Под технологиями сервиса понимается принципы, процедуры, стандарты контактов с клиентами, установленные в отдельно взятой организации или сфере бизнеса.
В общем объеме услуг, предоставляемых населению, значительную долю составляют услуги коммунального сектора, экономическое содержание которых раскрыто в работах отечественных ученых, и может быть в целом охарактеризовано следующим образом. Сервисная деятельность в коммунальной сфере основывается на функционировании сложного многоотраслевого комплекса, который охватывает множество социально-экономических, организационно-технических и политических процессов. Производственная структура предприятий коммунальной сферы включает десятки видов деятельности. Основными можно выделить: водоснабжение, водоотведение и очистки сточных вод, теплоснабжение, организация внешнего благоустройства (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка), утилизация отходов и др. Базовые технологические составляющие коммунального обслуживания характеризуются такими общими признаками, как:
- использование сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории (сетей водопровода, канализации, теплосетей, устройств по передаче электроэнергии и т.д.);
- неразрывность или строгой последовательностью процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;
- невозможность для потребителей отказаться от получения данных видов услуг на длительный срок без существенного ухудшения условий жизни;
- невосполнимость недопроизводства услуг в один период за счет более интенсивного их производства в другой;
- тесная зависимость организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий [1].
Коммунальные услуги характеризуется низкой технологической гибкостью и высокой капиталоемкостью, энергоемкостью, что в значительной степени определяется высоким уровнем использования строительных и иных промышленных технологий. То, общее, что объединяет довольно разнородные отрасли сферы коммунального обслуживания – это четко выраженная социальная направленность на широкие массы людей и весомая материальная составляющая в технологии оказания услуг. По сравнению с иными процессами обслуживания эти услуги носят массовый характер и отличаются следующими свойствами:
- невысоким уровнем комплексности услуг (набор услуг является узким);
- большим объемом обслуживания;
- крупными масштабами производства услуг;
- высоким уровнем стандартизации, в том числе наличием специализированного оборудования.
Спецификой рыночного функционирования сферы коммунальных услуг является сочетание двух типов покупок: одни услуги исполняются непосредственно покупателям при розничной реализации, другие – предоставляются в результате институциональных сделок. Последний тип характеризуется тем, что спрос на коммунальные услуги недостаточно структурирован – недостаточно ведется работа товариществ собственников жилья и других объединений потребителей услуг институционального предложения [1].
За годы реформ предприятия коммунального обслуживания претерпели значительные изменения – увеличение численности по сравнению с началом 90-х гг. в 2 раза, но основным достижением явилось то, что более чем из 5о тыс. предприятий, работавших на рынке коммунальных услуг, свыше половины (54%) – это мелкие предприятия, работающие в коммунальной сфере. Основной проблемой хозяйствования в ходе рыночных реформ были хронические неплатежи и недостаточное финансирование предприятий коммунальной сферы. Причем, долги населения постоянно сокращались, собираемость платежей нарастала и большая часть долгов формировалась потребителями бюджетной сферы.
Рассматривая состояние коммунальной сферы необходимо отметить, что убыточность предприятий коммунального обслуживания обуславливает низкую оплату труда и слабую подготовленность персонала, его недостаточную квалификацию для предоставления сервиса на современном уровне. Современное коммунальное обслуживание должно быть технически модернизировано, опираться на инновационные решения и все этой требует достаточно подготовленных кадров, отсутствие которых является значимым сдерживающим фактором развития коммунального сервиса.
Производители и поставщики коммунальных услуг работают как на потенциально высококонкурентных рынках (в первую очередь эксплуатация жилья, ремонтное обслуживание и благоустройство), так и в сферах, которые можно отнести к естественным монополиям (значительная часть коммунальных услуг снабжения).
Существование естественной монополии в отраслях коммунальных услуг объясняется особенностью технологии, спецификой производимого продукта и определенным характером его потребления. Предоставление многих коммунальных услуг реализуется на основе сетевых технологий (линии электропередач и коммуникаций, теплосети, трубопроводы и т. д.), требующих существования единичного варианта и исключающего повтора производства. Услуги коммунальной сферы отличаются однородностью и массовым характером потребления и требуют крупномасштабного производства, посредством чего появляется возможность действующему хозяйственному субъекту легко удерживать монопольное положение на рынке такого рода услуг. С расширением производства сокращаются предельные затраты в расчете на единицу услуги благодаря чему можно увеличить долю производителя услуг на рынке. На практике же экономия от масштаба достигает определенной критической точки, вследствии чего повышаются предельные затраты и снижается эффективность производства услуг.
Сложность оценки насыщенности рынка является следствием естественной монополизированности, высокой степени регулируемости рынка и отсутствия полноценных покупателей услуг является. Для товарных рынков достаточно классической классификации рынка по степени насыщенности в виде равновесного (при равенстве объемов спроса и предложения), дефицитного (преобладание платежеспособного спроса над предложением товаров) и избыточного типа (при превышении предложения над спросом), а для сферы коммунальных услуг насыщенность рынка рассматривается, как способность коммунального хозяйства обеспечить доступ к рациональному набору коммунальных услуг всего обслуживаемого населения. Сложность оценки насыщенности рынка проявляется в существовании субсидирования коммунальных услуг, которое является одновременно следствием недостаточности предоставления качественных и недорогих услуг, с одной стороны, и недостаточности платежеспособного спроса – с другой [2].
Поскольку рынок коммунальных услуг характеризуется наличием естественных монополии, то доступ на рынок требует от потенциальных конкурентов большого стартового капитала, так как производство такого рода услуг является капиталоемким, а период амортизации фондов длительный.
Сдерживающим фактором вхождения на рынок коммунальных услуг является пространственная ограниченность и невысокая сегментация рынка услуг, преобладание оказания услуги вне сферы личных контактов. В то же время, дальнейшее развитие коммунальной сферы невозможно без привлечения предпринимательских ресурсов, что предопределяет ее перестройку и формирование условий для облегчения доступа на рынок. То есть, в сфере коммунальных услуг естественная монополия может дополняться частным предпринимательством, так как некоторые стадии производственного процесса (например, ремонт, уборка, электроснабжение и т. д.) могут быть объектом конкуренции, что обуславливает необходимость опережающего развития рыночных начал в этих сегментах.
Однако в целом, пока еще приходится констатировать явный недостаток предложение и разнообразия коммунальных услуг, слабость конкурентных механизмов, не позволяющих потребителям выбрать наиболее устраивающего их поставщика коммунального сервиса.
Если раньше основную группу субъектов управления коммунальным хозяйством составляли государственные структуры, то при переходе к рынку формируется многоукладное хозяйство, включающее предприятия и организации различных форм собственности – поэтому в настоящее время наряду с государственными предприятиями и организациями в качестве субъектов управления коммунальной сферой выступают акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы, товарищества, частные фирмы и др., при этом существенным образом меняется роль местной администрации. Ее главной функцией становится прогнозирование и экономическое регулирование деятельности субъектов регионального рынка коммунальных услуг. Последовательная и целенаправленная работа органов местного самоуправления по созданию соответствующих организационно-правовых и экономических условий позволит создать эффективную структуру управления и коммунальной сферой [2].
Несовершенство государственных механизмов регулирования коммунальным хозяйством приводит к торможению развития рыночных принципов хозяйствования, что проявляется в следующих недостатках существующих рыночных механизмов:
- остается крайне низкой роль потребителя, который должен стать главной фигурой при определении требований к ассортименту и качеству услуг;
- отсутствуют стимулы для развития производства услуг;
- узок перечень и нет достаточной свободы при выборе коммерческих партнеров, что препятствует формированию рациональных хозяйственных связей;
- нет стимулов для инноваций, обеспечивающих переход к новейшим технологическим системам коммунального обслуживания;
- медленно происходит образование саморегулируемого механизма потребления коммунальных услуг.
Последнее обстоятельство препятствует формированию развитой рыночной инфраструктуры, которая характеризуется эффективными механизмами воздействия спроса на предложение. Спрос на коммунальные услуги не организован – существующие формы его институционализации в виде товариществ собственников жилья и иных объединений потребителей услуг еще недостаточно распространены, что препятствует формированию равноправных отношений продавец – покупатель, выступающих основой рыночного механизма. Формирование организаций потребителей – одна из значимых задач развития рынка коммунального сервиса.
Совершенствование системы управления коммунальным сервисом должно основываться на формировании развитой инфраструктуры коммунального обслуживания, становлении эффективных механизмов государственного регулирования, учитывающих рыночную реальность и естественные ограничения возможности действия рыночных механизмов в этой сфере. Наличие последнего обстоятельства определяется объективными причинами существования нерыночных механизмов функционирования коммунального сервиса, но они не должны препятствовать полному и качественному удовлетворению потребностей в коммунальных услугах, не должны снижать экономический потенциал коммунального хозяйства. В определенной степени компенсировать возможные отрицательные последствия нерыночных механизмов хозяйствования в коммунальной сфере, неизбежное существование которых предопределено социально-экономической природой коммунального хозяйства, возможно путем соответствующих мер государственного регулирования, которые должны постоянно обновляться и совершенствоваться и основываться на возможно более полном учете изменений рыночного окружения поставщиков коммунальных услуг [2].
Развитие маркетинга в коммунальной сфере необходимо, поскольку он является концепцией ориентации на потребности, которая уважает и защищает права потребителя. Более того, современный маркетинг – его социально-этическое направление – требует учитывать интересы всего общества, в частности в области охраны окружающей среды и накладывают определенные социальных обязательства на производителя. Реализация концепции маркетинга в сфере рынка коммунальных услуг требует развития ряда теоретических и практических положений, применяемых к реалиям развития коммунального сектора, который претерпел значительные изменения в период рыночных трансформаций на находится в состоянии радикального реформирования. Применение маркетинга должно производиться как на уровне предприятий, оказывающих коммунальные услуги, так и на уровне регионального регулирования сферы коммунального сервиса. Для системы регионального управления сферой коммунального обслуживания использования маркетинга необходимо не только для решения традиционных задач исследования и наблюдения за рынком услуг, но и для реализации такого процесса как формирование институтов потребителей, получающих коммунальные услуги в коллективной форме. Именно маркетинг должен стать одним из инструментов по формированию механизмов структурирования потребительского спроса, отсутствие которых оказывает крайне негативное влияние на формирование полноценной рыночной инфраструктуры коммунального сервиса [3].
В сфере осуществления коммунального обслуживания в условиях рынка в рамках настоящего исследования выделены следующие ключевые проблемы:
1) недостаточность предложение, низкое разнообразие предлагаемого сервиса;
2) низкий уровень развития рыночной инфраструктуры, слабость конкурентных механизмов;
3) нехватка квалифицированного персонала;
4) отсутствие механизмов структурирования потребительского спроса. Направления решения проблем на основе использования маркетинговых технологий могут быть рассмотрены в следующем составе:
1) привлечения новых поставщиков на рынок, стимулирование инвестиционной деятельности – использование инвестиционного маркетинга;
2) целевая деятельность органов государственного регулирования по формированию рыночной инфраструктуры и регулированию хозяйственной деятельности;
3) стимулирование подготовки квалифицированных кадров – маркетинг персонала;
4) маркетинг потребительских организаций.
Библиографический список
- Кондратьева М.Н. учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. Н. Кондратьева. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 160 с.
- Эффективная сфера услуг в системе базовых факторов устойчивого развития региона: монография / М.Д. Молев, Е.В. Дуванская, Е.С. Алехина.-Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009.-133с.
- Годин А.М. Маркетинг на потребительском рынке. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности “Маркетинг”. Гриф УМО МО РФ. М.: Омега-Л, 2009.-672с.