КОМПЛЕКС ПРИЗНАКОВ КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Никифоров Олег Юрьевич1, Кокшарова Екатерина Ивановна2
1Вологодский государственный педагогический университет
2Вологодский государственный технический университет

Аннотация
В данной статье рассматривается один из подходов к построению комплекса показателей для анализа систем компьютерного тестирования. Эти показатели описывают технические, педагогические, процедурные и системные аспекты. Для каждого из показателя приведены группы систем компьютерного тестирования. Система показателей может быть расширена.

Ключевые слова: диагностика, задание в тестовой форме, испытуемый, Классификация, надежность, сеанс тестирования, система компьютерного тестирования, тест, тестирование, тестовое задание


COMPLEX OF ATTRIBUTES CLASSIFICATION SYSTEMS FOR COMPUTER TESTING

Nikiforov Oleg Yuryevich1, Koksharova Ekaterina Ivanovna2
1Vologda state pedagogical university
2Vologda state technical university

Abstract
This article discusses one of the approaches to construction of a complex of indicators for the analysis of systems of computer-based testing. These indicators describe the technical, pedagogical, procedural and system aspects. For each indicator the groups of systems of computer-based testing. System performance can be expanded.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никифоров О.Ю., Кокшарова Е.И. Комплекс признаков классификация систем компьютерного тестирования // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/06/25270 (дата обращения: 19.04.2024).

Современный российский рынок программного обеспечения перегружен разнообразными программными средствами для автоматизации всех процедур диагностики уровня знаний. Эти продукты часто дублируют друг друга, но встречаются и действительно уникальные и интересные решения, для адекватного анализа которых необходимо использовать унифицированный комплекс показателей классификация.

В данной статье предложен один из вариантов системы признаков для классификации система компьютерной диагностики знаний различных категорий испытуемых. Система включает следующий комплекс признаков [1, 2]:

  • Комплексность. Характеризуется набором базовых процедур, которые реализованы в системе. К базовым процедурам можно отнести: подготовку тестовых материалов, планирование сеансов тестирования, проведение тестов, мониторинг процесса тестирования, анализ первичных и вторичных протоколов тестирования. Соответственно с этим критерием системы компьютерного тестирования можно разделить на: комплексные, которые поддерживают основные процедуры компьютерной диагностики; плезиокомплексные (или почти комплексные), которые поддерживают основные ключевые процедуры компьютерного тестирования, но отсутствует один из этапов; не комплексные, такие системы поддерживают, как правило, только две процедуры компьютерного тестирования: подготовку тестовых материалов и проведение сеансов тестирования.
  • Независимость диагностических модулей. Характеризуется особенностями реализации программных моделей диагностической системы. В соответствии с этим признаком можно выделить следующие типы: зависимые, которые могут быть частью подсистемой комплексной автоматизированной системы управления учебным процессом образовательного учреждения и независимые, которые являются самостоятельными системами.
  • Архитектура сеанса тестирования. Характеризуется комплексом поддерживаемых технических режимов проведения сеансов тестирования. В соответствии с данным основанием системы компьютерного тестирования классифицируются на: локально-ориентированные системы компьютерного тестирования, которые ориентированы на индивидуальное тестирование с формированием и анализом первичных протоколов тестирования испытуемых в пункте тестирования; ориентированные на сетевое тестирование, которые характеризуются наличием в архитектуре системы – специализированного сервера тестирования, который реализует все основные функции, в пункте тестирования устанавливаются программы-клиенты, взаимодействующие с этим сервером; web-ориентированные системы компьютерного тестирования, предназначенные для организации тестирования через глобальную сеть Internet, такие системы могут быть реализованы в форме нативных приложений или с помощью облачных технологий; бланочные системы компьютерного тестирования, которые не рассматриваются для проведения сеансов тестирования с помощью компьютера, а предназначены лишь для подготовки диагностических материалов для организации различных форм бланочного тестирования и последующего анализа его результатов; плезиоуниверсальные системы компьютерного тестирования предназначенные для поддержки нескольких различных режимов компьютерного тестирования; универсальные мультиплатформенные системы компьютерного тестирования в которых реализованы любые режимы проведения сеанса тестирования.
  • Формат выходных тестовых материалов. Данный признак классификация зависит от архитектуры сеанса тестирования, но разница в том, что акценты делаются не на технологическое основание организации сеанса тестирования, а на формат тестового пакета, который, безусловно, зависит от способа проведения сеанса тестирования. По данному основанию компьютерные системы тестирования можно разделить на: системы с дигитальными системозависимыми выходными тестами, которые можно «проигрывать» только в инструментальном пространстве системы компьютерного тестирования, как правило, через специальную подсистему тестирования, которая инсталлируется на компьютер испытуемого; системы компьютерного тестирования с дигитальными автономными выходными тестовыми пакетами, которые можно применять за переделами пространства системы компьютерного тестирования, где они были созданы, как правило, тест компилируется в исполняемый файл или конвертируется в документ, с которым можно работать, используя прикладные программы общего назначения; системы компьютерного тестирования с бумажными выходными тестовыми материалами, которые предназначены для использования в процессе подготовки диагностических материалов для бланочного тестирования; универсальные системы компьютерные тестирования, поддерживающие широкий спектр форматов выходных тестовых пакетов.
  • Назначение системы компьютерного тестирования. По типу тестовых материалов, рассмотренных в целевом аспекте, системы компьютерного тестирования можно разделить на: контролирующие системы, предназначенные для создания диагностических материалов для проверки уровня знаний, удовлетворяющие соответствующим требованиям; обучающие системы, которые позволяют раскрыть обучающий потенциал компьютерных тестов; системы для генерации и создания психологических тестов; универсальные системы компьютерного тестирования, поддерживающие несколько типов тестов.
  • Основная структурная единица. Характеризуется ключевыми принципами, которые лежат в основе построения базы данных системы компьютерного тестирования. Можно выделить два типа таких систем: компьютерные системы тестирования, предназначенные для создания  заданий в тестовой форме (такие системы имеют богатую палитру средств ранжирования, группировки, фильтрации, поиска, сортировки и позволяют собирать тестовые пакеты на основе заданий, хранящихся в базе заданий в тестовой форме, как в контексте выделенных тематических единиц, так и интегрированные); системы компьютерного тестирования, ориентированные на тест (такие системы не содержат базы заданий в тестовой форме, а задания существуют только в рамках тестовых пакетов).
  • Надежность взаимодействия пользователя и системы компьютерного тестирования. Характеризуется процедурной и системной надежностью процедуры компьютерного тестирования. Процедурная надежность здесь понимается в контексте достоверности результатов тестирования. На процедурную надежность оказывают влияние: возможность использования других программных продуктов и электронных материалов пользователем во время проведения сеанса компьютерного тестирования, режим и способ выбора теста и испытуемого при инициализации сеанса тестирования и т.п. Системная надежность зависит от наличия возможности возобновления сеанса компьютерного тестирования без потерь после мягкого сбоя в системе (потеря оперативной памяти). В соответствии с этим основанием системы компьютерного тестирования классифицируются на: системы без защиты процедуры тестирования (в таких системах отсутствуют любые механизмы обеспечения процедурной и системной надёжности); системы со средним уровнем защиты процедуры тестирования (обладают средствами обеспечения процедурной или системной надёжности процедуры тестирования); системы с максимальным уровнем защиты процедуры тестирования (в таких системах реализованы механизмы обеспечения процедурной и системной надёжности процедуры тестирования).
  • Максимальное количество элементов ответов заданий в тестовой форме. Зависит от максимально допустимой величины вариантов ответов, которые система позволяет создавать в заданиях в тестовой форме. В соответствии с данным основанием системы компьютерного тестирования можно поделить на: системы компьютерного тестирования с ограниченным числом вариантов ответов (в таких системах максимально допустимая величина вариантов ответов равна четырем или пяти); системы компьютерного тестирования с условно ограниченным количеством элементов вариантов ответа (такие системы поддерживают ограниченное количество вариантов ответов, но максимально допустимое значение очень большое, например, сто или тысяча); системы компьютерного тестирования с неограниченным количеством вариантов ответов.
  • Поливариантность тестовых заданий. Задается возможностью создавать для каждого задания теста некоторого множества допустимых заданий в тестовой форме (например, фасета) и во время сеанса тестирования система каждый раз делает выборку из элементов этого множества и визуализирует для решения испытуемому.  В соответствии с этим системы компьютерного тестирования можно классифицировать на те, которые поддерживают поливариантность и те, которые не поддерживают.

Библиографический список
  1. Никифоров,О.Ю. Анализ подсистемы тестирования СДО MOODLE // Информационные технологии в науке и образовании: Материалы Международной научно-практической интернет-конференции. –Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – 238 с.
  2. Голубев, О. В. Электронный учебно-методический комплекс в СДО Moodle (на примере курса «Математика и информатика»)/О. В. Голубев, О. Ю. Никифоров//IV Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование» 14-15 дек. 2009 г.). -М.: -С. 267-273.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Никифоров Олег Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация