Повышение качества современного общего образования и создание условий для развития личности старшеклассника зависит от организации пространства, в котором осуществляется педагогический процесс. Огромным образовательным потенциалом обладают сегодня интегрированные комплексы «лицей-вуз», характеризующиеся непрерывностью, преемственностью, систематичностью и фундаментальностью содержания образования и образовательной подготовки в едином образовательном пространстве.
Термин «образовательное пространство», появившийся в научно-педагогических текстах относительно недавно, в самом широком смысле рассматривается как один из ведущих факторов воспитания подрастающего поколения (В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин, Н.Е. Щуркова).
В современной педагогике смысловое поле понятия «образовательное пространство» определяется в трех основных аспектах:
- как место, существующее в социуме, где субъективно задается множество отношений и связей (О.А. Леонова, Т.Ф. Трещалин и др.);
- как целостный многофункциональный комплекс возможностей окружающей среды, имеющий педагогически целесообразную организацию с целью развития, образования и воспитания человека (Т.Ф. Борисова, Е.В. Мещерякова, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин и др.);
- как определенный результат освоения субъектом окружающей среды, степень познания и присвоения им возможностей среды на основе ее субъективного восприятия (В.Г. Марача, С.М. Редлих, И.Г. Шендрик и др.).
Итак, допуская существование вышеуказанных подходов к пониманию категории «образовательное пространство», Р.Е. Пономарев под образовательным пространством понимает вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры обучающегося [1].
Важно отметить, что в современной педагогической действительности существует полемика в употреблении понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда».
Отождествление пространства и среды сложилось исторически. Как отмечает ряд исследователей (М.Я. Виленский, И.Д.Фрумин, Б.Д. Эльконин и др.), термин «пространство» встречался в педагогических исследованиях и психологии в конце 80-х годов. Ранее использовались сходные по смыслу термины «среда», «система», «мир», «процесс». Затем ученые одно понятие стали рассматривать как часть другого (Н.Б. Крылова, В.Д. Повзун и др.).
В современных условиях понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство» рассматриваются как не тождественные. В связи с этим, нам близка позиция И.Г. Шендрика, который рассматривает среду как данность, существующую вне результатов конкретной деятельности конкретного человека, а пространство, напротив, как результат освоения субъектом этой данности в ходе специально организованной специфической человеческой деятельности.
Среда традиционно рассматривается как внешнее, как некоторая совокупность процессов, условий, оказывающих влияние на объект. Но наряду со средой важная роль отводится и человеку, его «внутренним» процессам. При этом считать все «внутренние» процессы реакцией на действие среды, абсолютизировать влияние среды, не совсем корректно [2]. Как утверждал Л.С. Выготский, «первый и главный недостаток при практическом и теоретическом изучении среды это то, что мы изучаем среду в ее абсолютных показателях, а изучать надо среду ребенка, каково отношение ребенка к отдельным сторонам этой среды» [3, т.2, с.266].
По мнению М.Н. Ахметовой между этими понятиями существует общее, особенное и индивидуальное: их роднит направленность на задачи образования, оба выступают окружением, внешним по отношению к субъекту образовательного процесса [4]. Специфическими особенностями образовательной среды, по мнению ученого, являются понимание ее как системы влияний и условий формирования личности.
Образовательное же пространство в большей степени предполагает присутствие в нем личности. В нем множество миров, замечает В.П. Зинченко, мир идей, понятий, знаний, человеческих ценностей, переживаний; мир деятельности, представлений, культурных смыслов и др.
Таким образом, образовательное пространство служит материалом моделирования образовательных систем, комплексов, сред. Среда же предназначена для моделирования реальных процессов жизнедеятельности людей и управления процессом становления их личности. Поэтому данные понятия находятся в отношениях смежности и дополнительности.
Отмечаем, что наиболее полное и отражающее наше понимание понятия «образовательное пространство» в рамках комплекса «лицей-вуз» представлено в научных трудах Л.Л. Редько и Р.М. Чумичёвой. По мнению указанных авторов, «это целостное единое образование, состоящее из взаимообусловленных и взаимодействующих линий-пространств, ступеней, пластов, «сред» социально-образовательных ситуаций, обеспечивающих проявление активности, инициативности, творчества, потенциальных возможностей в процессе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, где среда в пространстве является входящим элементом» [5].
