Следует особенно отметить, что большинство мероприятий по развитию и совершенствованию инфраструктуры, связана с необходимостью технического и технологического усовершенствования объектов социальной и производственной инфраструктуры.
Таким образом, целесообразность применения программно-целевого метода продиктовано требованием современной экономики к устойчивому функционированию региональной социальной и производственной инфраструктур для социально-экономического развития Чеченской Республики
Библиографический список
- Баснукаев М.Ш. Чеченская республика и геополитика// Исламоведение. Издательство: Дагестанский государственный университет (Махачкала) № 1, 2014 г., 99- 103 с.
- Баснукаев М.Ш., Шлафман А.И. Пространственная интеграция региональной экономики субъектов Российской Федерации//Труды КНИИ РАН Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН; под редакцией Д.К-С. Батаева. -Грозный, 2012. -С. 145-150.
- Баснукаев М., Ирисханов М. Общественное мнение Чечни о ситуации в Чеченской Республике//Вестник общественного мнения. 2005. № 4. С. 19-29.
- Шлафман А.И. Государственное регулирование интеграционных процессов современных предпринимательских структур//Нефть, газ и бизнес. 2011. № 4. С. 19-22.