На рубеже XIX–ХХ вв. на развитие школьной системы в Западной Сибири оказывали влияние природно-географические и социально-экономические факторы. Каждый регион, входивший в состав Западно-Сибирского учебного округа, имел свою специфику в области организации народного образования. Частично данные вопросы ранее нашли отражение в ряде публикаций автора [1; 2]
Передвижные (подвижные) школы Министерства народного просвещения открывались для обеспечения нужд населения в начальном образовании в небольших деревнях и поселках. Как правило, учитель через два года обучения детей в одной населенном пункте, переезжал в следующий на тот же срок, затем в третий. После чего возвращался в первый пункт через четыре года, когда там подрастали дети школьного возраста. Такая схема получила распространение в Тобольской губернии [3; 4; 5].
На приисках Алтая была развита организация частных школ, открываемых работодателем, находящихся под наблюдением дирекции народных училищ Томской губернии. Продолжительность работы частных начальных училищ и передвижных школ на Алтае зависела от времени существования рудников и приисков, а также от востребованности населением данных учебных заведений. Социально-экономические особенности данного региона способствовали образованию новой формы учебного заведения – частной передвижной школы.
На Алтайских приисках предпринимались попытки преобразования начальных училищ в передвижные школы. Директор училищ Томской губернии 29 сентября1898 г. представил попечителю Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринскому заявление от Управления приисками Алтайского золотопромышленного дела относительно преобразования Адиаксинского начального приискового училища в подвижную школу.
По мнению чиновника, училище, открытое 14 марта1894 г. на прииске Адиаксинском, не оправдывало возложенных на него задач. За все время существования учебного заведения не было ни одного выпуска. В 1897-1898 учебном году в училище насчитывалось 3 мальчика и 1 девочка. В августе1898 г. в училище находился только один мальчик. Учебный год в данном училище продолжался с 1 декабря по 15 сентября. В связи с таким положением, школу можно было переводить с одного прииска на другой при действительной необходимости и при наличии удобного для школы помещения [6, л. 22 – 22об.].
Главноуправляющий приисками Алтайского золотопромышленного дела Фридман обратился 12 августа1898 г. к штатному смотрителю училищ Кузнецкого и Бийского округов с заявлением, где указывалось, что четыре года существования училища указали на многие неудобства данного типа школ для приисков Алтая. В связи с разбросанностью приисков на расстоянии 20-25 верст, небольшим количеством рабочих на каждом от 40 до 100 человек, непродолжительностью существования приисков, постоянное училище не могло рассчитывать на определенный контингент учащихся.
В Адиаксинском училище число учеников не превышало 12 человек, уменьшившись до 3-4. Большинство учащихся выбывало ранее одного года вследствие переездов их родителей. Очень немногие занимались 2 года. Полный курс проходили только 2-3 человека из детей служащих, но свидетельства об этом по разным причинам получить не могли. В связи с этим, Управление пришло к заключению, что для приисков наиболее подходящим являлся тип училища подвижного, с непродолжительным курсом, имеющим целью обучение грамоте. Так как работы на Адиаксинском прииске с 1 октября1898 г. были весьма незначительны, а затем совсем прекращались, то училище следовало упразднить или перевести на другой прииск.
В связи с этим, Управление просило смотрителя училищ ходатайствовать перед вышестоящим начальством о разрешении Алтайскому золотопромышленному делу вместо училища иметь на будущее время подвижную школу, которая могла бы ежегодно менять свое место и функционировать там, где находилось наибольшее количество детей школьного возраста. Для данного типа училища не встречалось затруднений с помещением на каждом прииске. Управление со своей стороны было готово и далее платить учителю жалованье 300 руб. в год при готовом содержании, как полагалось на приисках служащим 2 разряда [6, л. 23 – 23об.].
В результате, управляющий Западно-Сибирским учебным округом разрешил частное начальное училище на прииске Адиаксинском Кузнецкого округа, содержимое на средства Компании Алтайского золотопромышленного дела перемещать по мере надобности с одного прииска на другой. Передвижение школы следовало каждый раз согласовывать со штатным смотрителем училищ, находя на каждом прииске удобное помещение, отвечающее своему назначению [6, л. 24 – 24об.].
Зыряновская горнозаводская школа до 15 декабря1897 г. содержалась на средства Кабинета его величества, а затем перешла в ведение Зыряновского горно-промышленного общества. В связи с этим, Управление Зыряновского горно-промышленного общества на Южном Алтае просило директора народных училищ Томской губернии, на основании ст. 3715 Устава учебных заведений, разрешить начать занятия на следующих основаниях: 1) школа является учебным заведением 3 разряда; 2) в школе преподаются Закон Божий, арифметика и русский язык; 3) преподавать будут учитель и учительница; 4) учеников до 100 человек; 5) школа будет занимать отдельный дом. Управляющий учебным округом не возражал при условии соблюдения стандартных правил при организации данных школ. Зыряновская частная горнозаводская школа открылась 16 января 1899 года [6, л. 31, 33 – 34, 36].
Возникали также проблемы с деятельностью школ на рудниках, находящихся на территории современного Казахстана. Ранее данная территория относилась к Западно-Сибирскому учебному округу. Продолжительность работы училища зависела от экономических факторов. Распоряжением попечителя Западно-Сибирского учебного округа Л.И. Лаврентьева от 10 октября1911 г. было разрешено открыть на медном руднике Английского акционерного общества Атбасарских медных копей в урочище Джезказган одноклассное русско-киргизское училище на средства данного общества. Однако 8 февраля1917 г. директор Атбасарских копей и заводов Хоралей сообщил в дирекцию народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей, что училище в урочище Джезказган должно быть закрыто, так как в этой местности работы приостановлены и все рабочие переведены на другие заводы [7, л. 20].
Частные передвижные школы Западной Сибири на приисках региона находились в ведении дирекции народных училищ Томской губернии, попечителя Западно-Сибирского учебного округа, оказывавших содействие руководителям предприятий по развитию начального образования среди детей рабочих и служащих. Изменение статуса школы или ее закрытие осуществлялось по инициативе работодателя. В связи с социально-экономическими условиями на горном производстве возникали новые типы начальных школ. Передвижные школы на приисках Алтая в наибольшей степени подходили к условиям региона, способствуя своевременному получению детьми начального образования по месту работы родителей.
Библиографический список
- Сулимов В.С.Частные школы для детей рабочих на приисках и рудниках Западно-Сибирского учебного округа конца XIX – начала XX в. // Рабочая семья.Сибири: Сборник научных статей. Барнаул: АЗБУКА, 2012. С. 30–33.
- Сулимов В.С. Школы Западно-Сибирского учебного округа на рудниках и приисках рубежа XIX – ХХ веков // История горного дела в России: XVIII–XX вв.: Выпуск 2: История горного образования. СПб.: Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2012. С. 91–94.
- Сулимов В.С. Передвижные школы для переселенцев в Тобольской губернии начала ХХ века // Исторический сборник. Сборник научных работ, посвященный 30-летнему юбилею исторического факультета ТГСПА им. Д.И. Менделеева. Тобольск, 2009. С. 128–130.
- Сулимов В.С. Училища (школы) передвижные // Ишимская энциклопедия. Тюмень: ОАО «ТИД», 2010.С. 509.
- Сулимов В.С, Татарникова А.И. Передвижные школы Тобольской губернии в начале ХХ в.// Тобольск научный – 2011: Материалы VIII Всерос.науч.-практич. конф. Тобольск: Полиграфист, 2011. С. 229–230.
- Государственный архив Томской области (далее – ГАТО). Ф. 126. Оп. 1. Д. 1167.