Профессиональная деятельность дизайнера связана непосредственно с разработкой промышленных изделий, организацией городской и сельской среды, проектированием интерьера средствами графики, для этого важны знания законов перспективы, композиции, светотени, цвета и колорита. Основу этих знаний, как показал опыт, составляет рисунок.
Владение рисунком – востребованное умение в современном дизайнерском мире. Художник-дизайнер должен уметь профессионально рисовать. Все студенты, независимо от уровня начальной подготовки, должны получить в процессе обучения профессиональные навыки владения техникой рисунка. В объёме, необходимом для дальнейшей дизайнерской деятельности.
Учебная дисциплина «Рисунок» – обязательная дисциплина федерального государственного образовательного стандарта высшего художественного профессионального образования (бакалавриата) в системе профильной подготовки направления «Дизайн».
По дисциплине « Академический рисунок» основной целью образования является формирование у студентов объемно-пространственного изобразительного мышления, под которым понимается совокупность знаний, умений и навыков, как в практической изобразительной плоскости, так и в теоретической, где приоритетными принято считать практические навыки. Основная форма обучения – это рисование с натуры.
Основными компетенциями дисциплины, учитывая специфику профессиональной деятельности, являются: изображение предмета в пространстве, безупречное владение самой формой предмета, понимание композиционных решений и успешное применение их на практике.
В связи с уменьшением количества часов на аудиторную работу по направлению подготовки бакалавриатов, студентам выдаются задания для самостоятельного изучения той или иной темы по данной дисциплине.
К самостоятельной работе по дисциплине «Академический рисунок» можно отнести:
- выполнение набросков и зарисовок;
- изучение и анализ произведений мастеров академического искусства;
- походы на выставки и в музеи.
Выполнение набросков и зарисовок это важный этап в освоении данной дисциплины. Таким образом, у студентов развивается глазомер, целостное видение натуры, активизация пространственного мышления, памяти и воображения; приобретаются навыки и приемы работы с разными художественными материалами, которые будут необходимы в их дальнейшей профессионально-творческой деятельности.
К числу набросков, зарисовок и эскизов относятся: изображение растений и животных, геометрических тел, бытовых предметов натюрморта, интерьера, пейзажа и архитектурных сооружений, головы и фигуры человека.
В зависимости от характера исполнения наброски можно условно подразделить на наброски с натуры (зарисовки), по памяти, по воображению и комбинированные.
- Наброски по памяти – это как бы зафиксированная на бумаге зрительная память
- Наброски по представлению предполагают богатый зрительный опыт, развитую фантазию, владение методами построения формы в пространстве.
- Наброски по воображению носят наиболее творческий характер, они основываются на запасе знаний и представлений о предметном мире, на умении комбинировать свои представления».
- Набросок с натуры фиксирует чаще всего впечатление или же, наоборот, отдельные части натуры. Вместе с тем набросок в неменьшей степени, чем длительный рисунок, должен правильно передать форму, пропорции, объем, пространственное положение объектов изображения. [1]
Путем длительных тренировок и регулярной работы с натуры приобретается целостное восприятие.
Изучение и анализ произведений мастеров академического искусства необходимо для овладения техниками, применяемыми опытными художниками в создании своего произведения.
Для формирования духовной культуры студентов, возрастает необходимость посещения художественных выставок и музеев. Экскурсии расширяют кругозор, формируют мировоззрение, повышают культуру, активизируют и обогащают познавательную деятельность.
Таким образом, студенты учатся не только самостоятельно организовывать свое свободное время, но и получают все необходимые профессиональные навыки необходимые в дальнейшей работе.
Библиографический список
- Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. – М., 1985.