ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЮ

Родионова Анна Сергеевна
Воронежский государственный педагогический университет

Аннотация
В статье приводятся результаты изучения особенностей эмоционального интеллекта пользователей сети Интернет, подверженных Интернет-аддикции. По данной проблеме подобраны методики, собраны и обработаны данные, в том числе с помощью современных статистических методов анализа данных и сделаны выводы. По результатам исследования были получены данные, свидетельствующие о наличии различий между уровнем эмоционального интеллекта Интернет-зависимых лиц, а также лиц, не подверженных Интернет-аддикции.

Ключевые слова: активность, интернет, Интернет-аддикция, Интернет-зависимость, киберпространство, коммуникация, эмоциональный интеллект


FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE PERSONS HAVING INTERNET-ADDICTION

Rodionova Anna Sergeevna
Voronezh State Pedagogical University

Abstract
The results of the study features of emotional intelligence of Internet users, Internet addiction-prone. On the issue chosen methodology, collected and processed data, including using modern statistical methods of data analysis and conclusions. According to the study, data were obtained, indicating the presence of differences between the level of emotional intelligence of Internet-dependent persons and persons who are not subject to Internet addiction.

Keywords: activity, addiction, communication, cyberspace, emotional intelligence, Internet, Internet-addiction


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Родионова А.С. Особенности эмоционального интеллекта лиц, имеющих Интернет-аддикцию // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/12/29859 (дата обращения: 29.03.2024).

Актуальность исследования психологических особенностей лиц имеющих интернет-зависимость обусловлена повсеместной вовлеченностью многих людей в сеть Интернет. Данная проблема имеет разные аспекты, как позитивные, так и негативные, что обосновывает необходимость их изучения.

Существуют работы посвященные вопросам интернет-аддикции: основные исследования по данной теме принадлежат К. Янг [1], Е. П. Белинской [2, 3], А. Е. Жичкиной [4, 5], А. Е. Войскунскому [6], З. С. Меджитовой [7], И. В. Шевченко [8]. Они активно исследуют особенности Интернет-коммуникаций, межличностного отношения, а также самопрезентации в киберпространстве. Им принадлежит разработка методик, позволяющих диагностировать Интернет-зависимость и особенности поведения в Сети Интернет. Однако еще недостаточно изучено влияние наличия интернет-аддикции на уровень эмоционального интеллекта, который в свою очередь тоже является понятием относительно новым и недостаточно освещенным. В представленной статье предпринимается попытка определения наличия этого влияния и его характера.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей эмоционального интеллекта независимых и Интернет-зависимых пользователей сети Интернет.

Гипотеза исследования: уровень эмоционального интеллекта лиц, имеющих интернет-аддикцию ниже, чем у лиц, не подверженных интернет-зависимости. Также предполагается, что у лиц, подверженных Интернет-аддикции снижен контроль над своими эмоциями.

В эмпирической части исследования приняли участие в общей сложности 60 пользователей сети Интернет, из которых 33 женщины и 27 мужчин в возрасте от 14 до 42 лет, со стажем использования Интернета от 5 месяцев до 8 лет.

Контингент исследования представляет собой 2 группы, различные между собой по факту наличия или возможного появления Интернет-зависимости – контрольную и основную. В состав основной группы диагностируемых вошли 23 пользователя сети интернет, имеющие Интернет-зависимость или склонные к ее появлению, из них 9 мужчин и 14 женщин в возрасте от 14 до 27 лет. В состав контрольной группы исследуемых вошли 37 пользователей сети Интернет, не имеющие Интернет-зависимости, из них 18 мужчин и 19 женщин в возрасте от 15 до 42 лет. Группы были с формированы на основе результатов теста на интернет-зависимость К. Янг в адаптации В. А. Ласкутовой и «Шкалы Интернет-зависимости» А. Е. Жичкиной.

Процедура исследования. Исследование проводилось в Интернете, на самом популярном сайте рунета www.vk.com. Испытуемым в качестве личных сообщений высылались опросники, которым предшествовало вступительное слово, в котором, помимо прочих, освещалась тема конфиденциальности, и небольшая анкета для выявления социально-демографических особенностей респондентов. Время на заполнения опросников было неограниченно. Респонденты высылали результаты также в виде личных сообщений.

Методики исследования:

1) Для исследования особенностей Интернет-коммуникации, и выявления Интернет-зависимости, был использован опросник «Особенности Интернет-коммуникации» А. Е. Жичкиной [4].

2) Для выявления Интернет-зависимости применялся тест на интернет-зависимость К. Янг в адаптации В. А. Ласкутовой (Буровой) [1].

3) Для исследования уровня эмоционального интеллекта пользователей сети Интернет был использован тест Н. Холла [9].

Анализ результатов. По тесту на интернет-зависимость К. Янг в адаптации В. А. Ласкутовой (Буровой) были получены результаты, которые проиллюстрированы на рис. 1. Более половины респондентов, (а именно 37 человек, 64%) абсолютно не склонны к интернет-зависимости. Они в дальнейшем составят контрольную группу. Остальные респонденты становятся членами основной группы. В нее входят лица, имеющие средний уровень по результатам диагностики, что означает предрасположенность к Интернет-зависимости (16 человек, 24%) а так же лица, с высокими показателями уровня Интернет-зависимости (7 человек, 12%).

Рис. 1. Уровень Интернет-зависимости по результатам теста К. Янг

С помощью статистического критерия Q-Розенбаума были выявлены значимые различия между контрольной и экспериментальной группами на уровне значимости p < 0,01. Таким образом, в основной группе уровень Интернет-зависимости значительно превышает уровень контрольной группы. В контрольной группе 100% испытуемых абсолютные неаддикты, в то время, как в основной группе 69,7% имеют склонность к Интернет-зависимости, и 30,3% аддикты.

Результаты диагностики по методике «Особенности Интернет-коммуникации» А. Е. Жичкиной отражены на рис. 2. Интерпретация результатов, полученных с помощью данной методики, проводилась по высоким, низким и средним значениям по трем шкалам. Результаты контрольной и основной группы значимо различались между собой (Значения по критерию χ2–Пирсона превышали критические на 1% уровне значимости).

На диаграмме, которая изображена на рис. 2, видно, что показатели контрольной группы по шкале «Активность в действии» расположились по убыванию от низких к высоким. Таким образом, мы видим, что большинство испытуемых данной группы (52,1%) имеют низкий уровень активности в Интернете, меньше половины – средний (39,1%), и совсем немного – высокий (8,7%). В то время, как в основной группе большинство респондентов имеют среднюю активность (45,9%), на втором месте низкий уровень (35,1), и высоких показателей также меньше всего (18,9%). Но справедливо будет заметить, что процент высокого уровня активности в основной группе выше, чем в контрольной, а низкого – ниже. Это свидетельствует о том, что испытуемые основной группы более свободно чувствуют себя в киберпространстве, постоянно находятся в поиске новых сайтов, часто занимают активную позицию на различных форумах, принимают участие в обсуждениях, в то время, как члены контрольной группы являются приверженцами консервативных взглядов.

Рис 2. Процентное соотношение результатов контрольной и основной группы по шкале «Активность в действии» опросника А. Е. Жичкиной

Процентное соотношение результатов по шкале «Активность в восприятии альтернатив» изображено на рис. 3. В обеих группах преобладают средние показатели, однако процент среднего уровня в контрольной группе чуть выше процента основной (56,7% и 52,1% соответственно). На втором месте низкий уровень активности в восприятии альтернатив, но тут наоборот процент низких показателей в основной группе выше процента контрольной (39,7% и 27% соответственно). В обеих группах меньше всего испытуемых имеют низкий уровень по данной шкале, но процентный показатель контрольной группы (16,2%) почти в два раза превышает результат основной группы (8,7%). Все это свидетельствует о том, что Интернет-зависимый контингент нашего исследования проявляет низкий интерес к мнению остальных пользователей сети Интернет, их скорее интересует исключительно своя позиция, в то время, как обычные пользователи проявляют интерес к высказываниям других людей, часто читают чужие комментарии и обсуждения на форумах, хотя сами могут занимать позицию наблюдателя.

Рис 3. Процентное соотношение результатов контрольной и основной группы по шкале «Активность восприятии альтернатив» опросника А. Е. Жичкиной

 Наиболее наглядно различия в результатах просматриваются по уровню Интернет-зависимости. Из Диаграммы, изображенной на рис. 4 видно, что абсолютное большинство испытуемых контрольной группы абсолютно не подвержены Интернет-аддикции и имеют низкий показатель по данной шкале (89,7%), и только десятая часть группы имеет средний уровень (10,8%), высокий уровень в данной группе отсутствует. В экспериментальной группе ситуация обстоит противоположным образом. Мы видим, что низкие показатели не были зафиксированы ни у одного испытуемого. Большинство имеет средний уровень Интернет-зависимости (69,5%), и треть группы подвержена аддикции и имеет высокие показатели по этой шкале (30,5%). Таким образом, мы видим, что в контрольной группе отсутствует явление Интернет-зависисости, а в основной – напротив оно представлено достаточно широко. Мы убеждаемся, что выборка правильно разделена на контрольную и основную группы по признаку наличия и отсутствия Интернет-аддикции.

  

Рис 4. Процентное соотношение результатов контрольной и основной группы по шкале «Интернет-зависимость» опросника А. Е. Жичкиной

Таким образом, учитывая все различия между показателями по трем шкалам, можно говорить, что испытуемые контрольной группы не подвержены Интернет-зависимости, имеют более консервативные взгляды на поведение в сети, им больше присуща позиция наблюдателя, в то время, как испытуемые основной группы, подверженные Интернет-аддикции, постоянно находятся в поиске чего-то нового в Интернете и занимают достаточно активную позицию с точки зрения Интернет-коммуникаций.

Интерпретация результатов, полученных с помощью теста Н. Холла на выявление уровня эмоционального интеллекта проводилась по высоким, низким и средним значениям по шести шкалам.

В контрольной группе достаточно высокие общие показатели по всем школам методики. Больше всего низких показателей в контрольной группе по шкале «управление своими эмоциями» (37,8%), также достаточно низкий уровень по шкале «эмпатия» (29,7%) и «самомотивация» (24,3%). Преимущественно в этой группе средние показатели по всем шкалам. Максимальное число испытуемых имеют средний уровень эмоциональной осведомленности (48,6%), также много испытуемых имеют средний уровень по шкале «распознание эмоций других людей» (46%) и «самомотивация» (40,5%). Наряду со средним уровнем, в контрольной группе преобладает и высокий уровень показателей по многим шкалам, так например, по шкале «эмоциональная осведомленность 37,8% респондентов показали высокие результаты, так же, как и по шкале «самомотивация» (35,1%). Это все свидетельствует о достаточно высоком общем уровне эмоционального интеллекта в данной группе. Испытуемые не подверженные Интернет-аддикци способны к сопереживанию, достаточно хорошо распознают эмоции других людей, у них хорошо развита мотивационная сфера, а в частности самомотивация.

Мы видим, что достаточно большое количество респондентов основной группы, подверженных Интернет-зависимости или предрасположенных к ней имеют низкий уровень почти по всем шкалам. Ниже всего показатели по шкале «Управление своими эмоциями» – 57%, далее «Самомотивация» (51,6%) и «Эмпатия» (38,7). И это не случайно, ведь достаточно широко сейчас обсуждеается тема негативного влияния компьютерных игр на уровень агрессии, а он-лайн игры являются одним из наиболее сильных факторов, обуславливающих Интернет-зависимость. Уровень самомотивации снижается, так как аддиктивное поведение накладывает отпечаток на жизнь человека, и Интернет становится практически смыслом жизни, заставляя забыть о реальности, межличностном общении в реальном мире, бросить работу или учебу. А вот по шкалам «Распознание эмоций других людей» и «эмоциональная осведомленность», испытуемые основной группы показали в основном средние результаты (70% и 48,3% соответственно), так же, как и по шкале «Эмпатия» (55,9%). Что касается высокого уровня, то в данной группе таких показателей очень мало. Если по шкале «эмоциональная осведомленность» высокий уровень у 38,7% испытуемых, то по остальным шкалам процент высоких показателей очень мал (от 4,3% до 12,9%). Это свидетельствует об общем снижении уровня эмоционального интеллекта этой группы.

Если сравнивать интегративный уровень эмоционального интеллекта в двух групп, то мы видим, что и в контрольной и в основной преобладают средние показатели. Однако, если средний и низкий уровень являются основными для основной группы (51,6% и 41,4% соответственно), то по количеству высоких показателей контрольная группа превышает процент экспериментальной почти в 7 раз (29,7% и 4,3% соответственно).

Рис 5. Интегративный уровень эмоционального интеллекта контрольной и основной групп по результатам теста Н.Холл

Чтобы убедиться в достоверности выявленных различий между двумя группами по показателю адаптации, мы использовали статистические методы обработки результатов, а именно критерий Q-Розенбаума [12]. В данном случае Qэмп= S + T = 8. Сравним полученное эмпирическое значение с критическими для n1=23 и n2=26: Q0,05=7; Q0,01=9. Qэмп>Q0,05, или 8>7. Следовательно, между интегративным уровнем эмоционального интеллекта пользователей с Интернет-аддикцией и пользователей не подверженных интернет-зависимости существуют статистически достоверные различия (p<0,05).

Проанализировав общие данные по всем шкалам в двух группх, мы видим, что соотношение процентов по каждой шкале примерно одинаково в обеих группах, с той лишь разницей, что в основной группе все показатели значительно снижены, по сравнению с контрольной. Что касается особенностей эмоционального интеллекта Интернет-зависимой группы, то в ней наблюдается снижение контроля собственных эмоций и самомотивации, не смотря на то, что уровень общей эмоциональной осведомленности достаточно высок.

Таким образом, мы убедились в том, что уровень эмоционального интеллекта в основной группе, в которую входили Интернет-зависимые пользователи сети интернет, а также лица, предрасположенные к Интернет-аддикции, значительно ниже показателей уровня эмоционального интеллекта контрольной группы, которая состояла из пользователей сети Интернет, не подверженных Интернет-зависимости. Данные были подтверждены с использованием статистических методов математического анализа для несвязных выборок Q-Розенбаума [10, 11].

С целью изучения взаимосвязей между всеми исследуемыми шкалами был проведен корреляционный анализ (по двум группам). Все показатели по шкалам эмоционального интеллекта Н. Холла очень тесно коррелируют между собой: почти все на 1% уровне значимости. Показатели Интернет-зависимости по методике К. Янг и шкалы «Интернет-зависимость» по опроснику А. Е. Жичкиной также сильно взаимосвязаны (r = 0,732; p = 0,000). Статистически значимые отрицательные связи выявлены: между шкалой «Управление своими эмоциями» Н. Холла и «Активность в действии» А. Е. Жичкиной (r = – 0,260; p = 0,045); между шкалой  «Эмпатия» Н. Холла и Интернет-зависимостью К. Янга (r = – 0,259; p = 0,046); между шкалой «Интернет-зависимость» А. Е. Жичкиной и шкалами «Самомотивация» Н. Холла (r = – 0,279; p = 0,031) и «Активность в действии» А. Е. Жичкиной (r = – 0,297; p = 0,021).

Таким образом, можно отметить, что интернет-зависимость отрицательно взаимосвязана с некоторыми характеристиками эмоционального интеллекта Интернет-пользователей сети. В данном исследовании мы констатируем соответствия и не указываем на причинно-следственные связи между этими переменными, так как это требует отдельного теоретического и экспериментального исследования.

С помощью метода главных компонент были получены результаты, которые последовательно обсудим. Наибольшую общность с извлеченными факторами имеет шкала «Интернет-зависимость» по опроснику А. Е. Жичкиной (0,842), а минимальную общность – шкала эмоционального интеллекта «Распознание эмоций других людей» (0,436). Первый фактор объясняет 36% вариации всех переменных, второй фактор – 20%, третий – 12%.

Первый и второй факторы – униполярные, третий – биполярный, имеет коэффициенты противоположных знаков. Извлеченные факторы достаточно ясно поддаются интерпретации: первый фактор – «Эмоциональный интеллект», второй – «Интернет-зависимость», третий – «Активность-пассивность».

Выясним, насколько извлеченное количество факторов соответствует исходным данным. Для этого провели конфирматорный факторный анализ методика проведения которого более подробно описана в [13-16]. Проверяемая структура имеет вид (см. Рис.6):

 

Рис.6. Модель идентификации

 

χ² = 32,19; p = 0,122; GFI = 0,898; CFI = 0,973; RMSEA = 0,076.

Рис.7. Расчетная модель

Проанализируем индексы соответствия модели исходным данным. Значение по критерию χ² = 32,19 статистически не значимо, так как p = 0,122. Индекс GFI = 0,898 незначительно ниже 0.90, CFI = 0,973 > 0,90, RMSEA = 0,076 < 0,1. В результате можно заключить, что модель хорошо соответствует исходным данным.

По результатам анализа (см. Рис.7) можно сделать некоторые выводы:

1. Фактор «Эмоциональный интеллект» находится в обратной связи с фактором «Интернет-зависимость» (ранее это было представлено на корреляционном графе).

2. Фактор «активность-пассивность» очень слабо объясняет свои переменные (3% вариации). В принципе это было предсказуемо, так как изначально этот фактор имел низкую дисперсию в 12%, а также его собственное значение 1,075 незначительно превышало единицу. При двухфакторном решении переменные этой компоненты начали бы манифестировать «Интернет-зависимость», что дало бы лучшее соответствие модели исходным данным.

Выводы.

1. Интернет-коммуникация лиц, имеющих интернет-аддикцию существенно отличается от интернет-коммуникации других пользователей сети Интернет и имеет ряд особенностей [17, 18]. В первую очередь это проявляется в том, что Интернет-зависимые пользователи занимают гораздо более активную позицию в Интернете по сравнению с пользователями не подверженными Интернет-зависимости. В нашем исследовании это подтверждается тем фактом, что при диагностике уровня активности в действии (Методика А.Е. Жичкиной), у аддиктивных пользователей наблюдается высокая потребность в поиске новых сайтов, знакомств, также они часто принимают участие в форумах, обсуждениях, оставляют множество комментариев. Общение в киберпространстве занимает гораздо больше времени, чем реальное межличностное общение вне сети Интернет. Количество посещаемых сайтов растет, также как и время, проводимое в он-лайн режиме. В то время, как рядовые пользователи скорее склонны придерживаться более консервативных взглядов и посещать в основном уже известные и хорошо изученные ими сайты.

Также сюда следует отнести и тот факт, что Интернет-зависимые пользователи проявляют некий «эгоизм» в сети Интернет. Этот факт подтверждается при диагностике активности в восприятии альтернатив (методика А. Е. Жичкиной). Благодаря нашему исследованию, мы узнали, что зависимые от интернета люди хоть и оставляют множество комментариев при обсуждениях, но зачастую игнорируют комментарии других людей. Их больше интересует своя личность в киберпространстве, чем кто-либо еще. В то время, как обычные пользователи, в основном занимая позицию наблюдателя, проявляют интерес к сообщениям, оставленным другими пользователями.

2. По результатам диагностики эмоционального интеллекта Интернет-зависимых лиц и независимых пользователей сети Интернет следует отметить общее снижение интегративного уровня эмоционального интеллекта (методика Н. Холла) у лиц, подверженных Интернет-аддикции. В ходе проведенного исследования, нами был выявлен тот факт, что среди Интернет-зависимых пользователей практически нет людей с высоким интегративным уровнем Эмоционального интеллекта. В нашей выборке был только 1 человек, с высоким показателем эмоционального интеллекта. Для сравнения, среди респондентов, не подверженных Интернет-аддикции, количество таких людей составило 11. Это доказывает тот факт, что чрезмерное пользование интернетом, заменяющее межличностное общение в реальной жизни накладывает негативное влияние нашу эмоциональную компетентность.

Особенностями эмоционального интеллекта Интернет-зависимых пользователей является низкая способность к управлению своими эмоциями и недостаточная самомотивация. Это подтвердилось в ходе нашего эмпирического исследования (методика Н. Холла). Согласно полученным результатам, аддиктивные пользователи сети Интернет недостаточно хорошо способны управлять своими эмоциями. Часто это проявляется в повышенной агрессии в поведении подростков, увлекающихся компьютерными он-лайн играми. Эта проблема давно широко обсуждается в обществе и привлекает к себе повышенное внимание.

Также у пользователей, зависимых от сети Интернет снижен показатель уровня самомотивации (методика Н. Холла). Проявление этого можно пронаблюдать в поведении Интернет-зависимого человека, когда он не способен бороться с непреодолимым желанием находиться все больше времени в он-лайн режиме. В результате часто бывает так, что ради того, чтобы проводить время в сети люди начинают пропускать работу, учебу, пренебрегать домашними делами и отказываться от личной жизни.

Заключение. В своей работе мы предприняли попытку изучения особенностей эмоционального интеллекта пользователей сети Интернет, подверженных Интернет-аддикции. Был проведен тщательный анализ теоретического материала, по данной проблеме, подобраны методики, собраны и обработаны данные, в том числе и с помощью статистического анализа, были сделаны выводы. Результаты работы имеют практическую значимость, так как могут быть использованы для консультативной работы с родителями Интернет-зависимых подростков. А также всего Интернет-зависимого контингента.

По результатам проведенной нами исследования были получены данные, свидетельствующие о наличии различий между уровнем эмоционального интеллекта Интернет-зависимых лиц, а также лиц, не подверженных Интернет-аддикции. Однако, на сегодняшний день очевиден тот факт, что, несмотря на значимость проблемы, её изучению уделяется мало внимания. Многое остается неизученным, а значит, есть смысл подобных, более глубоких исследовательских работ.


Библиографический список
  1. Янг К. Диагноз – Интернет-зависимость // Мир Интернет, 2000. №2. С.24-29.
  2. Белинская Е.П. К обоснованию социокультурного подхода в исследованиях виртуальной реальности [Электронный ресурс]. URL: http://www.isn.ru/info/seminar-doc/soc(1).doc (дата обращения: 10.11.2013).
  3. Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/projects/articles/strategy.shtml (дата обращения: 10.11.2013).
  4. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии, 1999. – №3. – C. 72-80.
  5. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. URL: http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml (дата обращения: 10.11.2013).
  6. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете / А.Е. Войскунский // Психологический журнал, 1999. Т.20. №1. С. 126-132.
  7. Меджитова З.С.  Особенности формирования профессиональной идентичности участников профессиональных Интернет-сообществ [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №4. URL:http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 10.11.2013).
  8. Шевченко И.В. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet [Электронный ресурс]. URL: http://www.flogiston.ru (дата обращения: 10.11.2013).
  9. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 490 с.
  10. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: Флинта, 2003. – 395 с.
  11. Остапенко Р.И. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов психологических и педагогических специальностей вузов.  – Воронеж: ВГПУ, 2010. – 76 с.
  12. Остапенко Р. И. Основы структурного моделирования в психологии и педагогике: учебное пособие для студентов и аспирантов психологических и педагогических специальностей вузов. – Воронеж.: ВГПУ, 2012. – 124 с.
  13. Остапенко Р.И. Структурное моделирование в психологии и педагогике [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №2. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 10.11.2013).
  14. Остапенко Р.И. О корректности применения количественных методов в психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №3. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 10.11.2013).
  15. Остапенко Р.И. Формирование информационно-математической компетентности студентов гуманитарных специальностей: методические аспекты [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №4. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 10.11.2013).
  16. Остапенко Р.И. Краткий обзор и перспективы развития методов структурного моделирования в отечественной науке и практике [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №5. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 10.11.2013).
  17. Раецкая О.В. Социальные последствия информатизации [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №1. URL:http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 10.11.2013).
  18. Стрижакова Е.Н. Интеллект работника организации: эволюция подходов к определению его составных частей и способы измерения [Электронный ресурс] // Государственный советник, 2013. №1. URL: http://gossovetnik.wordpress.com/ (дата обращения: 10.11.2013).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Остапенко Роман Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация