Правовая фикция представляет собой универсальное средство юридической техники, при помощи которого относительно произвольно конструируется заведомо не существующее положение, признаваемое существующим, и наоборот, носящее категоричный, императивный, неопровержимый, формальный характер, закрепляемое в законодательстве или соглашении сторон и имеющее особое целевое назначение в механизме правового регулирования.
Как известно, в каждой отдельной отрасли права использование правовой фикции выполняет различные функции и реализует разную политику законодателя. Функции фикций, а также необходимость их использования в рамках отрасли права зависят от ее целей, задач, принципов.
Конституционно-правовая фикция является одним из видов правовой фикции и занимает особое место в правовой системе в силу приоритета конституционных правоположений. При этом, несмотря на появление в последнее время ряда общетеоретических и отраслевых работ, посвященных феномену правовой фикции, конституционно-правовая фикция является не исследованной в научной литературе.
На современном этапе развития юридической науки общеправовых классификаций фикций предложено достаточно много, что объясняется множеством оснований для выделения тех или иных видов правовых фикций, поскольку фикция в целом многогранное и неоднозначное явление, которое многими авторами воспринимается по-разному. Данные классификации вырабатываются для более глубокого познания сути правовой фикции, постижения смысла и роли использования фикций в праве.
Правовые фикции, характерные для отрасли конституционного права приобретают свою специфику в зависимости от характера регулируемых общественных отношений, не теряя общих свойств, присущих правовой фикции в целом. Конституционному праву в силу специфики предмета правового регулирования будут свойственны собственные разновидности правовых фикций, присущие лишь данной отрасли – легитимирующие.
Полагаем целесообразным выделить также следующие разновидности конституционно-правовых фикций.
Наиболее общим основанием для классификации является деление фикций, характерных для отрасли конституционного права, по содержанию на:
а) материальные;
б) процессуальные;
в) смешанные.
При этом если материальные конституционно-правовые фикции регулируют содержательную сторону общественных отношений, создают необходимые для движения правовой материи факты или состояния (например, территория государства), то процессуальные (используемые, например, в законодательном процессе) служат, в основном, для смягчения процессуальных формальностей. К смешанной фикции может быть отнесено, к примеру, разделение властей, поскольку данная конституционно-правовая фикция не только определяет сущность данного феномена, но и порядок взаимодействия между ветвями власти, процесс делегирования законодательства и т. д.
По правовой силе можно выделить:
а) правовые фикции, содержащиеся или вытекающие из текста Конституции (Основного закона) страны;
б) правовые фикции, закрепленные прямо или косвенно в иных правовых актах, содержащих конституционно-правовые нормы, и действующие в сфере всего конституционного права государства.
Основанием для данной классификации служит то, что правовые фикции, содержащиеся в различных нормативных актах, обладают различной юридической силой. При этом система отрасли конституционного права охватывает все действующие конституционно-правовые фикции, а система Конституции (Основного закона) государства – генеральную часть этих правовых фикций.
В соответствии с общетеоретической классификацией, предложенной О.А. Курсовой [1, 23–24], все конституционно-правовые фикции можно подразделить на:
а) статические – формируемые в течение длительного времени, выражающие доктринальные основания права и характеризующиеся относительной устойчивостью (например, государство, территория, народный суверенитет, разделение властей);
б) динамические – неустойчивые, возникающие сообразно текущим потребностям правовой практики; они обладают более простой конструкцией, чем фикции статические, могут видоизменяться или исчезать (например, правовые фикции, применяемые в законодательном процессе).
По способу закрепления (объективации) в реальной действительности конституционно-правовые фикции делятся на:
а) собственно конституционные, характерные только для данной отрасли (например, процессуальные конституционно-правовые фикции);
б) конкретизируемые и развиваемые иными отраслями права (правовая фикция равенства всех перед законом).
Конституционно-правовые фикции можно также подразделить на:
а) открытые (очевидные, явно видимые в тексте акта);
б) латентные (скрытые, определить наличие которых можно только путем глубокого анализа и толкования правовых норм).
К первым относятся, например, конституционно-правовые фикции, используемые в законодательном процессе, ко вторым – закрепленное в конституциях многих государств положение о президенте как гаранте конституции, прав и свобод человека и гражданина.
По отношению к фактическим обстоятельствам могут быть выделены следующие конституционно-правовые фикции:
а) положительные (признающие реально не существующие обстоятельства существующими);
б) отрицательные (отрицающие реально существующие обстоятельства).
Примером первой разновидности является правовая фикция, содержащаяся в ч. 6 ст. 100 Конституции Республики Беларусь: «Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным» [2]; примером второй – равенство всех людей перед законом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств.
Таким образом, правовые фикции в отрасли конституционного права могут быть классифицированы по различным основаниям. При этом каждая из приведенных классификаций конституционно-правовых фикций помогает глубже проникнуть в сущность данного феномена, раскрывая основные свойства и назначение фикций в конституционном праве.
Библиографический список
- Курсова, О.А. Фикции в российском праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / О.А. Курсова; Нижегород. Акад. МВД России. – Н.Новгород, 2001;
- Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004). – Мн.: Амалфея, 2005.