К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Шумская Элина Николаевна
БМКОУ СОШ №1 г.Екатеринбург
учитель

Аннотация
Публикуемый материал является частью методического комментария к адаптации образовательных ресурсов сети Интернет к условиям реализации технологии развивающего обучения. Автор рассматривает проблемные зоны пересечения интересов современных школьников и предлагаемых сетью Интернет образовательных и информационных массивов.

Ключевые слова: образовательные ресурсы сети Интернет, персональный сайт учителя, развивающее обучение


ON THE USE OF INTERNET EDUCATIONAL RESOURCES TO ACHIEVE THE AIMS OF DEVELOPMENTAL EDUCATION

Shumskaya Elina Nikolaevna
School №1 of Ekaterinburg
teacher

Abstract
The material being published is a part of methodological comment to adaptation of the Internet educational resources to the conditions of implementing the Developmental Education technique. The author investigates the problematic areas of intersection of interests of modern school children and educational and information bases offered by the Internet.

Keywords: developmental education, Internet educational resources, teacher’s personal website


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шумская Э.Н. К вопросу об использовании образовательных ресурсов сети Интернет для достижения целей развивающего обучения // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/03/22688 (дата обращения: 29.03.2024).

Обоснованием для предлагаемой автором точки зрения на оптимизацию технологии развивающего обучения послужил ряд предпосылок. Во-первых, процесс развивающего обучения, имеющий своей целью развитие теоретической базы знаний школьников, испытывает на себе отрицательное влияние целого комплекса средств массовых коммуникаций, адресатами которого являются учащиеся. Это и «готовые домашние задания» ко всем изданным в настоящее время учебникам, и огромная база сочинений и рефератов в сети Интернет по всем предметам, и «краткое изложение» программных произведений по литературе, не говоря уже о различных форумах, куда ученики (или их родители) обращаются с просьбами помочь в решении задачи, переводе или выполнении грамматического задания по иностранному языку и с прочими затруднениями. Помощь оказывается мгновенно, и современный школьник, не обремененный интеллектуальной деятельностью, постепенно утрачивает способность к непрерывному умственному труду, формирующему устойчивые аналитические способности.

Во-вторых, не способствуют принципам развивающего обучения и образовательные ресурсы, адресованные педагогам и публикующие разработки уроков с различными типами контрольных (диктанты) и проверочных (тесты) заданий и приводимыми здесь же ответами. Опыт взаимодействия с современными школьниками показывает, что возможность выхода в Интернет посредством телефона с целью найти задания, подобные предлагаемым учителем на уроке, используется часто и весьма успешно (учащиеся, войдя на перемене в класс и увидев тему урока «Сочинение по картине…», мгновенно реагируют поиском в сети Интернет готовой работы, и со звонком на урок они входят в класс, уже имея сохраненный текст сочинения).

В-третьих, нельзя не учитывать интересы родителей. Анализ тематики семейных форумов позволил выявить две проблемы, волнующие современных мам и пап. Одна из них уже упоминалась выше – это желание облегчить подготовку уроков собственным детям тем, что решают за школьников поставленные на уроках задачи квалифицированные участники форумов. Вторая проблема – это обеспокоенность значительного числа родителей тем, сколько времени дети проводят в социальных сетях, общаясь, слушая музыку, читая анекдоты и просматривая видео. Никакого отношения к подготовке уроков время, проведенное ими за компьютером, не имеет. Школьники, пытающиеся использовать Интернет-ресурсы в поиске необходимой в процессе обучения информации для подготовки рефератов, сообщений к урокам, написанию научных работ, пока не являются большинством.

Еще одним негативным фактором, влияющим на качество преподаваемых знаний, является необходимость использования учителями на уроке интерактивных средств обучения, что часто оборачивается нарушением баланса между научностью и наглядностью. Последняя порождает «эффект кино», когда учащиеся, посмотрев на уроке фильм по художественному произведению, воспринимают творчество писателя как некий знак культуры, вне мировоззрения и проблем, которым посвящено творчество и, тем более, вне анализа художественной системы произведения и его места в мировой и отечественной культуре. К сожалению, при всем многообразии возможностей использования интерактивных средств обучения они часто используются нецелесообразно познавательным задачам урока.

Обозначенный круг проблем заставляет учителя искать новые возможности и способы реализации образовательных целей. И поскольку Интернет уже стал неотъемлемой частью жизни современного подростка, этот потенциал необходимо привлечь и использовать в образовательных целях и школьным учителям. Автором планируется разработка методического руководства, призванного выявить известные и новые источники научной и учебной информации, рассмотреть возможность их адаптации к целям и задачам современного урока, выявить эффективные способы включения этой информации в структуру урока или внеурочную работу по подготовке школьников к участию в олимпиадах и соревнованиях НОУ.

Сама по себе идея систематизации образовательных Интернет-ресурсов и адаптация их к познавательным потребностям учащихся не нова. Исследователями даже предлагаются уникальные методики, позволяющие сделать вывод о наличии у педагога качественного сайта.  Так, например, С. В. Сидоров, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института, рассматривая достоинства и недостатки готовых образовательных Интернет-ресурсов, личных страниц учителей на школьных сайтах и в социальных сетях, а также персональные сайты учителей, предлагает в качестве основы для анализа методику «5.50», описанную им в статье «Как оценить качество личного сайта педагога» [1].

В настоящее время представления учащихся об источниках знаний в сети бессистемны: они не знают, какие сайты представляют научную точку зрения, а какие – популярную. Оставляют желать лучшего и сами «образовательные ресурсы», допускающие противоречия в истолковании фактов, а то и просто ошибки – содержательные, логические и прочие. Перед учителем встает задача – исследовать образовательное пространство по предмету, систематизировать полученные данные и выявить для учащихся официальные научные источники информации. Иными словами, взять на себя роль ориентира в глобальных информационных сетях. Учитывая то, что современные учителя и так стараются идти в ногу со временем и создают собственные сайты, остается только ориентировать эту деятельность на познавательные потребности учащихся и осуществлять мониторинг эффективности функционирования вспомогательных образовательных ресурсов и адаптировать научные данные к школьной программе.

Примером подобного подхода стала попытка создания экспериментального ресурса для поддержки исследовательской деятельности молодежи, занимающейся изучением современных филологических проблем (http://ekbscience.jimdo.com/), авторы которого осуществляют поддержку публикаций начинающих авторов, консультируют и ориентируют в научной и учебной литературе. Сайт организован для осуществления двустороннего взаимодействия между научным руководителем и его учениками как в процессе обучения, так и в процессе подготовки научных проектов. В качестве домашних заданий по русскому языку учащиеся получают оригинальные познавательные тексты из области истории, географии, биологии, искусства и культуры, тем самым расширяя собственный кругозор и выполняя дифференцированные программные задания по предмету. Данные материалы удаляются по мере отработки, исключая возможность списывания одними учащимися у других, уже выполнивших это задание. Для желающих заняться научной деятельностью на сайте размещены образцы ранее опубликованных работ в научных журналах, грамоты и фото участников конференций различного уровня. Кроме того, здесь всегда можно найти ссылки на Академическую Грамматику, Национальный корпус русского языка, многочисленные справочники и словари, обязательные в подготовке к урокам и необходимые в исследовательской деятельности. На данный момент сайт не имеет законченного вида и структуры, ведется работа по наполнению содержания и определению актуальности материалов (с учетом выявленных проблем в использовании ресурсов сети Интернет и с привлечением необходимых для исследователя информационных баз данных).


Библиографический список
  1. Сидоров С.В. Персональные интернет-ресурсы учителей [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/blog/personalnye_internet_resursy_uchitelej/2012-02-09-3 (дата обращения: 06.03.2013).
  2. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «elastica»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация