О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

Баженов Руслан Иванович
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники

Аннотация
В статье описывается авторская методика обучения управлению проектами внедрения информационных систем. Описывается набор деловых игр, тематика индивидуальных заданий. Уделено внимание технологиям оценки курсовой работы по балльно-рейтинговой системе.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, курсовая работа, методика обучения, управление проектами


ON THE METHOD OF TEACHING "PROJECT MANAGEMENT INFORMATION SYSTEMS"

Bazhenov Ruslan Ivanovich
Sholom-Aleichem Priamursky State University
candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science

Abstract
This paper describes the author's method of teaching project management information systems implementation. Describes a set of business games, themes of individual tasks. Paid attention to technology assessment of course work on the score-rating system.

Keywords: course work, project management, score-rating system, teaching methodology


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Баженов Р.И. О методике преподавания дисциплины «Управление проектами информационных систем» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/03/32980 (дата обращения: 15.03.2024).

В федеральном образовательном стандарте (ФГОС) третьего поколения по высшему профессиональному образованию для направления 230400 Информационные системы и технологии (квалификация (степень) «бакалавр») [1] определенные компетенции, которые требуется сформировать у выпускника. Жестко определенного закрепления компетенций за дисциплинами в ФГОС не прописано, это отдается на усмотрение вузу и фиксируется в образовательной программе через учебный план и рабочие программы.

При проектировании образовательной программы на заседании кафедры информатики и вычислительной техники были определены несколько профессиональных компетенций за дисциплиной «Управление проектами информационных систем», среди них «Готовность участвовать в работах по доводке и освоению информационных технологий в ходе внедрения и эксплуатации информационных систем (ПК-15); «Способность организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-20)».

Хотя описываемая дисциплина не находится в списке рекомендованных ФГОС, кафедра приняла решение о включении в учебный план из-за большой важности для подготовки специалистов в области информационных систем и технологий, что можно увидеть отражением подобных позиций в профессиональных стандартов и требованиях работодателей.

Следующей проблемой является проектирование содержания. Здесь необходимо обратиться к накопленному  опыту. Автор несколько раз внедрял разнообразные информации системы в организациях и на предприятиях [2]. И, конечно, существует достаточно много  научных и научно-методических исследований по теме.  Во время определения содержания дисциплины требуется четкое понимание ее задачи, и не скатываться в технологии проектирования и разработки информационных систем, а уделить внимание, именно, управлению проектами по внедрению программных продуктов и менеджменту ит-персонала. Вопросами описания технологий управления проектами внедрения  занимаются российские и зарубежные ученые [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и др]. Решение проблем с управлением персоналом в ит-области описывается  А. Орлов, Дж.Х. Рейнвотер [10, 11].

Проектированию методики обучения студентов по федеральных образовательным стандартам третьего поколения было посвящено несколько тематических методических семинаров в вузе и на кафедре.

На основе исследования В.А.Векслера [12] были разработаны различные информационные модели выпускника по направлениям, закрепленными за кафедрой.  Зафиксированная в рабочей программе учебная деятельность  оценивалась по балльно-рейтинговой системе вуза [13]. Работа Ю.П.Штепы [14] позволила более четко представить образовательные результаты в определенных оценочных средствах для прогнозирования профессиональных компетенций.  Применение описанных методических  технологий  Д.В.Лучаниновым [15] позволили спроектировать  среду со смешанным обучением.

По мнению автора, одна из наиболее подходящих форм проведения практических занятий по дисциплине «Управление проектами внедрения информационных систем» является деловая игра.  В технологию проведения деловых игр для более качественного освоения теоретического материала были внедрены методы самоорганизации студентов и  критерии их оценки Н.Г.Баженовой [16, 17]. Со студентами проводились следующие  игры: Деловая игра для тренинга по продаже информационной системы, Деловая игра для тренинга по продаже веб-сайта, Деловая игра для тренинга по переговорам, Деловая игра на принятие решения в команде, Деловая игра по управлению проектами, Деловая игра по управлению конфликтом. Эксперимент показал, что описываемая технология находит положительный отклик у студентов и дает заметные результаты в развитии качеств, необходимых будущему руководителю проектов по внедрению программных систем.

Для повышения ответственности   у студентов за качество изучения теоретического и практического материала по дисциплине автор в качестве индивидуального задания предлагал реализовать небольшой реальный производственный проект по внедрению  какого-либо программного продукта, например «Внедрение системы «Яндекс-поиск» на кафедре», «Внедрение системы обмена сообщений в отделе», «Тестовое внедрение системы  электронного документооборота Detrix». Несколько студентов привлекались производственными партнерами кафедры для внедрения в организациях справочно-правовых систем «Гарант», «Консультант+».

В рассматриваемой дисциплине по учебному плану предусмотрена курсовая работа. В ходе выполнения курсовой работы студент систематизирует, закрепляет и углубляет теоретические знания и практические навыки, полученные им в процессе изучения предмета. При оценке курсовой работы учитываются ее содержание, степень самостоятельности студента при ее выполнении, объем пояснительной записки, точности выполненных расчетов, оформление работы в соответствии с требованиями ГОСТ, владение практическими навыками и знаниями при защите. Опишем технологию оценивания выделенной учебной деятельности.

Структура курсовой работы четко задана шаблоном:

Введение;

1 Теоретическая часть;

1.1 Обзор исследований по теме;

1.2 Краткий теоретический материал;

2 Практическая часть;

2.1 Поставка задачи;

2.2 Описание проекта;

2.3 Расчет экономической эффективности проекта;

Заключение;

Литература.

