ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА

Перевозкина Юлия Евгеньевна
Тюменский государственный университет
магистрант кафедры общей и экономической социологии

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению инструментов инновационного развития социальной инфраструктуры современного города на примере города Тюмени. Проведенный анализ существующих практик позволяет утверждать, что основные инновации в развитии социальной инфраструктуры связаны с применением ИТ-технологией и ресурсов Интернет.

Ключевые слова: инновации, инновационные программы, качество жизни, социальная инфраструктура


INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE IN THE MODERN CITY

Perevozkina Yulia Evgenievna
Tyumen State University
master student of the General and Economic Sociology Department

Abstract
The paper contemplates specifications of the innovative development tools of the social infrastructure in a modern city on the example of Tyumen. Basing on the analysis of current practices the author suggests that a major innovation in the development of social infrastructure is the using of IT technology and Internet resources.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Перевозкина Ю.Е. Инновационное развитие социальной инфраструктуры современного города // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/10/26733 (дата обращения: 26.12.2024).

Степень развитости социальной инфраструктуры является показателем уровня и качества жизни населения страны, т.к. оптимизирует деятельность человека во всех сферах общественной жизни. «Социальная сфера это, по сути, сфера общественных отношений и взаимодействий», справедливо отмечает М.М. Акулич [4, с.14]. Развитие социальной структуры непосредственно связано с развитием социальной инфраструктуры.  От уровня и темпов развития социальной инфраструктуры зависят создание оптимальных условий быта, труда и отдыха, укрепление здоровья, повышение культурно-образовательного и профессионально-квалификационного уровня населения.

В современной России в функционировании социальной инфраструктуры существуют определенные проблемы, большинство из которых связано с жилищной проблемой, предоставлением государственных услуг и услуг здравоохранения. Развитие социальной инфраструктуры – многоаспектная проблема, которая требует применения научных методов управления, а также применения инновационных методов развития. Поэтому переход на инновационное развитие социальной инфраструктуры является актуальной задачей.

В настоящее время в науке не существует единого определения понятия «социальная инфраструктура». Согласно С.П. Федулову [5, c. 122], можно выделить два основных концептуальных подхода в понимании социальной инфраструктуры. Представители «отраслевого» подхода рассматривают её как совокупность отраслей, отдельных предприятий, организаций, учреждений и других структурных элементов хозяйственной системы, создающих условия, необходимые для нормальной жизни населения. В рамках «деятельностного» подхода социальная инфраструктура рассматривается как целостная система элементов, направленная на формирование условий, необходимых для организации полноценного бытия человека в различных сферах и гармоничного развития личности. Таким образом, социальная инфраструктура представляет собой совокупность материально-вещественных элементов, создающих и обеспечивающих условия для пространственной и временной организации жизнедеятельности населения в контексте его потребностей, ценностных ориентаций, социальных, демографических и других особенностей. Социальная инфраструктура города в этом случае рассматривается как совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для организации жизнедеятельности населения в городском пространстве и времени. В своей работе мы исходили из понимания инфраструктуры с точки зрения «деятельностного» подхода.

Как было отмечено ранее, для разрешения проблем социальной инфраструктуры необходимо внедрение инноваций. Нововведения различной природы способствуют улучшению количественных и качественных характеристик инфраструктуры и её социальных элементов. Понятие инноваций для социальной инфраструктуры шире, чем для других систем, так как инновационная сфера этой системы включает социальные факторы и их носителей – население [1]. Поэтому, процесс инноваций здесь должен происходить непрерывно и согласованно.

Управление инновационным развитием социальной инфраструктуры города и региона осуществляется в рамках региональной инновационной политики. В настоящее время основным инструментом реализации инновационной политики являются региональные инновационные программы.

Подобные программы активно внедряются в Тюменской области, которая является одним из пилотных регионов России по применению инноваций в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в социальной.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года одной из ключевых задач развития социальной  сферы является инновационное развитие социальной сферы на основе кластерного подхода. Это подразумевает создание неврологического и нейрохирургического, диагностического кластеров, сети образовательно-оздоровительных центров для обеспечения потребностей населения Тюменской области, УФО и соседних регионов в высококачественных социальных услугах [2].

Данные кластеры относятся к объектам социальной инфраструктуры. Таким образом, основной упор сделан именно на инновационное развитие социальной инфраструктуры.

Одним из важнейших направлений инновационного развития социальной инфраструктуры области является проект электронного правительства. Основные положения данного проекта представлены в постановлении Правительства Тюменской области от 19 декабря 2011г. N 467-п «Об осуществлении межведомственного информационного взаимодействия с использованием автоматизированной системы межведомственного электронного взаимодействия Тюменской области при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Тюменской области». Основная суть проекта – перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид, что призвано повысить эффективность деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Основная философия проекта «Электронное правительство» – это мобильность и учёт интересов потребителя услуг. Внедрение данного проекта предполагает наличие нескольких составляющих: технологической оснащенности, программ, специалистов, нормативной и информационной базы, а также готовности граждан воспользоваться этими услугами [3].

В рамках проекта «Электронное правительство» реализуется проект «Электронный работодатель». Проект предусматривает организацию информационного обмена между работодателями и службой занятости населения в электронном виде.

Востребованной среди населения Тюменской области оказалась программа Губернатора Тюменской области по повышению уровня компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты». В рамках этой программы проводятся бесплатные занятия для граждан во всех городах и районных центрах области с выдачей сертификатов о прохождении обучения.

Учебная программа включает в себя всю самую необходимую информацию  о работе с персональным компьютером и сетью Интернет:

  • устройство персонального компьютера;
  • работа со стандартными приложениями Windows;
  • безопасность при работе за компьютером;
  • получение государственных и муниципальных услуг через интернет;
  • основные сервисы Интернета и многое другое [3].

В рамках реализации программы «Расширяя горизонты» созданы программа «Доступный компьютер» и региональная сеть бесплатного интернета «TyumenFree» для распространения интернет-коммуникаций и развития ИТ-культуры населения. В данный момент на территории Тюменской области функционирует 99 точек бесплатного доступа Wi-Fi.

К данному моменту реализация программы добилась следующих результатов:

  • 33 обучающих класса
  • обучено более 63 000 человек
  • 17 центров продаж доступной техники
  • Продано более 2700 компьютеров по льготной цене
  • Подключено к сети Интернет по доступным тарифам более 1500 человек [3].

Можно сказать, что программа «Расширяя горизонты» является одним из наиболее успешных проектов Правительства Тюменской области по инновационному развитию социальной инфраструктуры.

Используя методы современных технологий, сегодня можно оплачивать штрафы ГИБДД и записываться на приём к врачу в режиме онлайн, а также узнавать информацию по задолженностям по ИНН. Для удобства налогоплательщиков был создан сервер www.infonet72.ru, с помощью которого юридические и физические лица могут получить информацию о задолженности перед бюджетом по налоговым платежам. Данный подход призван повысить эффективность работы налоговых органов, т.к. часто рассылаемые ими уведомления не доходят до своих адресатов.

Стоит отметить, что применение ИТ-технологий и возможностей сети Интернет является одним из наиболее распространенных методов инновационного развития инфраструктуры. Тюменский Центр инновационных технологий на тюменской выставке социально значимых проектов представил проект «Web-соседи». Данный проект позволяет собственникам жилья с помощью возможностей Интернет устанавливать контакт со своей управляющей компанией или товариществом собственников. Жильцы могут голосовать, получать информацию, заказывать услуги и контролировать их качество. Авторы полагают, что система поможет не только снизить количество конфликтов, связанных с деятельностью коммунальных служб, но и объединит людей. Но внедрение данного проекта в жизнь предстоит сделать в будущем.

Инновации применяются и для развития транспортной инфраструктуры. Активно внедряется совершенно новый принцип освещения пешеходного перехода. Он состоит в том, что при приближении пешехода к проезжей части срабатывает датчик движения, и над дорогой загорается освещение. В данный момент подобные устройства установлены на наиболее опасных пешеходных переходах. В случае своей эффективности планируется их установках во всех частях города.

Таким образом, все рассмотренные инновации призваны повысить удобство и доступность объектов социальной инфраструктуры. Это, в свою очередь, способствует повышению показателей качества жизни населения методами, которые до этого не применялись. В то же время необходимо понимать, что реализация подобных программ требует значительных затрат бюджетных средств, а для оценки результатов подобных инноваций требуется время.


Библиографический список
  1. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление. URL: http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-natsionalnaya-ekonomika/regionalnaya-ekonomika-upravlenie115.html (дата обращения: 02.06.2013)
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-76135.html?page=5 (дата обращения: 02.06.2013)
  3. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm (дата обращения: 09.06.2013)
  4. Социология социальной сферы. Под ред. М.М. Акулич, В.Н. Кузнецов. М.: Гардарики, 2007 г.
  5. Федулов С.П. Социальная инфраструктура современного российского города // Социологические исследования. 2000. №4. С. 122-125.


Все статьи автора «yuperevozkina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: