Предпринимательство является одним из важнейших и незаменимых двигателей экономики. Именно благодаря предпринимателям создаются рабочие места, в производство внедряются новые технологии, заменяющие старые, изобретаются инновации, растет конкурентоспособность на рынке. Как и любая другая деятельность, предпринимательство имеет свою культуру, этические традиции, нормы и ценности, которые складывались на протяжении многих лет, однако в России они все еще находятся на стадии формирования. Таким образом, изучение вопроса культурно-этических традиций имеет важное значение, так как формирование культуры и этики необходимо для построения деловых отношений, что, в свою очередь, влияет на успешность ведения бизнеса.
«Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства [1]». Предпринимательство, как вид экономической деятельности должно опираться на ценности. Ценностные ориентации предпринимателей не могут быть постоянны и меняются с течением времени. Это напрямую связано с воздействием внешней среды, техническим прогрессом, появлением новых привлекательных областей для ведения предпринимательской деятельности и многими другими факторами. Оказывается под влиянием и деловая этика предприятий. Если деятельность предпринимателя лишена этических норм, то она, как правило, ведется незаконно, «уходит в тень». По официальным данным теневая экономика в России составляет примерно 40% ВВП страны [2]. Теневую экономику определяют как всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами»[3]. Отличительными чертами теневой экономики от легальной являются такие действия как: сокрытие доходов, хозяйственных операций, рабочей силы и самого предприятия в целом. Теневая экономика подразумевает под собой разные виды деятельности: криминальную и неформальную. Криминальная деятельность – деятельность, запрещенная законом. Широкое распространение она получила в 1990-е, в период перестройки России. Криминальная деятельность противоречит не только закону, но и всему обществу. К ней относятся: «наркобизнес, незаконное производство оружия и торговля им, проституция, торговля людьми, рэкет и применение силы, контрабанда.» К неформальной экономической деятельности можно отнести различные действия предпринимателей, например: «уклонение от налогов, работа без патента, трудовой найм без оформления» [4]. Формирование такого рода деятельности с точки зрения предпринимательства и его этических принципов не имеет сложностей, так как с ее помощью можно быстро извлечь определенный доход, не обладая при этом специальными знаниями в менеджменте, экономике, финансах и этике бизнеса. Нельзя сказать и о том, что предпринимательство, вышедшее из криминальных структур, насыщено нравственными и этическими нормами. Это объясняется тем, что такого рода бизнесмены не рассматривают потребителей как тех, на кого следует ориентироваться, при ведении своей деятельности, а используют их в собственных интересах для достижения целей и получения дохода. Но воспринимать предпринимателя именно как выходца из 90-х, «нового русского», неправильно, хотя такой стереотип на сегодняшний день существует.
«Можно выделить три основные проблемы культурно-этической стороны предпринимательства:
- проблема нарушения деловых обязательств, связанная с неразвитыми в России деловой моралью и предпринимательской этикой;
- широкое применение силовых действий, угроз и вымогательств в деловых взаимоотношениях, связанное с неэффективностью законодательного и судебного регулирования, а так же с развитием криминального бизнеса, рэкета и организованного насилия в бизнесе;
- рост бюрократических вымогательств и создание искусственных преград для предпринимателей, преодоление которых возможно только через уплату взяток чиновникам» [5]
Можно сказать, что выбор предпринимателя повести себя неэтично в той или иной ситуации – это желание выжить в условиях отсутствия совершенства правовой среды бизнеса, в частности, законов. В отношении к правовым нормам и заключается то, как ведет себя предприниматель. Не секрет, что люди, занимающиеся бизнесом, чтобы не выходить за рамки закона, действуют в так называемых серых, полулегальных, или внеправовых зонах. Они соблюдают закон в большинстве случаев, но вынуждены обходить его, когда ущемляются их интересы. Примером может служить уклонение от большого количества налогов, которыми они облагаются. [6]
Еще одним фактором теневизации российского бизнеса является большое количество неформальных связей в экономических отношениях. Письменные договоры и контракты теряют свою значимость и нарушаются. Доминируют горизонтальные связи, при которых зачастую происходит взаимный обмен личными и деловыми услугами и, как следствие, экономика оказывается вне досягаемости как для мнения народа, так и контроля со стороны государственных органов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование у российского предпринимателя этического поведения будет возможным при создании соответствующих условий для ведения бизнеса, в частности, пересмотр правовой системы с возможными нововведениями. Этическое поведение предпринимательства подразумевает под собой набор действий, направленных на удовлетворение потребностей рынка, потребителей, государства и общества в целом. Предприниматель также должен уметь эффективно взаимодействовать с окружающим миром, с сотрудниками, партнерами и конкурентами. Взаимодействие необходимо предпринимателю для достижения своих целей, понимания того, в каком направлении нужно двигаться и развивать свою деятельность, чтоб удовлетворить потребности потребителей.
Формирующаяся в России предпринимательская культура напрямую связана с культурно-этическими традициями, преобладающими в ней. Культура и этика являются неотъемлемой частью предпринимательства, особыми регуляторами межличностных и деловых отношений. Когда такого рода экономическая деятельность освобождается от этих регуляторов, она криминализируется. Ввиду несовершенства правовой системы Российской Федерации, мелкое и среднее предпринимательство в большинстве своем ведут теневую деятельность. Помимо этого, преобладают неформальные отношения между предпринимателями, что также уводит деятельность хозяйствующих субъектов в тень. Ведение теневой деятельности необходимо некоторым предпринимателям для защиты от внешнего воздействия и от возможных угроз. Неразвитость деловой культуры предпринимательства в России указывает на культурно-этическую отсталость предпринимателей. Для того, чтобы данная ситуация изменилась в лучшую сторону, необходимо произвести существенные изменения не только в экономической культуре, но и в сфере государственного регулирования предпринимательства.
Необходимо создать такую культурно-этическую базу, которая ориентировала бы предпринимателей на удовлетворение потребностей людей, а также на обеспечение долгосрочного благосостояния как предприятия, так и общества в целом.
Библиографический список
- Электронный ресурс/ доступ: http://eclib.net/20/6.html
- Электронный ресурс/ доступ: http://www.forbes.ru/investitsii-column/tsennye-bumagi/84332-tenevaya-ekonomika-40-rossiiskogo-vvp-kak-etim-vospolzovatsy
-
Исправников, В.О. Теневая экономика и перспективы образования среднего класса / В.О. Исправников // Общественные науки и современность. — 1998. — № 6.
- Радаев, В.В. Теневая экономика России: изменение контуров. — 1999
-
Петрушин, Ю.Ю. Этика бизнеса / Ю.Ю. Петрушин, В.К. Борисов. — М., 2000.
- Т.А. Кантемирова/ Факторы, определяющие деловую этику российского предпринимателя.