Необходимость совершенствования механизма управления федеральным имуществом продиктована особенностями современного социально-экономического развития РФ, основанного на конкурентных, результативных подходах. Проект Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года предлагает новую схему приватизации, переход от приватизации небольших активов к приватизации крупнейших секторов, с одновременным ужесточением требований к компаниям, не подпадающим под приватизацию [1]. Если ранее основными целями приватизации государственного имущества являлись максимизация дохода от продаж, быстрота реализации, то теперь на первый план выходит привлечение инвестиций в государственные предприятия с целью их развития, развитие конкурентных начал, вовлечение имущества в хозяйственный оборот с целью повышения отдачи и результативности от использования данного имущества [2]. Основываясь на необходимости привлечения внебюджетных средств, оптимизации управления, стимулирования фондового рынка , прогнозный план приватизации, рассчитанный на период с 2011 по 2013 год, предполагает отчуждение из федеральной собственности около 1300 акционерных обществ, из них 26% относятся к сферам торговли, финансов, оказания услуг, 23% принадлежат сфере сельского хозяйства, 20% относятся к промышленности, 15% к строительству. Планируется отчуждение от федерального имущества акций лидеров в конкретных отраслях, в первую очередь это ОАО “Сбербанк России”, ОАО “Роснефть”, ОАО “Совкомфлот”, ОАО “Русгидро” [4].
На сегодняшний день механизм управления федеральным имуществом регламентируется нормативно-правовой базой, основанной на принципах открытости и согласованности решений и действий соответствующих органов государственной власти. Существующие правовые положения способствуют оптимизации процессов управления государственным имуществом путем создания казенных и автономных учреждений. Определены условия использования объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности, в коммерческом обороте. Регламентирована возможность реструктуризации федеральных государственных унитарных предприятий, с дальнейшим преобразованием в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, в автономные некоммерческие организации. Создана информационно-коммуникационная сеть, позволяющая увеличить эффективность процессов управления государственным имуществом [3].
Наряду с положительными изменениями, остается ряд проблем, требующими дальнейших поступательных действий в данном направлении. К проблемам относятся недостаточная эффективность управления федеральным имуществом; избыточность федерального имущества; нарушение конкурентных позиций в секторах со значительной долей государственного участия; чрезмерная активность компаний с государственным участием по приобретению активов в высококонкурентных отраслях; отсутствие корректной системы учета объектов федеральной собственности; недостаточность ответственности участников данной сферы; отсутствие полномасштабного контроля эффективности процессов; отсутствием достаточной технической, информационной базы, необходимой для реализации поставленных целей и задач [3].
С учетом существующих проблем, Концепция направлена на достижение следующих целей: определение и однозначная конкретизация состава федерального имущества; создание механизма оценки эффективности объектов управления; приватизацию федерального имущества, необходимого в коммерческом обороте; создание системы контроля и учета федерального имущества, отвечающей современным требованиям [3].
Основными принципами управления федеральным имуществом названы: принцип определенности, предполагающий четкое персонифицированное определение целей, способов их достижения, порядка принятия решений и предоставления отчетности по объектам государственного имущества; принцип прозрачности, базирующийся на открытости, полноте, точности и доступности информации об объектах и субъектах, функционирующих в рамках данного направления; принцип сбалансированности интересов, основанный на позициях экономической эффективности и социальной ответственности; принцип непрерывности осуществления контроля; принцип проектного подхода, предполагающий четкий планируемый результат и конкретизацию способов его достижения; принцип ответственности за результативность деятельности; принцип результативности и эффективности управления федеральным имуществом [3].
Данная Концепция предполагает к 2018 году существенный рост доли акций компаний с государственным участием, имеющих возможность выхода на рынок ценных бумаг РФ; ликвидацию федеральных государственных унитарных предприятий; обеспечение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности компаний с государственным участием; достижение открытости и публичности в деятельности федеральных государственных учреждений [3].
Реализация поставленных целей предполагает определенный алгоритм. В первую очередь, необходимо определить целевую функцию управления применительно к каждому объекту федерального имущества, что обеспечит в дальнейшем эффективное функционирование данного имущества в качестве объекта федеральной собственности, либо выявит необходимость его приватизации. Далее следует эффективное управление отчуждением объекта федерального имущества, предполагающее укрупнение активов вплоть до долей рынка. Параллельно осуществляются мероприятия, направленные на рост эффективности функционирования объектов федеральной собственности, предполагающие улучшение качества корпоративного управления. В современных условиях необходимой составляющей квалифицированного управления является обязательный учет рисков с целью минимизации возможных негативных сценариев. Предполагается разработка механизмов оценки эффективности деятельности участников данной сферы, повышение уровня ответственности субъектов деятельности, повышение квалификационного уровня управленческого персонала. Обязательным является совершенствование системы контроля и учета, предполагается детализация объектов учета, увеличение достоверности сведений, персонализация ответственности за деятельность в сфере управления федеральным имуществом [3].
На базе Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года разработана Государственная программа “Управление федеральным имуществом”, рассчитанная на период с 2013 года по 2018 год и реализуемая в два этапа.
В рамках Программы намечена реализация подпрограммы “Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации”. К 2015 году вследствие осуществления планируемой деятельности в рамках данной Подпрограммы заявлено достижение следующих результатов: формирование персонифицированных целей относительно каждого объекта федерального имущества; создание методологии определения целей и «дорожных карт»; формирование реестра имущества в федеральной собственности; создание «дорожных карт», способствующих корректной приватизации объектов федеральной собственности. К 2018 году планируется сформировать персонифицированные цели управления федеральными имущественными объектами; начать реализацию сформированных «дорожных карт» согласно разработанным методикам. Вторая Подпрограмма «Управление государственным материальным резервом» относится к сведениям, являющимся государственной тайной. Без учета данной Подпрограммы, объем финансирования, составит 33, 4 млрд. руб. Прогнозный объем дополнительного финансирования увеличит данную сумму, вследствие чего совокупный объем финансовых ресурсов составит 52,5 млрд. руб. [4].
Эффективное управление федеральным имуществом способно повысить конкурентные преимущества РФ, увеличить инвестиционную привлекательность, усилить инновационные тенденции развития экономики РФ, что является неотъемлемой составляющей поступательного социально-экономического развития государства.
Библиографический список
- Минэкономразвития России намерено изменить систему управления государственным имуществом . Официальный сайт Минэкономразвития. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20121130_0002 (дата обращения: 17.06.2013)
- Презентация доклада заместителя министра экономического развития РФ Дергуновой О.К. на заседании коллегии Минэкономразвития от 30.11 2012 г. Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом. [Электронный ресурс]. URL: http://ca.rosim.ru/catalog.aspx?CatalogId=8140463 (дата обращения: 19.06.2013)
- Проект Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depreal/doc20130125_05 (дата обращения: 19.06.2013)
- Текстовая часть подпрограммы “Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации”государственной программы РФ “Управление федеральным имуществом”. Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом. [Электронный ресурс]. URL: http://ca.rosim.ru/catalog.aspx?CatalogId=774587(дата обращения: 18.06.2013)