Курсовая работа защищается выступлением перед одногруппниками и ведущим преподавателем. Перед защитой автор курсовой работы ищет рецензента среди одногруппников. Рецензент выбирается из расчета один рецензент – одна работа. В случае форс-мажорных обстоятельств возможно один рецензент – две работы (об этом случае необходимо сообщить ведущему преподавателю). Рецензия содержит обязательные разделы: актуальность работы, три достоинства работы, три замечания или недостатка, подпись рецензента. Автор курсовой работы приносит готовую рецензию на защиту. На защиту приноситься в электронном виде отчет по проверке текста курсовой работы на антиплагиат программой с etxt.ru. На публичную защиту работы предоставляются две части: текстовая (в печатном и электронном виде), программная (проект  в системе управления проектами, например MS Project; расчеты в табличном процессоре). Доклад длиться 6-7 минут, вопросы задаются одногруппниками, всеми желающими и ведущим преподавателем в течение 10 мин.

Оценка по курсовой работе проводиться по нескольким составляющим (табл.1).

Таблица 1 – Оценка составляющих курсовой работы

Раздел оценивания

Мин.

Макс.

1 Содержание текстового документа

17

35

1.1 Формулировка актуальности

1

2

1.2 Формулировка цели

1

2

1.3 Формулировка объекта исследования

1

2

1.4 Формулировка предмета исследования

1

2

1.5 Формулировка задач исследования

1

2

1.6 Формулировка методов исследования

1

2

1.7 Формулировка практической значимости

1

2

1.8 Проработка теоретического материала

3

6

1.9 Представление теоретического материала

1

2

1.10 Проработка практического материала

3

6

1.11 Представление практического материала

1

3

1.12 Представление заключения

1

2

1.13 Оформление

1

2

2 Практическая работа

17

35

2.1 Качество выполненной работы

6

12

2.2 Качество сопутствующих материалов

1

3

2.3 Степень самостоятельности

3

5

2.4 Сложность работы

3

6

2.5 Степень выполнения задания

3

7

2.6 Срок выполнения

1

2

3 Выступление, защита, участие

14

24

3.1 Качество выступления

3

5

3.2 Качество ответов на вопросы

3

5

3.3 Качество задаваемых вопросов другим

3

5

3.4 Количество задаваемых вопросов другим

2

4

3.5 Качество рецензии

3

5

4 Общее впечатление

3

6

ВСЕГО

51

100

Курсовая работа считается сданной, если набран необходимый минимум  – 51 баллов.  Перевод баллов в традиционную систему оценок производится по следующей схеме:

  • 51-70 баллов – «удовлетворительно»;
  • 71- 85 баллов – «хорошо»;
  • 86-100 баллов – «отлично».

В результате описанной организации подготовки в рамках дисциплины было отмечено, у студентов повысилась индивидуальная и коллективная ответственность за результат, они стали более свободно идти на работу в команде, более четко представляют, за что можно получить высокую оценку.


Библиографический список
  1. http://www.edu.ru/
  2. Баженов Р. И., Гринкруг Л. С. Информационная система по расчету и распределению нагрузки профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема» // Информатизация и связь. 2012. № 5. С. 75-78
  3. Грекул В. И., Денищенко Г. Н., Коровкина Н. Л. Управление внедрением информационных систем. М.: Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория базовых знаний, 2008. 224 с.
  4. Золотарёв О. В. Управление в проектах внедрения распределённых корпоративных информационных систем. Вестник Российского нового университета. 2012. № 4. С. 78-80.
  5. Сатунина А. Е., Сысоева Л. А. Управление проектом корпоративной информационной системы предприятия. М.: Финансы и статистика, 2009.  176 с.
  6. Судакова Л. Ю. Опыт управления проектами внедрения, эксплуатации и модернизации корпоративных информационных систем. Финансы и кредит. 2012. № 32. С. 18-28.
  7. Braglia M., Frosolini M. An integrated approach to implement Project Management Information Systems within the Extended Enterprise // International Journal of Project Management. 2014. 32(1). P. 18-29.
  8. Lee S.-K., Yu J.-H. Success model of project management information system in construction // Automation in Construction. 2012. 25. P. 82-93.
  9. Caniëls M.,  Bakens R. The effects of Project Management Information Systems on decision making in a multi project environment // International Journal of Project Management. 2012. 30(2). P. 162-175.
  10. Орлов А. Секреты управления программистами. М.: Вильямс, 2008. 192 с.
  11. Рейнвотер Дж. Х. Как пасти котов. Наставление для программистов, руководящих другими программистами. СПб: Питер, 2006. 256 с.
  12. Векслер В. А. Проектирование для системы дополнительного образования информационной модели специалиста // Омский научный вестник. 2007. № 2(56). С. 178-182.
  13. Баженова Н., Фишман Б. Балльно-рейтинговая система в ДВГСГА // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 122-127.
  14. Штепа Ю. П. Методика обучения старшеклассников решению задач по информационному моделированию в контексте новых образовательных результатов: монография. Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2010. 100 с.
  15. Лучанинов Д. В. Изменение тенденций в формах занятий в контексте смешанного обучения // Информатика и образование. 2013. № 8 (247). С. 37-39.
  16. Баженова Н. Г. Самоорганизация студенчества в вузе: тезаурусный подход. Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 247-254.
  17. Баженова Н. Г. Теоретические основания конструирования критериев оценки качества функционирования самоорганизации студенчества в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 74-77.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация