Осуществление мониторинга рынка труда и особенностей профессионального самоопределения выпускника в современных социально-экономических условиях является одной из основных задач профессионального образования.
Цели и задачи приоритетного национального проекта «Образование» полностью синхронизированы с целями и задачами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в соответствии с которой стратегическая цель государственной политики в образовании – это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В настоящее время в связи с необходимостью модернизации системы образования повышается значимость проблемы профилизации как общего, так и профессионального образования в России. На заседании коллегии Министерства образования и науки РФ было отмечено, что «профилизация образования имеет большую социальную значимость и позитивно воспринимается обществом» [1].
Одной из основных задач профилизации образовательной среды, является, на наш взгляд, обеспечение прогнозирования содержания и уровня потребностей общества и производства с последующей их трансформацией в конкретную педагогическую деятельность. Реализация на практике концепции профилизации образовательной среды способствует созданию условий для оптимального использования возможностей каждой ступени обучения в формировании кадрового потенциала региона в соответствии с его экономическими и социальными задачами.
Осуществление мониторинга рынка труда, консолидация учреждений профильного образования с предприятиями производства является взаимовыгодным: с одной стороны, предприятия получают специалиста требуемого профиля и квалификации, с другой – будущий специалист в ходе обучения в профильной образовательной среде и прохождения практики на сотрудничающем предприятии целенаправленно готовится к работе в определенной сфере производства, уверен в своем профессиональном будущем, что также сокращает процесс адаптации в начале профессиональной деятельности.
Качественное улучшение циклов производства на основе внедрения новых информационных и нанотехнологий является одним из факторов, определяющих необходимость профилизации образовательной среды.
Основной причиной, вызывающей необходимость реорганизации системы подготовки профессиональных кадров развитых стран, являются коренные преобразования в экономике, связанные с ускорением циклов производства товаров. Время жизни товара на рынке начинает быть сравнимым со временем его создания. Этому содействует быстрое совершенствование производства на основе новых информационных и нанотехнологий.
Развитие и внедрение новых технологий требует активного участия высококвалифицированного грамотного специалиста, не только владеющего необходимым объемом знаний, умений и навыков, требуемыми профессиональными качествами, но и способного и готового к дальнейшему самостоятельному обучению, профессиональному росту и саморазвитию. Данные требования обусловлены высоким темпом развития современных производственных технологий. В частности, упомянутые выше нанотехнологии, получили распространение лишь в последние годы, а, следовательно, им не уделялось большого внимания при подготовке будущих специалистов. Развитие нанотехнологий является результатом саморазвития и самостоятельного овладения знаниями. На развитие подобных качеств будущего специалиста направлена концепция профилизации образовательной среды, целью которой, в частности, является формирование готовности и способности личности к непрерывному образованию (в том числе, в рамках профильной образовательной среды – как поствузовское образование) и перемене профессии в течение жизни.
Профилизация образовательной среды, формируя профессиональные качества будущего специалиста, давая ему качественные базовые предметные знания, развивая его готовность к самообразованию, способствует развитию и внедрению новых информационных и нанотехнологий, а, следовательно, и качественному улучшению циклов производства.
Необходимо изучение реальных потребностей производства и прогнозирование рынка труда для обеспечения требуемой направленности и качества развития системы отечественного образования.
На сегодняшний день в России актуальна проблема развития отечественного высшего образования в соответствии с потребностями и условиями рыночной экономики.
Экономическая эффективность профилизации образовательной среды реализуется не только на этапе получения образования в профильных учебных учреждениях. Идея профилизации образовательной среды неразрывно связана с прогнозированием рынка труда, с теми реальными потребностями производства, которые проявятся в ближайшие годы. В динамичных современных условиях каждый человек, возможно, сменит профессию неоднократно за трудовую жизнь, и именно профильное обучение должно помочь человеку осознать свободу человека «быть другим».
Особенность профилизации образовательной среды состоит в том, что она помогает в учебной действительности представить себя будущим профессионалом. Но «не профессионалом-всезнайкой в той или иной области, а профессионалом, знающим границы своего незнания, способным сформировать запрос на свое содержание образования» [2, с. 37].
Профилизация образовательной среды направлена на решение конкретных задач в области образования и реализации образовательных программ, учитывающих взаимосвязь рынков труда, образования, специалистов, дифференцированное предложение образовательных услуг, учет интересов индивидов, их статусных мотивов и ориентаций.
Рассматривая факторы, определяющие необходимость и содержание профилизации образовательной среды в целом, можно сделать следующие выводы:
– основываясь на концептуальном характере профилизации, следует рассматривать следующие уровни определения и реализации факторов, определяющих необходимость профилизации образовательной среды: содержание государственной политики в области образования и потребности общества в профилизации образовательной среды; федеральный уровень определения стратегии профилизации системы образования; региональный уровень тактических действий по профилизации системы образования; уровень субъектной основы образовательной деятельности и развития системы образования; уровень взаимодействия корректирующих факторов и профилизации образования.
– на уровне содержания государственной политики в области образования и потребности общества в профилизации образовательной среды, факторами, определяющими необходимость профилизации образовательной среды являются: вариативность и дифференциация образовательной среды как фактор развития ее профилизации на основе соотнесения социально-экономических потребностей общества и локальных возможностей рынка труда в обеспечении востребованности определенного вида труда; темп роста национального дохода; социально-экономическая потребность общества в интенсивном переводе профессиональной адаптации в процесс активной трудоотдачи; необходимость социального и психолого-педагогического сопровождения и своевременной коррекции траектории образования личности с целью обеспечения осознанного выбора специальности;
– качество подготовки современных специалистов; интеграция образовательных ресурсов в приоритетных образовательных программах на основе определения рациональных методов, технологий и форм профессиональной подготовки будущего специалиста; обеспечение социально-экономической эффективности каждого компонента образовательной среды; нарушение преемственности между этапами общеобразовательной и профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях традиционной непрофильной образовательной среды; влияние Болонского процесса и двухуровневой модели образования на качество профилизации образовательной среды определяют необходимость профилизации образовательной среды на федеральном уровне определения стратегии профилизации системы образования;
– на региональном уровне тактических действий по профилизации системы образования факторами профилизации образовательной среды являются: интеграция взаимосвязи процесса профилизации образовательной среды и научно-производственного потенциала региона; несоответствие ориентации образовательных учреждений на монопрофильность профессиональной подготовки и возможности трудоустройства в соответствии с полученным образованием;
– принимая во внимание уровень субъектной основы образовательной деятельности и развития системы образования, факторами, определяющими необходимость профилизации образовательной среды являются: несоответствие требуемого и реального качества подготовки будущих специалистов в связи с недостаточной разработанностью технологий реализации в этом процессе все возрастающего объема научных знаний; возможность реализации профильной направленности образования на основе интеграции предметных связей, позволяющих обеспечить продуктивное самоопределение будущего специалиста; взаимосвязь профилизации образовательной среды с реализацией интересов и потребностей различных социальных групп общества; взаимодействие участников педагогического процесса как фактор профилизации образовательной среды;
– факторами, определяющими необходимость профилизации образовательной среды на уровне взаимодействия корректирующих факторов и профилизации образования, являются: качественное улучшение циклов производства на основе внедрения новых информационных и нанотехнологий; необходимость изучения реальных потребностей производства и прогнозирования рынка труда для обеспечения требуемой направленности и качества развития системы отечественного образования; осуществление мониторинга рынка труда и особенностей профессионального самоопределения работника в современных социально-экономических условиях его трудовой деятельности.
Библиографический список
- http://www.rost.ru
- Зуевская, И. Модель профилизации образовательного пространства [Текст] / И. Зуевская // Школа. – 2002. – №2.