ОТ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ К РАЗВИТИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Горбацкая Татьяна Валерьевна
Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема
магистрант 2 курса, направление «Педагогическое образование»

Аннотация
В статье обоснованы возможности развития компетенций выпускника организаций начального профессионального образования и формирования образовательных результатов общего образования при изучении информационного моделирования. Приведены примеры формулирования заданий для практических работ по информатике, имеющих профессиональную направленность.

Ключевые слова: информатика, информационное моделирование, компетенция, начальное профессиональное образование, образовательный результат


FROM EDUCATING OF INFORMATIONAL MODELING TO DEVELOPMENT OF COMPETENCIES OF GRADUATES OF THE ORGANIZATIONS OF PRIMARY PROFESSIONAL EDUCATION

Gorbatskaya Tatiana Valeryevna
Sholom-Aleichem Priamursky State University
Undergraduate 2nd courses, Pedagogical Education direction

Abstract
In article are proved opportunities developments of competencies graduate of the organizations of primary professional education and formations of educational results the general education when studying information modeling. Examples of formulation of tasks are made for practical works on informatics, having a professional orientation.

Keywords: competence, computer science, educational result, informational modeling, primary professional education


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Горбацкая Т.В. От обучения информационному моделированию к развитию компетенций выпускников организаций начального профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/35397 (дата обращения: 29.03.2024).

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального профессионального образования 2010 года предусмотрено что, если обучение осуществляется на базе основного общего образования, то учреждение НПО реализует государственный образовательный стандарт среднего общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Одним из предметов, изучаемых на ступени среднего общего образования в рамках федерального компонента, является информатика и ИКТ. С одной стороны, курс информатики должен основываться на соблюдении равноправия в знаниях будущих специалистов и учащихся школ. С другой стороны, изучение информатики должно служить формированию у обучающихся умений информационной деятельности, необходимых в будущей профессиональной сфере, пониманию того, что компьютер является рабочим инструментом для решения профессиональных задач.

В курсе информатики и ИКТ среднего образования содержательная линия информационного моделирования является одной из системообразующих. В работе [1] обосновано, что умения, достижение которых составляет цель обучения информационному моделированию, интерпретируясь в терминах компьютерного моделирования, по своей сути являются компонентами ИКТ-компетентности. При этом информационные технологии в курсе информатики должны изучаться не как совокупность программ, а как инструмент эффективного применения для компьютерного моделирования.

В свернутом виде весь перечень заданий для практических работ по информатике и ИКТ можно представить следующим образом:

1)            Задачи на построение дескриптивных моделей на естественном языке и на языке математики;

2)            Задачи на построение смешанных моделей в виде таблиц, графов, блок-схем;

3)            Задачи на построение наглядных моделей внешнего вида и графического представления числовых данных [3].

Приведем примеры формулирования заданий для практических работ по информатике и ИКТ, соответствующих решению задач по информационному моделированию и имеющих профессиональную направленность:

  • Профессия 262019.02 «Закройщик»

1)      Выполнить описание исторического костюма;

2)       Cоставить сравнительную таблицу текстильных материалов (изделий);

3)      Выбрать оптимальный способ размещения деталей выкройки изделия на ткани;

4)      Сделать расчет ткани для партии изделий;

5)      Разработать базу данных «Изделия бельевой группы» («Изделия платьево-костюмного ассортимента» и др.).

  • Профессия 260807.01 «Повар, кондитер»

1)      Описать основные процессы и операции приготовления мясных (молочных) продуктов;

2)      Составить сравнительную таблицу условий выделения основного и дополнительного сырья для приготовления блюд;

3)      Составить калькуляционную карточку сырья для приготовления кулинарных блюд (хлебобулочных, кондитерских изделий);

4)      Разработать базу данных «Технологическое оборудование пищевого производства» («Технологическое оборудование кондитерского производства»).

  • Профессия 100114.01 «Официант, бармен»

1)      Описать правила обслуживания банкетных мероприятий;

2)      Выполнить заполнение учетно-отчетной документации;

3)      Составить калькуляционную карточку с выделением ингредиентов и количественного состава напитков (коктейлей, горячих напитков);

4)      Разработать эскиз оформления стола для банкетного мероприятия.

Содержания задач, для решения которых используется метод моделирования, часто не принадлежат предметной области информатики. Однако их решение в курсе информатики имеет своей целью обучение информационному моделированию как способу описания существенных для анализа свойств изучаемого объекта средствами некоторого языка, целенаправленному информационному процессу и основному компоненту формирования представлений о научных основах информационных технологий.

С одной стороны, каждое из предлагаемых заданий направлено на формирование у выпускника НПО следующих общих компетенций (ОК), предусмотренных ФГОС: «Способность осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач» (ОК 4) и «Способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» (ОК 5). С другой стороны, очевидно, что выполнение этих заданий влияет и на развитие информационной компетентности, под которой понимают обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определенного круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий [2].

В то же время, общее образование предусматривает ориентацию на овладение образовательными результатами – предметными, метапредметными и личностными. Обучение информационному моделированию обладает приоритетной способностью обеспечивать результативность образования во всей совокупности ее элементов [3].

Солидаризируясь с авторами статьи [1], отметим, что разработка и реализация преемственных связей в системе непрерывного образования в настоящее время находится в числе приоритетных педагогических задач в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основу создания которых положена компетентностная модель выпускника.


Библиографический список
  1. Баженова Н.Г., Одоевцева И.Г. Проблема преемственности требований к результатам образования // European Social Science Journal. 2013. Т. 2. № 12 (39). С. 64-69.
  2. Векслер В.А., Баженов Р.И. Формирование модели обучения взрослых основам информационных технологий: региональный аспект: монография. – Биробиджан: Издательский центр ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. 126 с.
  3. Штепа Ю.П. Методика обучения старшеклассников решению задач по информационному моделированию в контексте новых образовательных результатов: монография. – Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2010. 101 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Штепа Юлия Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация