Успешность предприятия на рынке зависит от способности предложить товары и услуги, максимально соответствующие интересам и нуждам потребителей. Поэтому так важно уделять особое внимание такому аспекту, как конкурентоспособность, использовать новые инструменты повышения уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
Конкурентоспособность предприятия – это его способность противодействовать на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности и эффективности производственной деятельности [1].
Оценка конкурентоспособности предприятия необходима в целях:
- разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
- выбора контрагентов для совместной деятельности;
- составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
- осуществления инвестиционной деятельности;
- осуществления государственного регулирования экономики.
Существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия сопоставим с позиций оценки их сущности и основных преимуществ (табл. 1) [2].
Таблица 1 – Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Название метода |
Сущность метода |
Преимущества |
1. Оценка с позиции сравнительных преимуществ | Так как производство и реализация предпочтительнее в том случае, если издержки производства ниже, чем у ближайших конкурентов, то в качестве основного критерия, используемого в данном методе, являются низкие издержки. | Простота оценки уровня конкурентоспособности |
2. Оценка с позиции теории равновесия | Каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. В этом случае у предприятия отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого-либо из факторов производства, а, следовательно, нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Основным критерием в данном случае является наличие факторов производства, не используемых в полной мере. | Возможность определения внутренних резервов |
3. Оценка исходя из теории эффективности конкуренции | Основным критерием при использовании структурного подхода к оценке конкурентоспособности предприятия является концентрация производства и капитала.
Оценка конкурентоспособности при функционального подхода осуществляется с учетом соотношения цены, затрат и нормы прибыли. |
|
4. Оценка на базе качества продукции | Критерием конкурентоспособности является качество продукции. | Возможность учета потребительских предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности |
5. Профиль требований | С помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей. | Наглядность |
6. Профиль полярностей | В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания от ближайших конкурентов. | |
7. Матричный метод | В основу методики положен анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции. | |
8. SWOT-анализ | Метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе результатов проведенного анализа выявить существующие возможности для развития предприятий. | |
9. Построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности» | Оценка конкурентоспособности предприятия проводится по восьми факторам:
- концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия; - качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню т рыночных лидеров; - цена товара с возможной наценкой; - финансы; - торговля; - послепродажное обслуживание; - внешняя торговля предприятия; - предпродажная подготовка. |
|
10. Метод экспертных оценок | Метод основан на организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов | Позволяет быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения |
11. Метод оценки основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия | Оценка конкурентоспособности предприятия включает следующие этапы:
- выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия; - расчет коэффициентов весомости выбранных критериев; -определение количественных значений единичных показателей; - расчет коэффициентов весомости выбранных единичных показателей; - расчет количественных значений критериев конкурентоспособности предприятия; - расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия. |
В настоящее время многие компании для решения задач конкурентоспособности продукции и снижения производственных затрат используют методологию непрерывного совершенствования продукции, производственных технологий, организационных структур, а именно, функционально-стоимостный анализ (ФСА) [3,4].
Рассмотрим особенности использования элементов ФСА для анализа конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Стройтранссервис», г. Каменка.
Основными конкурентами ООО «Стройтранссервис» в Пензенской области являются следующие предприятия по производству кирпича керамического одинарного полнотелого: ООО «Клинкер», с. Махалино, Кузнецкий район и ООО «Стеновые материалы», г. Пенза.
В качестве основных критериев были выбраны следующие характеристики (табл. 2):
1) Наличие ассортимента (количество марок кирпича керамического).
2) Условия поставки (бальная система оценки, характеризующаяся наличием доставки продукции потребителю за счет предприятия).
3) Наличие официального сайта (является значимым показателем для потребителя, так как при наличии сайта потребитель имеет возможность узнать о продукции и о предприятии в целом «не выходя из дома», а также оставить заявку на приобретение продукции).
4) Условия приобретения (бальная система оценки, характеризующаяся наличием скидок при покупке большого количества продукции)
5) Соответствие кирпича керамического требованиям ГОСТ 530-2007 (бальная система оценки).
Таблица 2 – Исходные данные для расчета
Наименование предприятия |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
ООО «Стройтранссервис» |
Наличие ассортимента |
1 |
Условия поставки |
Хорошо: осуществляется доставка кирпича до потребителя за счет предприятия |
|
Наличие официального сайта |
Неудовлетворительно: отсутствует |
|
Условия приобретения |
Удовлетворительно: при оплате партии более 100 000 шт. скидка составит 8% |
|
Соответствие кирпича керамического требованиям ГОСТ 530-2007 |
Хорошо: соответствует
|
|
ООО «Клинкер» |
Наличие ассортимента |
3 |
Условия поставки |
Хорошо: осуществляется доставка кирпича до потребителя за счет предприятия |
|
Наличие официального сайта |
Хорошо: есть сайт |
|
Условия приобретения
|
Хорошо: возможна отсрочка платежа |
|
Соответствие кирпича керамического требованиям ГОСТ 530-2007 |
Хорошо: соответствует
|
|
ООО «Стеновые материалы» |
Наличие ассортимента |
2 |
Условия поставки |
Хорошо: осуществляется доставка кирпича до потребителя за счет предприятия |
|
Наличие официального сайта |
Хорошо: сайт есть |
|
Условия приобретения |
Удовлетворительно |
|
Соответствие кирпича керамического требованиям ГОСТ 530-2007 |
Хорошо: соответствует
|
Стоимость кирпича керамического одинарного полнотелого у рассматриваемых конкурентов составляет:
1) 1000 шт. кирпичей ООО «Стройтранссервис» – 7500 руб;
2) 1000 шт. кирпичей ООО «Клинкер» – 7400 руб;
3) 1000 шт. кирпичей ООО «Стеновые материалы» – 7600 руб.
Построим матрицу смежности параметров с целью оценки значимости рассматриваемых критериев. Оценка значимости критериев была проведена методом экспертной квалиметрии (табл. 3).
Таблица 3 – Значимость характеристик конкурентоспособности предприятия
Параметры |
Наличие ассортимента |
Условия поставки |
Наличие официального сайта |
Условия приобретения |
Соответствие кирпича керамического требованиям ГОСТ 530-2007 |
аi |
Рабсi | Ротнi |
Наличие ассортимента |
1 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
6 |
27,5 |
0,24 |
Условия поставки |
0,5 |
1 |
1,5 |
1 |
0,5 |
4,5 |
20 |
0,173 |
Наличие официального сайта |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
14 |
0,12 |
Условия приобретения |
0,5 |
1 |
1,5 |
1 |
0,5 |
4,5 |
20 |
0,173 |
Соответствие кирпича керамического требованиям ГОСТ 530-2007 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1 |
7 |
34 |
0,294 |
Показатель абсолютного приоритета рассчитывается следующим образом:
Для первого параметра “наличие ассортимента”:
Pabc(1)=1,0×6,0+1,5×4,5+1,5×3,0+1,5×4,5+0,5×7,0=27,5;
Для второго параметра “условия поставки”:
Pabc(2)=0,5×6,0+1,0×4,5+1,5×3,0+1,0×4,5+0,5×7,0=20,0;
Для третьего параметра “наличие официального сайта”:
Pabc(3)=0,5×6,0+0,5×4,5+1,0×3,0+0,5×4,5+0,5×7,0=14,0;
Для четвёртого параметра “условия приобретения”:
Pabc(4)=0,5×6,0+1,0×4,5+1,5×3,0+1,0×4,5+0,5×7,0=20,0;
Для пятого параметра ” соответствие кирпича керамического требованиям ГОСТ 530-2007″:
Pabc(5)=1,5×6,0+1,5×4,5+1,5×3,0+1,5×4,5+1,0×7,0=34,0.
Показатель относительного приоритета рассчитывается по следующей формуле:
Сравним предприятия-конкуренты по каждому из пяти рассматриваемых параметров, представленных в табл.2. Результаты проведенного анализа представлены в табл. 4.
Таблица 4 – Результаты анализа предприятий по критериям оценки
Параметры |
ООО «Стройтранссервис» |
ООО «Клинкер» |
ООО «Стеновые материалы» |
аi |
Рабсi | Ротнi |
Критерий «ассортимент» |
||||||
ООО «Стройтранссервис» |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
5,5 |
0,22 |
ООО «Клинкер» |
1,5 |
1 |
1,5 |
4 |
11,5 |
0,46 |
ООО «Стеновые материалы» |
1,5 |
0,5 |
1 |
3 |
8 |
0,32 |
Критерий «условия поставки» |
||||||
ООО «Стройтранссервис» |
1 |
1 |
1 |
3 |
9 |
0,33 |
ООО «Клинкер» |
1 |
1 |
1 |
3 |
9 |
0,33 |
ООО «Стеновые материалы» |
1 |
1 |
1 |
3 |
9 |
0,33 |
Критерий «наличие официального сайта» |
||||||
ООО «Стройтранссервис» |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
5,5 |
0,22 |
ООО «Клинкер» |
1,5 |
1 |
1 |
3,5 |
10 |
0,39 |
ООО «Стеновые материалы» |
1,5 |
1 |
1 |
3,5 |
10 |
0,39 |
Критерий «условия приобретения» |
||||||
ООО «Стройтранссервис» |
1 |
0,5 |
1 |
2,5 |
7 |
0,27 |
ООО «Клинкер» |
1,5 |
1 |
1,5 |
4 |
11,5 |
0,46 |
ООО «Стеновые материалы» |
1 |
0,5 |
1 |
2,5 |
7 |
0,27 |
Критерий «соответствие кирпича керамического требованиям ГОСТ 530-2007» |
||||||
ООО «Стройтранссервис» |
1 |
1 |
1 |
3 |
9 |
0,33 |
ООО «Клинкер» |
1 |
1 |
1 |
3 |
9 |
0,33 |
ООО «Стеновые материалы» |
1 |
1 |
1 |
3 |
9 |
0,33 |
На заключительном этапе произведем расчет показателя комплексного приоритета (табл. 5).
Таблица 5 -Результаты расчета показателя комплексного приоритета
Наименование предприятия |
Наименование критерия оценки |
|||||
Наличие ассортимента |
Условия поставки |
Наличие официального сайта |
Условия приобретения |
Соответствие кирпича керамического требованиям ГОСТ 530-2007 |
Итого |
|
ООО «Стройтранссервис» |
0,22 |
0,33 |
0,22 |
0,27 |
0,33 |
|
ООО «Клинкер» |
0,46 |
0,33 |
0,39 |
0,46 |
0,33 |
|
ООО «Стеновые материалы» |
0,32 |
0,33 |
0,39 |
0,27 |
0,33 |
|
Значимость критерия |
0,24 |
0,173 |
0,12 |
0,173 |
0,294 |
|
Комплексный приоритет ООО «Стройтранссервис» |
0,053 |
0,057 |
0,026 |
0,047 |
0,097 |
0,28 |
Комплексный приоритет ООО «Клинкер» |
0,110 |
0,057 |
0,047 |
0,080 |
0,097 |
0,391 |
Комплексный приоритет ООО «Стеновые материалы» |
0,077 |
0,057 |
0,047 |
0,047 |
0,097 |
0,325 |
Комплексный приоритет в пересчете на единицу стоимости выпускаемой продукции для всех рассматриваемых предприятий составляет:
1) ООО «Стройтранссервис»: 0,28/7500=0,037·10-3
2) ООО «Клинкер»: 0,391/7400=0,053·10-3
3) ООО «Стеновые материалы»: 0,325/7600=0,043·10-3
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что для потребителя наиболее предпочтительным являются конкурентные преимущества предприятия ООО «Клинкер». При пересчете приоритета на единицу стоимости выпускаемой продукции установившийся порядок предпочтения не меняется.
Таким образом, предлагаемая методика оценки конкурентоспособности предприятия, наряду с уже существующими методами, позволяет предприятию в выявлении объективных преимуществ по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами и может быть использована для непрерывного совершенствование предприятия.
Библиографический список
- Анализ современной теоретической базы конкурентоспособности [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://sci-book.com/obrazovanie/analiz-sovremennoy-teoreticheskoy-bazyi-35159.html.
- Методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.coolreferat.com/
- Функционально-стоимостный анализ (ФСА) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY4/fsa.html.
- Барышников А.А., Кузьмин А.М. Формы применения функционально-стоимостного анализа. Журнал “Машиностроитель”, N 6, 2001 г.
Статья очень интересная для меня. Только не могу понять как образовались цифры в таблице 2?