В настоящее время в российской экономике наблюдаются процессы экономической стабилизации и переход на высокотехнологичный, инновационный путь развития, интеграция России в мировое экономическое сообщество. Данные события ставят перед современными предприятиями задачи долговременного и устойчивого роста, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, максимального использования производственного и интеллектуального потенциала.
Российские предприятия должны стремиться к адаптации к новым экономическим условиям, при этом используя разные механизмы, которые способны обеспечить использование их стратегических возможностей и резервов в меняющихся условиях внутренней деловой среды, неопределенности и нестабильности внешней экономической обстановки.
Нестабильное развитие финансовых рынков отрицательно сказывается на экономическом положении большинства российских предприятий, не только крупных, но и средних, составляющих важную, хотя и небольшую, часть экономического комплекса страны. В таких условиях решение задачи вывода предприятий на траекторию стабильной и устойчивой работы определяется уровнем обоснованности и практической ориентации стратегии их развития, прежде всего, в области финансовых ресурсов. А это требует разработки такой финансовой стратегии, которая обеспечит создание целостных систем перспективного развития, ориентированных на повышение финансовой устойчивости предприятия даже в кризисный период. Новый аспект формирования финансовой стратегии связан с условиями работы в рамках ВТО, которые предъявляют более высокие требования к конкурентоспособности реализуемой продукции и оказываемых услуг, поскольку происходит расширение возможностей доступа иностранных компаний на российский рынок.
Практика говорит о том, что многие российские предприятия недооценивают значение финансовых стратегий, что значительно осложняет их функционирование в рыночной среде, затрудняет поиск стратегических инвесторов, которые заинтересованы в долгосрочном и стабильном сотрудничестве. По оценкам специалистов не более чем у 5-7% предприятий среднего бизнеса есть разработанная и реализуемая система современного стратегического менеджмента. [4].
Недостаточно полное использование механизмов финансовой стратегии, ориентация на краткосрочные результаты, слабое знание конъюнктуры рынка, потенциальных партнеров и возможностей своего предприятия, низкий уровень использования стратегического менеджмента – все эти факторы обусловливают цепь разрывов между теоретическим обоснованием и основными методами практического воплощения финансовой стратегии у многих современных предприятий.
Усиление международной и внутренней конкуренции, процессы глобализации и сопутствующие им кризисные ситуации связаны с необходимостью поиска инноваций в сфере финансовой стратегии, модификации механизмов кредитования предприятий.
Финансовая стратегия занимает центральное место в стратегическом управлении предприятием, так как определяет финансово-экономическую политику компаний, обеспечивая инвесторов и кредиторов достоверной информацией об их финансово-экономическом положении.
В процессе разработки финансовой стратегии руководствуются как общими правилами системного и ситуационного подходов, так и принципами, которые обеспечивают наиболее рациональное и быстрое достижение поставленных стратегических целей.
На практике видно, что многие предприятия недооценивают сегмент регулирования, напрямую связанный с развитием предприятия. Между тем именно от него во многих аспектах зависит жизнеспособность компании и возможность достижения намечаемых целей.
На уровне предприятий реального сектора экономики связь со стратегиями федерального уровня менее ощутима, так как в отличие от крупных корпораций они ориентированы на достижение краткосрочных целей, связанных с реализацией производимой продукции или услуг, получением кредитных ресурсов и снижением (стабилизацией) расходов.
В последнее время угроза кризиса и последствия вступления России в ВТО вынуждает их больше внимания уделять диверсификации своей деятельности, при этом происходят процессы снижения влияния изменений рыночной конъюнктуры на объемы получаемого дохода.
Стратегия является не просто одним из механизмов управления, а насущным жизнеобеспечивающим инструментом компании, особенно в условиях постоянно изменяющихся условий на рынке. В целом стратегия – направление поиска новых возможностей, правил принятия решений, определяющих процесс развития предприятия. [1].
В систему внутреннего управления предприятием должна внедряться модульная схема регулирования, предопределяющая в будущем стратегическую структуру его организации. Она включает следующие основные пункты [2]:
- контроль над издержками;
- формирование процесса бюджетирования;
- проведение диагностики и мониторинга состояния предприятия;
- контроль денежных средств;
- контроль оборотных средств;
- внедрение и адаптация международных стандартов в сфере бухгалтерского учета (включение вариантов перехода на новые стандарты);
- планирование различных налоговых показателей.
При этом финансовую стратегию удобно использовать со сбалансированной системой показателей, которая широко используется в зарубежной практике. [3].
В отечественной практике финансовая стратегия компании как инструмент регулирования чаще всего используется вкупе с инвестиционной стратегией.
Финансовая стратегия – сложная многофакторно-ориентированная модель действий и мер, которые необходимы для достижения поставленных целей в сфере формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании.
В процессе разработки финансовой стратегии используется, как правило, совокупность инструментов и методов.
Инструменты финансовой стратегии: финансовая политика, финансовое обеспечение конкурентных преимуществ, информационное обеспечение, временные соглашения, диверсификация, юридическая тактика и пр.
Методы, с помощью которых осуществляется финансовая стратегия: финансовое моделирование, стратегическое финансовое планирование, финансовый анализ, экспертиза финансовых рынков, прогнозирование.
Процесс использования инструментов и методов финансовой стратегии несет ситуационный характер: выбор той или иной комбинации в разных ситуациях определяют конкретные социально-экономические и политические факторы.
Важнейший механизм и рычаг финансовой стратегии – реструктуризация предприятия. Разработка финансовой стратегии на предприятиях, как правило, характеризуется реструктуризацией, выбором формы ее проведения, оценкой вероятности результатов и эффективности в целом. Практика выявляет взаимодействие причинно-следственных связей отдельных видов реструктуризации с финансовой стратегией предприятия. В ходе анализа опыта проведения организационной реструктуризации зарубежными и отечественными компаниями можно сделать вывод о необходимости соответствия финансовой стратегии и организационной структуры предприятия. Происходящие в реальном секторе экономики структурные перестройки, диверсификация и децентрализация производства, усиление международной производственной конкуренции характеризуются изменениями в области финансовой стратегии компаний, модификации механизма их кредитования. Компаниям приходится ориентироваться и опираться в основном на долгосрочные источники кредитования.
При формировании финансовой стратегии предприятия решаются вопросы финансовой реструктуризации, поиска наиболее эффективных финансовых механизмов ее реализации.
Важнейшими вопросами в финансовой стратегии являются проблемы роста стоимости компании. Прежде всего, определяется новая стоимость компании в процессе реструктуризации. Как правило, при реструктуризации рыночная стоимость компании повышается.
В процессе разработки финансовой стратегии присутствует тесная взаимосвязь с другими стратегиями, прежде всего, со стратегией роста компании. Стратегия роста является основой формирования современной структуры компании, которая способна противостоять неопределенности рынка, его возможным негативным изменениям и критическим отклонениям в области финансовых отношений.
Таким образом, с помощью финансовой стратегии определяются возможные пути реализации общей и частной стратегии предприятия, которые отражают важнейшие направления его развития, такие как реструктуризация, стабилизация, интеграция, диверсификация и пр. Финансовая стратегия также должна учитывать поставленные цели и принятые решения, изыскивая возможные источники финансовых ресурсов для их выполнения с учетом меняющихся условий внешней и внутренней среды.
Библиографический список
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – Спб.: Питер, 1999.
- Бобков Н.В. Управление формированием финансовой стратегии развития корпорации. // Вестник университета (ГУУ). – 2009. – № 12. – с. 138-141.
- Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2004.
- Неудачин В.В. Реализация стратегии компании. Финансовый анализ и моделирование. – М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2012. – 168 с.