ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (ФГОС)

Понер Людмила Викторовна
Томский государственный педагогический университет
ассистент кафедры лингвистики аспирант кафедры общей педагогики и психологии

Аннотация
В данной статье автор анализирует особенности внедрения новых образовательных стандартов (ФГОС) – использования сетевых механизмов и современной учебной документации учителя, обосновывает необходимость учета специфики сельских школ при внедрении ФГОС и организации обучения.

Ключевые слова: новые образовательные стандарты, организация образовательного процесса, сельская школа, сетевые механизмы, технологическая карта


FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT RURAL SCHOOL WITHIN INTRODUCTION NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS (FSES)

Poner Lyudmila Viktorovna
Tomsk State Pedagogical University
Assistant of department of linguistics Graduate student of department of general pedagogy and psychology

Abstract
In this article the author analyzes features of introduction of new educational standards (federal state educational standards (FSES) – using of network mechanisms and modern educational teacher documentation, proves need of the accounting of specifics of rural schools at introduction of FSES and the training organization.

Keywords: network mechanisms, new educational standards, organization of educational process, rural school, technological card


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Понер Л.В. Особенности организации образовательного процесса в сельской школе в рамках внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/05/24548 (дата обращения: 29.03.2024).

Необходимость создания новых образовательных стандартов объясняется социальной неудовлетворенностью результатов обучения, так как они не соответствуют современным реалиям и не выполняют социальный заказ из-за устаревшей школьной системы, основанной на репродуктивном обучении. Новый федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения отвечает современные требованиям и запросам общества и ориентирует на образовательные и метапредметные результаты, обеспечивающие успешность на различных этапах учебной деятельности [1].

В настоящее время в рамках внедрения новых образовательных стандартов мы можем выделить специфические особенности организации образовательного процесса на базе сельских образовательных учреждений (далее ОУ):

  • преобладание малочисленных и малокомплектных сельских школ (около 70 %);
  • специфические условия и характеристики сельских ОУ такие, как типовое разнообразие, малочисленность, безальтернативность в образовательном пространстве, зависимость от места расположения и социально-экономического потенциала местности, стихийная интегративность, полифункциональность деятельности сельского учителя, многообразие
    видов школ, большая значимость трудового воспитания, слитность с природным окружением, постоянный социальный контроль, тесная связь с народными традициями, специфика организации учебно-воспитательного процесса;
  • низкая эффективность учебного процесса;
  • слабая доступность к вариативным образовательным услугам.

На современном этапе развития образования переход на ФГОС общего образования для педагогических коллективов сельских школ будет проходить и проходит значительно легче в виду специфики организации учебного процесса. На основании сравнительного анализа отдельных элементов процесса обучения, реализуемого в сельских школах и проектируемого в рамках современного стандарта можно констатировать следующие положения:

  • Целеполагание процесса обучения в сельских школах практически повсеместно было направлено на формирование в первую очередь на гармоничное развитие личности обучающихся, формирование высокого уровня их адаптационных возможностей в целом, готовности к выполнению профессиональных функций и социальных ролей в частности [2]. Это в целом совпадает с ориентацией современного ФГОС на личностные, метапредметные, предметные результаты обучения.
  • Принципы обучения как требования к образовательному процессу в сельских ОУ всегда носили и носят деятельностный, практико, научно-ориентированный (даже с точки зрения авторов развивающего обучения) характер, что совпадает с требованиями провозглашаемого системно-деятельностного процесса. К числу ведущих принципов организации
    обучения, присутствующих в педагогическом процессе сельских школ, необходимо отнести и его личностно-ориентированный характер, обусловивший индивидуализацию, дифференциацию обучения. Большой объем самостоятельной
    работы, связанный зачастую с организацией социального проектирования, учебно-исследовательской работой, разновозрастным составом класса позволяет более эффективно формировать отдельные темапредметные и межпредметные результаты.
  • Содержание образования обусловлено целеполаганием процесса обучения, что обуславливает в его составе меньшую степень когнитивного компонента, соответственно усиление аксеологического и операционного компонентов, что совпадает с требованиями ФГОС.
  • Технологии преподавания в сельской школе в рамках процесса обучения носят в большей степени интерактивный характер, так как связаны с организацией разновозрастного обучения, большей долей самостоятельной работы.

Следовательно, с одной стороны – в силу указанных особенностей организации процесса обучения в сельской школе переход на новые ФГОС в данного типа ОУ РФ будет происходить значительно мягче, чем в городских. С другой стороны в силу господствующих в современном образовании стереотипов в вопросах обучения  необходимо констатировать потребность в разработке механизма, помогающего учителям обеспечить фундаментальные изменения позиций и компонентов урока.

Можно выделить особенности внедрения и реализации образовательных стандартов, но мы остановимся на двух: использование сетевых механизмов и изменения школьной документации учителя [3].

В педагогической деятельности учителя также происходят изменения. Начинается формирование сетевых механизмов, организации новых моделей обучения требуют появления новой учебной документации учителя, разрабатываются рабочие программы, формируется набор технических карт вместо поурочных планов, интерактивных педагогических приемов и контрольно-измерительных материалов (КИМ).

В рамках внедрения новых образовательных стандартов была сделана попытка мотивировать не только родителей и детей, но и построение четких рамок для работы учителя, внешними границами которых является сетевое взаимодействие ОУ – сетевые механизмы, а внутренняя структура осуществляется с помощью технологической карты, которая используется в различных регионах.

Сетевые механизмы можно определить как целостную совокупность принципов, методов и процедур, реализация которых осуществляется путем использования личностных и социальных коммуникаций, позволяет эффективно гармонизировать конкретный педагогический процесс или определенную образовательную систему [4].

К сетевым механизмам можно отнести информационно-аналитическое обеспечение процесса коммуникации, целеполагание, проектирование, реализация способов коммуникации результативности деятельности в рамках сетевого взаимодействия на разных этапах формирования образовательных сетей.

Сетевые механизмы определяют задачи управления для эффективного функционирования сетевого взаимодействия в условиях нового образовательного стандарта, а также эти механизмы решают проблемы МТО, кадрового обеспечения, поэтому с помощью таких механизмов происходит обеспечение процессов воспитания и обучения и совершенствование деятельности всей образовательной сети с учетом внутренних и внешних резервов [5].

Таким образом, сетевые механизмы выступают внешними ориентирами для работы учителей в условиях внедрения новых образовательных стандартов. Однако при создании внешних условий, в новых ФГОС совершенно не прописывается внутренний
механизм работы учителя, основой которого является технологическая карта.

Что касается такого механизма, как технологическая карта, то четкого определения не существует. Мы обратимся к комплексному анализу и определим суть и значение технологической карты, выраженное в определения места уроков, цели и фиксации результатов на различных уровнях в соответствии с требованиями новых ФГОС; постановке задач урока, определении последовательности изучения отобранного учебного материала; выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с целью активизации познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных условий для овладения обучающимися универсальными учебными действиями [6].

Таким образом, организация образовательного процесса в сельской школе в рамках внедрения новых ФГОС эффективно осуществляется с учетом внешних (сетевых) и внутренних (технологическая карта) механизмов, регулирующих учебно-воспитательный процесс, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.


Библиографический список
  1. http://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения 10.02.2013)
  2. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной образовательной среде. М.: Просвещение, 2011. 65 с.
  3. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса : автореф. дисс. … доктора пед.наук. М., 2009. 43 с.
  4. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров : дисс. … канд. пед. наук,
    Омск, 2009. 188 с. Илл.
  5. Павлова Л. А. Сетевая организация инновационной деятельности как механизм развития муниципальной системы образования : дисс. … канд. пед. наук. М., 2010. 259 с.
  6. Принципы и положения для работы с технологическими картами. Режим доступа http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077 (дата обращения 27.01.2013)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Lusi»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация