На данный момент, в связи с усилением влияния транснациональных корпораций на процессы, происходящие в мировой экономике, особенно остро стоит вопрос о введении Кодекса поведения для ТНК, который бы позволил максимально обезопасить существование и деятельность всех субъектов международных экономических отношений, регламентировав их права и обязательства друг перед другом.
В 1974 году, исходя из инициативы развивающихся стран, Экономическим и социальным советом ООН (ЭКОСОР) на 57 сессии была принята резолюция, которой было создано Комиссию ООН по ТНК и ее вспомогательную институцию – Центр ООН по ТНК. Главным заданием деятельности Комиссии была разработка проекта Кодекса поведения транснациональных корпораций. Не смотря на то, что уже в 1978 году был создан драфт-проект Кодекса, который был представлен на рассмотрение для дальнейшего утверждения, до настоящего времени ни Кодекс, ни даже сам проект не были приняты окончательно.
В проекте Кодекса были регламентированы обязательства для транснациональных корпораций, как на том настаивали страны из Группы 77 – или развивающиеся страны – и взамен исполнения ТНК своих обязанностей им был бы гарантирован режим объективного и справедливого пребывания на территории страны-реципиента.
Тем не менее, в связи с возникшими разногласиями проект Кодекса не был принят. Основными возникшими претензиями были следующие:
- определения сущности транснациональных корпораций и сопутствующие вопросы, например, следует ли причислять к ТНК компании только с частным капиталом, или следует ли так же добавить к ним предприятия, имеющие государственный капитал;
- гармонизация обязательств и прав транснациональных компаний, т.е. включение в Кодекс как прав, так и обязательств ТНК, гарантировав компаниям соблюдение принципов и правил международного экономического права;
- связь Кодекса с международным правом: отсутствовало согласование между международным экономическим правом и прописанными в Кодексе нормами поведения для ТНК[1].
В 1993 году Центр по ТНК перешел по эгиду ЮНКТАД, а в связи с тем, что развивающиеся страны начали делать уступки для транснациональных корпораций, принимая законы, способствующие притоку капитала в страну, острота вопроса о принятии Кодекса несколько снизилась.
Проанализировав последние публикации по вопросам утверждения Кодекса поведения для транснациональных корпораций [5-10], можно сделать вывод, что основной проблемой во время принятия проекта Кодекса являются противоречия, которые возникают между странами, в которых расположены материнские компания ТНК – или развитые страны – и Группой 77 – т.е. странами, которые развиваются, обычно именно они являются странами-реципиентами дочерних компаний транснациональных корпораций.
В то время, как развитые страны пытаются регламентировать обязанности принимающих стран, оградив свои компании от влияния внутреннего законодательства; страны, которые развиваются наоборот – стараются ввести максимальное количество обязательств для ТНК. Таким образом, для развитых стран стоит задача защитить свой капитал, инвестированный в ТНК, или обезопасить частную собственность; страны из Группы 77 намерены защитить свой суверенитет от посягательств со стороны ТНК.
Таким образом, для того, чтобы принять Кодекс необходимо сделать такие шаги:
1. Необходимо равномерно распределить обязанности, как страны-реципиента, так и транснациональной корпорации, причем приобщив к составлению Кодекса, начиная с драфт-варианта, независимых экспертов.
2. Деятельность Комиссии, а так же нормативные документы, которые ею составляются, как, например, Кодекс поведения ТНК, должны иметь обязательный, а не добровольный характер.
3. В состав Совета по разработке Кодекса должны входить как представители развитых стран, Группы 77, так и главы советов директоров самых крупных и влиятельных транснациональных корпораций, что позволит избежать изоляции при принятии решений.
Библиографический список
- Шумилов В.М. Международное финансовое право. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Междунар. отношения, 2011. – С. 273-276.
- Дахно I. I.: Міжнародне економічне право – Курс лекцій. — 2-ге вид., стереотип. — К.: МАУП, 2003.
- Г.М.Вельяминов: Международное экономическое право и процесс – М.: Волтерс Клувер, 2004.
- Мокій А.І.: Міжнародні організації. – К., 2011.
- Dunning, John H. (ed.): The Theory of Transnational Corporations, United Nations Library on Transnational Corporations, Volume I. New York: Routledge. -1993.
- Javorcik, Beata S. and Mariana Spatareanu :“Liquidity constraints and linkages with multinationals”, World Bank Economic Review. – 2009.
- Freeman, Bennett and Genoveva Hernandez Uriz : “The challenge of implementing the Voluntary Principles on Security and Human Rights”, in Rory Sullivan (ed.), Business and Human Rights. 2003. – 243 -259.
- Tagi Sagafi-Nejad, in collaboration with John H. Dunning: The UN and Transnational Corporations: From Code of Conduct to Global Compact. –Bloomington and Indianapolis: Indiana University Pressю. – 2008.
- Ans Kolk and Rob van Tulder: Setting new global rules? TNCs and codes of conduct. – UN, Volume 14 “Transnational Corporations”, part 3. – 2005.
- John M. Kline: TNC codes and national sovereignty: deciding when TNCs should engage in political activity. –UN, Volume 14 “Transnational Corporations”, part 3. – 2005.