На основе научных работ С.К. Бондыревой, Н.М. Борытко, И.Д. Демаковой, И.А. Колесниковой были выявлены объективные аспекты образовательного пространства как особого педагогического феномена.
«Физический» аспект образовательного пространства проявляется в его существовании как определенного «места», «локуса», в котором упорядоченно расположены и взаимодействуют элементы реальной педагогической системы. В рамках «физического» аспекта можно выделить такие характеристики образовательного пространства, как структурированность, наличие определенной формы или ее отсутствие (аморфность), объем, замкнутость-разомкнутость, инвариантность-вариативность, стабильность-нестабильность, ригидность-лабильность и др.
С этих позиций следует отметить, что в данной работе образовательное пространство комплекса «лицей-вуз» является пространством реального образовательного учреждения ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», где лицей представляет собой структурное подразделение университета. Элементами структуры данного пространства «по вертикали» являются: административные органы, учебно-научные подразделения, функциональные службы, институты воспитания. Горизонтальная структура выражена рядом относительно автономных, взаимозависимых и взаимопересекающихся блоков: пространство лицеистов, студентов, педагогов, администрации.
Социальное партнерство, сотрудничество университета с другими социальными институтами, образовательными системами, педагогическими культурами характеризуют открытость (разомкнутость) образовательного пространства. Это, с одной стороны, позволяет привлечь дополнительные ресурсы из других сфер, с другой – выйти субъектам образовательного пространства на рынок образовательных услуг и быть востребованными.
Образовательное пространство комплекса «лицей-вуз» – вариативное, полидеятельностное, пространство возможностей. Активное включение лицеиста в веер возможностей выбора не только способствует освоению новых способов деятельности в социокультурной среде, но и создает условия для вариативной реализации личности в жизни, тем самым усиливая развивающий эффект образовательного пространства комплекса «лицей-вуз».
Целостность и стабильность пространства обеспечиваются гибкостью его структуры, адаптивностью, проявляющиеся в быстром реагировании на меняющуюся ситуацию в образовании. Так, например, востребованность специалистов технических направлений обусловило в лицее углубленную подготовку по предметам физико-математического цикла.
Результатом функционирования образовательного пространства в социальном или социокультурном аспекте является возникновение определенного морально-психологического климата образовательного учреждения, традиций, стиля и тона межличностных взаимоотношений.
В контексте данного аспекта, морально-психологический климат образовательного пространства комплекса «лицей-вуз» проявляется в доброжелательности и доверии, хорошей информированности каждого из членов коллектива о задачах и состоянии дел при их выполнении, удовлетворенности принадлежностью к данному учреждению.
Одним из условий развития благоприятного морально – психологического климата в образовательном пространстве комплекса «лицей-вуз» являются традиции, коллективные настроения, участие педагогов, студентов и обучающихся лицея в совместной деятельности. Так, на базе университета традиционно проводятся внутривузовские мероприятия: Посвящение в студенты, Конкурс вожатского мастерства «Мастер своего дела», Торжественная церемония награждения студентов, посвященная дню российского студенчества «Татьянин день» и др., а также межвузовские: Межвузовский конкурс социальных видеороликов «Отражение», Межвузовская «Юморина» и др., в которых обучающиеся лицея принимают участие. Психолого-педагогическая поддержка обеспечивается совместными усилиями преподавателей и специалистами центра социальной адаптации и поддержки психологического здоровья.
В рамках третьего, психолого-педагогического, аспекта образовательное пространство – это место встречи человека и культуры, место совместного бытия и взаимодействия всех компонентов, отчего зависит результативность педагогического процесса, качество решения образовательных задач.
Для решения психолого-педагогических задач образовательное пространство комплекса «лицей-вуз» имеет развитую инфраструктуру, предоставляющую обучающимся и их родителям свободу выбора содержания и способов получения образования, разнообразные виды образовательных услуг, различные образовательные среды, обслуживающие инфраструктуру (академическую, досуговую, творческую и др.). При этом значимая роль отводится преподавателю как посреднику между личностью молодого человека и культурой. В этой связи важным является замечание И.Д. Фрумина, Б.Д. Эльконина, что образовательное пространство необходимо рассматривать в контексте взаимодействия обучающегося и преподавателя, выступающего в качестве значимого другого. Результатом такого взаимодействия будет изменение состояний, качеств, областей деятельности той и другой стороны, порождение новых форм активности.
Таким образом, анализ аспектов образовательного пространства в целом и на примере комплекса «лицей-вуз» позволил выделить универсальные характерные черты: организованность, структурированность, содержательность.
Наиболее полное видение уровневой структуры образовательного пространства вуза представлено в исследовании Г.В. Жеребятниковой. По мнению данного автора, образовательное пространство вуза можно охарактеризовать как сложное системное многоуровневое образование, отражающее изменения современного образовательного процесса в сфере высшего профессионального образования, представленного на мировом, федеральном, региональном уровнях и уровне собственно высшего образовательного учреждения [6].
Часть авторов выделяет такой уровень, как образовательное пространство личности (микроуровень) (Р.М. Асадуллин, М.А. Галанова). Согласимся с точкой зрения авторов А.В. Могилева, А.Н. Шильмана, что этот уровень совпадает с понятием «образовательная среда».
Являясь многоуровневым, образовательное пространство современного вуза определяют и как многовекторное. При определении его многовекторности для нас значима позиция Г.Н. Серикова, согласно которой в образовательном пространстве выделяются четыре вектора или составляющие: нормативно-регламентирующая, перспективно-ориентирующая, деятельностно-стимулирующая, коммуникативно-информационная [7].
У В.С. Лазарева и М.М. Поташника понятие «образовательное пространство» раскрывается через следующие основные компоненты: субъективно-деятельностный; ценностно-ориентационный; содержательный; организационно-управленческий.
Понимание сущности образовательного пространства определило его функции, основными из которых, по мнению И.Л. Беккер и В.Н. Журавчик, являются: образовательная (обучающая), воспитывающая, формирующая, развивающая, оздоравливающая, социализирующая [8].
Анализ смыслового поля «образовательное пространство» позволяет сделать выводы о том, что образовательное пространство комплекса «лицей-вуз» имеет ряд преимуществ перед традиционными формами образования старшеклассников: организация совместной образовательной деятельности субъектов пространства (лицеистов, студентов, преподавателей), вариативное поле деятельности учащегося лицея; возможность использования материальной базы вуза в учебно-воспитательном процессе лицея; изменение роли преподавателя лицея (консультант, модератор, фасилитатор, тьютор); ранняя адаптация старшеклассников к обучению в вузе; ориентированность учащихся лицея на саморазвитие и самоформирование.
Таким образом, в сфере образовательного пространства комплекса «лицей-вуз» встречи обучающегося (лицеиста) с миром культуры и миром другого человека (преподавателя, студента) носят характер эффективного взаимодействия. В связи с этим, можно утверждать, что образовательное пространство комплекса «лицей-вуз» носит характер развивающей среды, а позиция по отношению к обучающемуся лицея рассматривается как к уникальной личности в уникальных условиях.
Библиографический список
- Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования // Педагогическое образование и наука. 2003. №1. С. 29-35.
- Баженова Н.Г., Хлудеева И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №151. С. 217-223.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. T.2. М.,1984. 381 с.
- Ахметова М.Н. Образовательная среда и образовательное пространство: общее, особенное, индивидуальное // Сибирский педагогический журнал. 2006. №5. С. 30-36.
- Редько Л.Л., Чумичёва Р.М. Теоретические подходы и проектирование образования в современных условиях. Ставрополь: ИРО, 1996. 24 с.
- Жеребятникова Г.В. Формирование созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза: Автореф. дис. … к.п.н., Чита, 2013. 23 с.
- Сериков Г.Н. Образование и развитие человека: Монография. М.: Мнемозина, 2002. 416 с.
- Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2009. №12 (16). С. 132-140.