Сегодня важной проблемой становится рассмотрение вопроса трансформации социально-экономического положения человека в условиях прорыва России в седьмой технологический уклад, особенности управления мотивационными механизмами в формировании человеческого капитала, создание эффективных мотивационных структур воспроизводства человеческого капитала. Приобретает важную роль позиция, рассматривающая категорию управления человеческим капиталом с точки зрения факторов мотивации, изменение которых в современных условиях, обозначается в постепенной ориентации не только на материальные, но и на нематериальные стимулы, оказывающие существенное влияние на процесс воспроизводственного оборота человеческого капитала.
Рассмотрение потребностей и способностей индивида в качестве основных направлений развития его человеческого капитала, связано с факторами формирования позитивной мотивации. Основы позитивной мотивации прявляют себя в прочной ориентации индивида на самореализацию, приобретению высокого образовательного уровня, овладению новыми знаниями и самое главное приобретению ключевых морально-нравственных и идейно-патриотических качеств, востребованных не только организацией, но и обществом.
Рассмотрение категории «человеческий капитал» с точки зрения влияния на него позитивной мотивации, позволяет нам определить возрастающую роль мотивационных процессов в воспроизводстве человеческого капитала. Создание мотивационных механизмов субъектами инвестиций в человеческий капитал, выявление и развития ключевых способностей работников для осуществления деятельности, совершенствования системы оплаты труда и качества трудовой жизни.
Толкование расширенного понятия «человеческий капитал», сформулированное видными экономическими деятелями (такими как Л.Туроу, Дж.Кендрик, В.И.Марцинкевич и др.), предусматривает наличие не только производительных качеств индивида и его способностей для организации получать доход, но и обладание индивидом социальных, психологических, мировоззренческих и морально-этических качеств. Человеческий капитал является ценностью не только индивида и организации, но и достоянием общества. В первую, очередь общество заинтересовано в таких проектах инвестиций в человека, которые трансформируют его текущие и будущие потребности и способности, рассматриваемые в перспективе не только как индивидуальное, но и социальное благо.
По мнению М.М.Критского запас способностей, потребностей человека, участвующих в процессе воспроизводства человеческого капитала, требует наличия особого механизма взаимодействия [1].
Такая позиция рассмотрения категории «человеческий капитал», на наш взгляд, довольно специфична, указывает на предпосылки важнейшей роли, которую может сыграть в воспроизводстве человеческого капитала позитивная мотивация. Потенциальные возможности человека, которые могут быть приведены в действие и реализованы, подразумевают возможность включения в человеческий капитал потребностей и мотивацию.
Зарождение воли и ответственности в реализации потенциальных возможностей и способностей могут сформировать потребности, выступающие мощным экономическим ресурсом в формировании хозяйствующих субъектов, способных рационально осуществить свою жизнедеятельность.
Человеческий капитал организации, по нашему мнению, также зависит от адаптации организации к быстро изменяющейся окружающей среде, от наличие креативных способностей персонала и его стремление к инновациям.
Теория человеческого капитала находится в состоянии развития и требует исследования различных аспектов. Процесс мотивации в экономической теории представляется по следующей упрощенной схеме: Интерес – мотивы – стимулы – удовлетворение потребности.
Связующим звеном между удовлетворением потребностей и интересом являются мотивы и стимулы. Рассматривая данную модель с точки зрения позитивной мотивации, мы предлагаем схему мотивационного механизма (рисунок 1).
1. Связь между звеньями модели позитивной мотивации носит замкнутый характер, так как удовлетворение потребностей является циклическим процессом.
2. Удовлетворение возрастающих потребностей является двигателем модели позитивной мотивации.
3. Цели развития общества реализуются при условии правильной морально-нравственной, идейно-патриотической, социально-психологической ориентации индивида.
4. Формирование общественно значимых целей, образует мотивы деятельности, рождаемые единством потребностей индивида и общества.
Рис.1 Модель позитивной мотивации
По нашему мнению, человеческий капитал складывается не только из способностей, навыков, знаний и образования и здоровья индивида, но и возрастающих потребностей, которые зависят от качества трудовой жизни.
Позитивная мотивация, в процессе формирования человеческого капитала, становиться связующим звеном для его воспроизводства и повышения качества человеческих ресурсов.
Эффективность функционирования человеческого капитала напрямую зависит от индивидуальных интересов и предпочтений индивида, его уровня образования, морально-нравственных и идейно-патриотических установок, уровня культуры.
Формирование позитивной мотивации (рисунок 2) также позволяет обнаружить и развить основные, на наш взгляд, факторы инновационного потенциала работника организации, создающие человеческий капитал организации. К этим факторам мы относим наличие в организации инициаторов, инноваторов, координаторов процессов, а также образование трудовой атмосферы, посредством рыночной философии управления, в которой наблюдается удовлетворенность факторами трудовой деятельности, повышение качества трудовой жизни сотрудников организации.
К инновационному потенциалу работников, как отмечалось ранее, позволяющему преумножить человеческий капитал организации, мы относим инициативу, способности к реализации, креативные способности, мотивацию и ценности.
Рис.2 Структура формирования человеческого капитала
Одним из основных элементов формирования позитивной мотивации является рыночная философии управления организацией.
Формирование философии управления фирмой – это эффективное средство конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников, что создает благоприятный имидж, оказывает влияние на достижение целей организации и повышает авторитет фирмы в деловом мире.
В любых условиях, накладывающих отпечаток на развитие организации, философия управления будет главным ориентиром установления общественной системы взглядов на взаимосвязи коллектива фирмы и обществом посредством рынка.
Миссия, являющаяся первым элементом философии управления, отражает роль фирмы в обществе, обосновывает причину существования фирмы, раскрывает основную общую цель ее деятельности. Миссия организации – то что, организация собирается делать и чем она хочет стать[2].
Вторым элементом «философии управления» являются рыночные принципы взаимодействия между коллективом и обществом, для которого работает организация. От того насколько эффективны будут эти отношения зависит действенность функционирования организации. Суть этих отношений заключается в том, чтобы сбалансировать интересы коллектива и общества.
Третьим элементом «философии управления» служит организационная культура. Всем понятно, что даже верно сформулированные миссия и рыночные принципы взаимодействия – это лишь хорошая предпосылка для достижения успеха, своеобразная технология. Но для того чтобы успех пришел, необходимо эту технологию реализовать. Для этого необходимо определенное поведение каждого работника предприятия, что обеспечивается действием эффективной организационной культуры.
Организационная культура охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем материальные и моральные нормы, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, установленные стандарты качества выпускаемой продукции.
На наш взгляд, обеспечение перехода экономики России к информационному обществу должно быть сопряжено с развитием следующих направлений:
- во-первых, необходимо создать условия изменения качества трудовой жизни работников в соответствии с их мотивационным типом, способностями и потребностями;
- во-вторых, для того чтобы качество трудовой жизни изменилось в позитивную сторону, необходимо создать систему, обеспечивающую непрерывное образование и повышение квалификации, накопление интеллектуальной собственности организации, рост человеческого капитала;
- в-третьих, создать мотивационные механизмы за счет рыночной философии управления и системы справедливой оплаты труда.
На основании выше изложенного мы предлагаем схему управления человеческим капиталом на основе позитивной мотивации (рисунок 3).
Рис.3 Схема управления человеческим капиталом
Подводя итоги рассмотрения позитивной мотивации в функционировании и воспроизводстве человеческого капитала, можно отметить ряд важных особенностей.
1. Основой мотивационного механизма должно стать внедрение в организации рыночной философии управления и организация системы справедливой оплаты труда. Рост производительности труда, сопровождаемый ростом доходов владельцев человеческого капитала, а также получение ими других эффектов, носящих нематериальный характер, должны отражаться в росте человеческого капитала организации.
2. Рост человеческого капитала и увеличение доходов создает предпосылки к увеличению количества потребностей, роста их уровня, создает мотивационные механизмы заинтересованности формирования инвестиций в человеческий капитал.
3. Мотивационные механизмы задействованы в воспроизводстве человеческого капитала.
Библиографический список
- Критский М.М. Человеческий капитал в информационной экономике //Человеческий капитал в условиях современной трансформации экономики: Сб. науч. тр.- Спб.-2000.-С.8
- Лапыгин Ю. Н., Лапыгин Д. Ю., Лачинина Т. А. Стратегическое развитие организации.– М.: Кнорус, 2005.-310 с.