ПОДХОДЫ К ИДЕНТИФИКАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Демченко Александр Иванович
Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
кандидат технических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента

Аннотация
В статье рассматривается проблема идентификации бизнес-процессов как этап реализации процессного управления в логистических системах. Автор приводит обзор наиболее известных референтных моделей, проведен анализ применимости референтных моделей для идентификации бизнес-процессов в логистике. Определены общие правила и особенности идентификации бизнес-процессов в логистических системах.

Ключевые слова: бизнес-процессы, интеграция, логистическая система, моделирование, референтные модели


APPROACHES TO IDENTIFICATION OF BUSINESS PROCESSES OF THE ENTERPRISE LOGISTICS SYSTEM

Demchenko Alexander Ivanovich
South Ural State University (National Research University)
PhD in Technical Science, Assistant Professor of the Marketing and Management Department

Abstract
In article the problem of identification of business processes as a stage of implementation of process management in logistic systems is considered. The author provides the overview of the most known reference models, the analysis of applicability of reference models for identification of business processes in logistics is carried out. General rules and features of identification of business processes in logistic systems are determined.

Keywords: business processes, integration, logistic system, modeling, reference models


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Демченко А.И. Подходы к идентификации бизнес-процессов логистической системы предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/03/31843 (дата обращения: 29.03.2024).

Одним из основных условий эффективности используемых логистических подходов является внутренняя интеграция реализуемых процессов, которая может быть обеспечена за счет разработки и внедрения логистических систем, основанных на процессном подходе к управлению. Выбор процессного подхода для целей внутренней интеграции обусловлен его универсальностью, что позволяет использовать процессный подход для интеграции на всех уровнях логистической цепи. Важным преимуществом процессного подхода является его клиентоориентированность, что достигается путем согласования выходов процесса и требований потребителя на всем протяжении цепочки взаимодействующих процессов.

Разработка логистической системы, основанной на процессном подходе, начинается с планирования процессов, а именно, с их идентификации. Под идентификацией процессов понимают выделение процессов в деятельности предприятия, определение границ процессов, т.е. установление соответствия деятельности предприятия конкретным процессам [1].

В качестве основы для идентификации процессов могут быть использованы референтные модели, обобщающие лучший практический опыт и имеющих широкое применение в различных областях управления. Среди наиболее распространенных моделей можно выделить:

-        модель ИСО 9000 [2];

-        модель «Retail-H» [3];

-        Y-CIM модель[4];

-        SCOR-модель [5];

-        Value Reference Model (VRM) [6].

Каждая из представленных референтных моделей может быть положена в основу при идентификации процессов логистической цепи. Рассмотрим возможности их применения более детально.

Модель ИСО 9000 представляет собой процессную модель системы менеджмента качества предприятия, включает в себя часть логистических функций, такие как: закупки и управление поставщиками, производство и обслуживание. Универсальность модели не предполагает равного уровня детализации всех описанных процессов. Например, процесс проектирования и разработки определен в стандарте вплоть до требований к входу и выходу процесса, тогда как процессы производства и обслуживание описаны в общих чертах. Такой подход позволяет разрабатывать и внедрять систему управления на предприятиях различного профиля (промышленных, торговых или сервисных). Моделирование логистической системы предполагает выделение четкой последовательности бизнес-процессов как связанных с производством, так и реализуемых при организации товародвижения.

Модель «Retail-H» описывает процессы торгового предприятия и включает в себя процессы, связанные с закупками, складированием и сбытом. Форма модели в виде буквы «Н» (от нем. Handel – торговля) определяет два типа операций. Левая часть модели охватывает операции купли (приобретения), правая часть соответствует операциям продажи товара. Обе части модели соединены между собой складом, обеспечивающим предпродажное хранение товара. Таким образом, слева расположены процессы, имеющие отношение к поставщикам, а справа – к клиентам. Модель также учитывает управленческие функции торгового предприятия. Ограничением широкого Применение данной модели для идентификации процессов логистической системы ограничено ее отраслевой спецификой, не предусматривающей наличия производственных процессов.

Y-CIM модель была разработана проф. А.В. Шеером в 1984 году, основана на взаимосвязи бизнеса и технических систем. Технические и деловые процессы развиваются параллельно на этапе планирования и объединяются на этапе производства. Все процессы интегрированы на основе информационных систем и охватывают весь функционал логистики.

Наиболее широко распространенной моделью в логистике является SCOR-модель, описывающая как процессы взаимодействия участников цепи поставок, так и внутренние процессы логистических систем предприятий-участников Модель рассматривает 5 процессов: планирование, снабжение, производство, доставка и возврат.

Value Reference Model (VRM) часто рассматривается как модель, развивающая модель SCOR, так как она охватывает всю цепочку создания ценности, включая наряду с цепочкой поставок, а также процессы разработки продукта и отношения с клиентами.

Таким образом, все рассмотренные модели в разной степени могут быть использованы в качестве основы при идентификации процессов логистической системы предприятия. Особенную ценность представляют модели, позволяющие интегрировать логистические системы предприятий в логистическую цепь. Наилучшим решением представляется использование гибридного варианта, основанного на одной модели и дополненного элементами остальных таким образом, чтобы максимально учесть специфику конкретного предприятия и его место в логистической цепи.

Вне зависимости от используемой референтной модели, при идентификации процессов необходимо обеспечить соблюдение следующих правил.

Во-первых, бизнес-процессы должны обеспечивать клиентоориентированность системы и учет требований всех заинтересованных групп.

Во-вторых, выделенные процессы должны соответствовать одному уровню детализации.

В-третьих, количество выделенных процессов одного уровня должно соответствовать правилу «7±2» для обеспечения приемлемого уровня управляемости.

Также, разрабатывая систему на конкретном действующем предприятии необходимо обеспечить взаимосвязь процессной системы и организационной структуры, что снизит риски ее внедрения в повседневную практику бизнеса.

Идентификация должна учитывать различные типы процессов, которые в зависимости от механизма их влияния на конечные результат системы могут быть отнесены к группе основных, вспомогательных или управленческих. В рамках логистической системы процессы могут быть классифицированы на основе традиционного разделения логистических функций на ключевые и вспомогательные.

Особого внимания заслуживает специфика определения границ бизнес-процессов в логистических системах. Для методологии логистики характерно потоковое представление деятельности, что предполагает выделение материального потока, а также сопутствующих ему информационного и финансового потоков. В рамках логистической системы предприятия происходит формирование, преобразование и потребление потоков. В целях управления в логистике часто используется категория «потокового процесса» [7], отражающего переход потока из одного состояние в другое. На наш взгляд, в процессной структуре логистической системы предприятия необходимо учесть потоковую природу логистической деятельности, что может быть решено за счет модификации модели процесса путем встраивания потоков, как элементов входа, преобразующихся в выход процесса. Все это накладывает определенные требования к этапу идентификации. Уже на этапе планирования процессов должна быть заложена возможность оценки деятельности через процессные показатели результативности и эффективности, а также возможность измерения показателей потоков.

Таким образом, для эффективного мониторинга логистической системы необходимо обеспечить, чтобы границы выделяемых процессов соответствовали точкам перехода потоков в новое состояние, что позволит обеспечить единый подход к измерению их показателей.


Библиографический список
  1. Асташова Ю.В. Управление процессами предприятия в рамках современных систем менеджмента: монография / Челябинск: ЮУрГУ, 2010. – 192 с.
  2. ГОСТ ISO 9001-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145824/ (дата обращения: 14.02.2014).
  3. Domain Specific Reference Models // URL: http://www.hse.ru/data/2010/04/08/1218131914/Domain%20Specific%20Reference%20Models%20(MaEg).pdf (дата обращения: 14.02.2014).
  4. August-Wilhelm Scheer: Wirtschaftsinformatik – Referenzmodelle für industrielle Geschäftsprozesse. 7. Auflage, Springer, Berlin u.a. 1997.
  5. SCOR vs. the Value Reference Model (VRM) // URL: http://supplychainadvice.wordpress.com/2010/01/25/scor-vs-the-value-reference-model-vrm/ (дата обращения: 14.02.2014).
  6. Value Reference Model 3.0 // URL: http://www.value-chain.org/value-reference-model/ (дата обращения: 14.02.2014).
  7. Каточков В.М., Окольнишникова И.Ю. Принципы управления потоковыми процессами в предпринимательской деятельности промышленных предприятий // Проблемы современной экономики. 2009. № 04. С. 281–284.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «aidchel»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация