ЛЕВЧУК Д.В. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТАТУСА ЦЕРКВЕЙ

Ключевые слова: , , , , , , , , , ,


ЛЕВЧУК Д.В. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТАТУСА ЦЕРКВЕЙ

Keywords: confession, constitution, Established Church, established religion, faith, freedom of conscience, justice, legal basis, politics, religion, Secular State


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/01/19809 (дата обращения: 11.04.2024).

Summary. Religions − whether of the old fashioned variety or of newer and often secular varieties − cannot be privatized. They will all contain implications for and have some impact on the shape of political life. The only way to do justice to them is to give equal access to all, both in public as well as in private life. What is the status of religious freedom in the world today?

 

Свобода совести и вероисповедания − личные неотчуждаемые принадлежащие каждому от рождения права человека − находит своё отражение, прежде всего, в принципах, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека [1], Хартии Европейского Союза об основных правах [3], Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений [2], а также в других международных правовых актах и Конституциях отдельных государств.

Цель данной работы − показать модели взаимодействия церкви и государства на конституционно-правовом уровне.

Объектами нашего исследования будут являться конституции государства, а в частности, статьи, регулирующие отношения религий, церквей с политикой, государством.

Для достижения поставленной цели исследования и изучения объектов исследования будем использовать, во-первых, подхо­д институционального метода: определим место религиозных конфессий и общин в формировании политической системы общества, и проанализируем их с формально-юридической стороны. При необходимости выбранный метод исследования будем дополнять функциональным, регулятивным и коммуникативным подходами.

Правовой статус религиозных конфессий и общин в конституциях государств

Государственная религия

Во многих странах Европы  правовое неравенство религиозных конфессий  закреплено на конституционном уровне: та или иная религия провозглашена государственной, официальной или господствующей. «Евангельская лютеранская религия является официальной государственной религией» [18, ст. 2] Норвегии.

В Латинской Америке сильные политические позиции католической церкви отражаются в конституционном праве. Конституция Боливии 1967 г. в 3 статье провозглашает: «Государство признаёт и поддерживает апостольскую католическую религию. Гарантируется возможность публичного совершения любого культа. Отношения с католической церковью регулируются при помощи соглашений, заключенных между боливийским государством и святым престолом» [6, ст. 3]. Президент Республики осуществляет право государственного патроната над церковью, духовными учреждениями, духовными лицами, бенефициями и имуществом, предлагает для назначения кандидатуры архиепископов и епископов, отобранные из трех лиц, выдвинутых на каждую должность Сенатом, назначает каноников, настоятелей и других церковных должностных лиц из предложенных церковными советами кандидатур, с санкции Сената даёт согласие на постановления церковных соборов, послания, буллы и рескрипты верховного первосвященника [6, ст. 94].

Преамбула Конституции Королевства Марокко гласит: «Королевство Марокко – суверенное мусульманское государство». Король следит за соблюдением и Конституции, и ислама [13, ст. 19], при этом положения Конституции, касающиеся монархической формы правления и мусульманской религии, не могут быть пересмотрены [13, ст. 101]. Следует отметить, что влияние ислама на общество в разных странах различно.  В Алжире [17] и Ираке [9], к примеру, привилегия ислама как государственной религии лишь в том, что государство уважает ислам, как религию исповедуемую большинством населения; выражается приверженность лишь исламским традициям, входящим в состав культурного наследия народа, и только в общей форме. Более высокой юридической силой, чем закон и даже конституция мусульманское право – шариат − обладает в Саудовской Аравии («Граждане должны почитать короля в соответствии со священным Кораном и по традициями Пророка в покорности и послушании во времена трудностей, успехов и бед. Государственное управление в Саудовской Аравии черпает свою власть со священного Корана и традиций Пророка» [14, ст. 6, 7]), Иране («Официальной религией Ирана является ислам по традиции двенадцати имамов» [10, ст. 19]. «Исламская республика Иран является системой правления, основанной на вере: а) в единого Бога (как сказано в исламском вероучении: «Нет Бога, кроме Аллаха») в Его исключительную высшую власть и право править и с необходимостью подчиняться его велениям; б) в божественную открытость и его основоположную роль в толковании законов; в) в божественную уверенность в возвращение к Богу после смерти и в конструктивную роль этой веры в возвышении человека к Богу; г) в божественную справедливость творения и законодательства; д) в принятие Богом на себя руководства и управления, их фундаментальную роль обеспечении постоянства исламской революции; е) в высшее достоинство и ценность человека и его свобод, объединенных с обязательствами перед Богом» [10, ст. 2]).

Государственная церковь

Интересно, для нас, изучить положение церкви в Швеции, где церковь не отделена от государства: «правительство осуществляет надзор за религиозной деятельностью Шведской церкви, религиозным образованием, осуществлением церковной службы и решением кадровых вопросов, принимая решения по докладам должностных лиц Шведской церкви»[33]. Церковный собор – высший орган Шведской церкви − «избирается прихожанами посредством двустепенных выборов на три года и состоит как из священнослужителей, так и из мирян» [39, c. 36]. В выборах активно участвуют политические партий. Ещё одним аргументом того, что церковь Швеции является часть политической системы Швеции, служит делегирование Риксдагом своих законодательных полномочий по определенным вопросам Церковному собору и другим церковным структурам [39, c. 34].

«Евангельская лютеранская церковь является государственной церковью Дании и в качестве таковой поддерживается государством» [8, ч. 7 ст. 4] и при этом конституция Дании закрепляет за государством регулятивную функцию по отношению к государственной церкви [8, ст. 66].

Римскую апостольскую католическую церковь поддерживает правительство Аргентины [5, ст. 2].

Общегосударственные Акты Англии официальными государственными религиями называют церковь Англии – Англиканство – и церковь Шотландии – Пресвитерианство [41].  Король или королева Англии является главой обеих этих церквей [43]. В Палате лордов британского Парламента имеется определенная квота для церковных иерархов, занимающих в этой палате места пожизненно [34]. Это прекрасный пример того, как религиозная община может быть частью политической системы.

Конституция Греции от 11 июня 1975 г. господствующей религией объявляет Восточную Православную христианскую церковь [7, ст. 3]. Однако, признаёт свободу всех известных религий и «их право на отправления культов защищается законом… Последователи всех известных религий находятся под таким же контролем государства и должны выполнять те же обязанности по отношению к нему, как и последователи государственной религии» [7, ст. 13].

Светские государства

Рассмотрение иного правового статуса религиозных конфессий начнём с Италии, в которой исторически сильно влияние католической церкви − до 1984 г. считавшейся единственной религией Итальянского государства. Конкордат между итальянским Правительством и Святым престолом отделил церковь от государства [29]. Согласно Конституции Италии государство и католическая церковь  «независимы и суверенны» [11, ст. 7] каждый в своей сфере, а отношения их регулируются Латеранскими соглашениями, заключенными в 1929 г. и новеллизованными в 1984 г. Конституция Италии содержит норму, согласно которой «все религиозные конфессии в равной степени равны перед законом» [11, ст. 8], и государство и другие вероисповедания должны заключать между собой соглашения. Отношения государства  и религиозных конфессий строятся как на конституционной, так и на договорной основе. «Никакое верование не может иметь характера государственной религии, − и в Испании . Органы публичной власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать вытекающие из этого отношения сотрудничества с Католической церковью и другими конфессиями» [12, ст. 16]. «Французский народ вновь провозглашает, что всякое человеческое существо независимо от расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми священными правами» [24, преамбула]. Статус религиозных общин и церквей во Франции подробно урегулирован Законом об отделении церкви от государства 1905 г. [42]: Пятая Республика не признаёт и не субсидирует никакую церковь и не оплачивает её служителей. В местах, предназначенных для религиозных служб, запрещает проводить политические собрания. Свобода вероисповедания, провозглашения религиозных взглядов, беспрепятственное отправление религиозных обрядов гарантируются Конституцией Федеративной республики Германия [27, ст. 4]. Конституция Швейцарской конфедерации провозглашает нерушимость свободы совести и вероисповедания. Запрещает принуждение к участию в религиозных обществах или религиозному обучению и наказание за религиозные воззрения. Последние не могут освобождать от исполнения гражданских обязанностей, а также осуществление гражданских и политических прав [25, ст. 49]. На Швейцарской территории без согласия Конфедерации не могут учреждаться епископства [25, ст. 50] и отменяется церковная юрисдикция [25, ст. 58]. «Регулирование отношений между церковью и государством находится в компетенции кантонов» [25, ст. 72]. И хотя во всех кантонах, кроме Женевы и Ньюшателя, есть «кантональные официальные религии», в целом официальной религии в Швейцарии нет.

Свободу религии для всех и отсутствие каких бы то ни было привилегий от государства религиозным организациям гарантирует Конституция Японии. «Ни одна из религиозных организаций <…> не может пользоваться политической властью» [26].

Ислам неимоверно глубоко пронизывает гражданское общество Турции, но Конституция Турецкой Республики 1982 г. объявляет республику демократическим, светским и социально-правовым государством [22, ст. 2]. Правовая система Турции, свободна от влияния шариата. «Никто не может эксплуатировать религию и злоупотреблять религиозными чувствами либо признаваемыми религией святынями с целью приспособления, пусть даже частичного, к религиозным правилам социального, экономического, политического или правового строя государства либо с целью обеспечения политических или личных выгод и влияния» [22, ч. 5, ст. 24].

Конституция Российской Федерации объявляет Россию светским государством, т.е. не устанавливает ни одну религию в качестве обязательной и обеспечивается свобода вероисповедания. «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»[21, ст. 14]. Свобода вероисповедания, либо право не исповедовать никакой религии, гарантируются государством [21, ст. 28]. Отношение человека к религии не влияет на его права и свободы [21, ч. 2 ст. 19]. В Конституции России нет понятия традиционных религий либо конфессий, т.е. той юридической категории «религиозных сообществ, неразрывно связанных с культурой, традициями и государственностью России» [36].

Украинский народ сознаёт ответственность перед Богом, как провозглашено в Преамбуле Конституции Украины (Украинской Республики) от 28 июня 1996 г. возлагающей на государство обязанность содействовать развитию религиозной самобытности всех коренных народов. Статья 24 не допускает возможность привилегий и ограничений по религиозным убеждениям. Граждане равны перед законом, имеют равные конституционные права и свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, свободу мировоззрения и вероисповедания [23, ч. 1 ст. 35]. «Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа – от церкви. Никакая религия не может быть признана государством как обязательная» [23, ч.3 ст. 35]. Согласно Конституции, «никто не может быть освобождён от своих обязанностей перед государством или отказаться от исполнения законов по мотивам религиозных убеждений» [23, ч. 4 ст. 35].

В Конституция Республики Польши от 2 апреля 1997 г. отношения между государством и церквами или иными вероисповедными союзами принципиально урегулированы на основе равноправия [20, ч. 1 ст. 25] и автономии последних, взаимной независимости и взаимодействия на благо человека и на общее благо [20, ч. 3 ст. 25]. В религиозных вопросах публичные власти сохраняют беспристрастность [20, ч. 2 ст. 25]. Руководствуясь конституционными принципами взаимодействия государства с религиозными конфессиями, Польская Республика выстраивает отношения с церквами и вероисповедными союзами на основе договоров и, принятых на их платформе, законов. Например, «отношения между Польской Республикой и Католической церковью определяются международным договором, заключённым с Апостольской Столицей, и законами» [20, ч. 4 ст. 25]. Польское государство обеспечивает свободу религии: свободу исповедания, свободу проявления своей религии путём отправления культа, молитвы, участия в обрядах, исполнения религиозных правил и обучения, свободу владения храмами и право людей пользоваться религиозной помощью там, где они находятся [20, ч.2 ст. 53]. В случае, если охрана «безопасности государства, общественного порядка, здоровья, нравственности или свобод и прав других лиц» находится под угрозой той или иной религии, то последняя может быть ограничена [20, ч. 5 ст. 53]. Органы публичной власти не могут обязать, кого бы то ни было, «проявлять своё мировоззрение, религиозные убеждения или вероисповедание» [20, ч. 7 ст. 53].

Конституция Литовской Республики от 25 октября 1992 г. детально определяет взаимоотношения государства и церкви. Констатируя отсутствие государственной религии [16, ч. 7 ст. 43], государство признаёт традиционные в Литве церкви и религиозные организации и нетрадиционные церкви и религиозные организации, при условии, что «они имеют опору в обществе и их учение и обряды не противоречат закону и нравственности». Их положение в государстве устанавливается соглашением или законом [16, ч. 4 ст. 43]. Признанные со стороны литовского государства церкви и религиозные организации наделяются правом юридического лица [16, ч. 2 ст. 53], которое позволят отправлять обряды, иметь молельные дома, благотворительные учреждения и школы для подготовки служителей культа [16, ч. 3 ст. 43]. Государство гарантирует свободу вероисповедания и она не подлежат ограничению. «Государство признаёт и церковную регистрацию брака» [16, ч.4 ст. 38].

Конституция Латвийской Республики от 15 февраля 1922 г. провозглашает право каждого «на свободу мысли, совести и религиозного убеждения» [15, ст. 99]. Декларируются важнейшие принципы отделения церкви от государства и право каждого на собственность [15, ст. 105]. В Латвии Церкви возвращены – на льготных условиях − храмы, земли и строения в городах и сельской местности. Традиционным конфессиям латвийское государство делегировало «право юридической регистрации браков, заключаемых в храмах, и право выдачи государственных свидетельств» [32].

Правовые основы деятельности религиозных конфессий в Республике Беларусь

Конституция Республики Беларуси от 24 ноября 1996 г. [19] особо не называет Беларусь светским государством. Речь о религиозных организациях идёт в нескольких статьях. Статья 16 уравнивает религии и вероисповедания перед законом. При взаимоотношении государства и религиозных организаций важно влияние последних «на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» [19, ч.1 ст. 16]. В Беларуси запрещаются религиозные организации деятельность которых «направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности» [19, ч.2 ст. 16]. В Республике Беларусь не может быть обязательной для граждан какой-либо определённой религиозной идеологии, т.к. демократия в стране осуществляется только на основе многообразия [19, ст. 4]. Каждый гражданин имеет конституционное право самому обозначать своё отношение к религии: исповедовать не запрещённую законом любую религию, либо не исповедовать никакой [19, ст. 31].

Взаимоотношения беларуского государства с религиозными конфессиями досконально прописаны в Законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» [28] (далее – Закон) принятом 27 июня 2002 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь. Одобренного Советом Республики 2 октября 2002 г. и 31 октября 2002 г. подписанного Президентом Республики Беларусь.

Закон старается максимально защитить государственные интересы от деятельности религиозных организаций [28, ст. 8] при этом взаимодействие государства с религиозными конфессиями Закон пытается сбалансировать. Закон чётко предписывает государству всеми свойственными ему средствами создавать условия нормальной деятельности конфессий [28, ч. 1 ст. 8]. Государство не может возложить на конфессии выполнение государственных функций. В Законе последовательно изложена деятельность религиозных организаций начиная с регистрации и до ликвидации (при нарушении законодательства Республики Беларусь). В идеологии белорусского государства указывается, что равенство религий может быть только в юридическом смысле, но ни как не в культурно-историческом [37]. В преамбуле Закона православная церковь наделяется первенствующей ролью в становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

В соответствии со ст. 8 Закона между Республикой Беларусь Беларуской Православной Церковью заключён конкордат о сотрудничестве (соглашение от 12 июня 2003 г.) [30]. На данный момент это единственное в своём роде соглашение. Беларуская Православная Церковь поставлена в более выгодное положение по отношению к другим конфессиям и атеистам [31, c.60]. Контроль над религиозными организациями  и за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях осуществляют правоохранительные органы и республиканский орган государственного управления по делам религии [28, ч. 2 ст. 10]. Закон формулирует определение понятия «религиозные организации»  −  «добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), созданные на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения» [28, ст. 13]. Как учредителями, так и руководителем религиозной организации должны быть только граждане Республики Беларусь. Религиозная организация должна иметь устав, при регистрации которого обязана  представить сведения об основах вероучения, причём с подробной расшифровкой [28, ст. 20]. Государство обладает правом предоставлять, в соответствии с законом Республики Беларусь, религиозным организациям налоговые льготы, оказывать помощь в реставрации культовых зданий, иных предметов, представляющих историко-культурную память. Государство оказывает помощь духовным учебным заведениям Белорусской православной церкви: оплачивает труд преподавателей и работников, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, выплачивает стипендий студентам [38].

 

Проанализировав конституции государств с различными парадигмами взаимосуществования религиозных конфессий и общин в политической системе общества, можно заключить: права свободы совести и вероисповедания должны основываться на гуманистических и демократических принципах, и осуществляться как действительное, а не формальное, удовлетворение интересов и потребностей верующих и неверующих. Например, Конституция Греции, предусматривая свободу любой известной религии и возможность беспрепятственно отправлять культовые обряды, провозглашает господствующей в Греции религию восточно-православной Церкви Христовой [7, п. 2 ст. 13]. В данном случае на лицо прецедент неравенства, привилегированного положения отдельной общины, которая получает от государства определённые выгоды. Европейский суд констатирует свободу вероисповедания как возможность воздействия только убеждением, а не давления с целью привлечения в церковь новых членов [40, c. 58-59]. Правовое общество может быть создано лишь там, где гарантируется обеспечение личных прав и свобод человека. Примером  компактного и исчерпывающего урегулирования которых может служить 48 статья Конституции Азербайджанской Республики: «I. Каждый обладает свободой совести. II. Каждый обладает правом свободно определять свое отношение к религии, самостоятельно или совместно с другими исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакую религию, выражать и распространять свои убеждения, связанные с отношением к религии. III. Выполнение религиозных обрядов свободно, если не нарушает общественный порядок и не противоречит общественной нравственности. IV. Вероисповедание и религиозные убеждения не оправдывают правонарушения» [4].

В целом в Республике Беларусь созданы конституционно правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций. Безусловно, конституционное регулирование духовно-культурных отношений изобилует пробелами, в сравнении с другими составными частями конституционного строя. Практика современной жизни показывает, что наибольшее количество проблем со свободой вероисповедания существует как раз в тех странах, где конституции – дитя авторитарного или тоталитарного режима – возводит религию или церковь в ранг государственных. Более 30 государств признают государственной религией ислам. В 22 конституциях капиталистических стран присутствует норма, предписывающая, что главой их государства может быть только последователь господствующей церкви (Англия, Греция, Дания, Италия, Норвегия, Швеция и др.) [35, c. 179-184]. Уже только эти конституционные ограничения вероисповедания индивида удобряют почву религиозного неравенства, на которой зреют серьёзные социально- и религиозно-политические конфликты.

Библиографический список

  1. Всеобщей Декларации прав человека принята от 10 декабря 1948 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 10.01.2012).
  2. Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/relintol.shtml (дата обращения: 10.01.2012).
  3. Хартии Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г. URL: http://eulaw.ru/treaties/charter (дата обращения: 10.01.2012).
  4. Конституция Азербайджана (Азербайджанской Республики) от 12 ноября 1995 г. URL: http://mykpzs.ru/konstituciya-azerbajdzhana-red-2002-rus/ (дата обращения: 10.01.2012).
  5. Конституция Аргентины от 1 мая 1853 года (с поправками 1860, 1866 и 1898 годов). URL: http://kpzs.ru/topics/amerika/argentina/ (дата обращения: 10.01.2012).
  6. Конституция Боливии от 17 ноября 1947 года. URL: http://kpzs.ru/konstituciya-bolivii-1947-rus/ (дата обращения: 10.01.2012).
  7. Конституция Греции (Греческой Республики) от 11 июня 1975 г. URL: http://right777.ru/konst.html#id13
  8. Конституция Дании (Королевства Дания) от 5 июня 1953 г. URL: http://www.right777.ru/konst.html#id14 (дата обращения: 10.01.2012).
  9. Конституция Ирака от 2005 г. URL: http://kpzs.ru/topics/asia/irak/ (дата обращения: 10.01.2012).
  10. Конституция Исламской Республики Иран от 24 октября 1979. URL: http://www.worldlingo.com/ma/enwiki/ru/Constitution_of_Islamic_Republic_of_Iran (дата обращения: 10.01.2012).
  11. Конституция Итальянской Республики от 27 декабря 1947 г. / Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. Сост. проф. В.В.Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. − М.: Волтерс Клувер, 2003. URL: http://right777.ru/konst.html#id19 (дата обращения: 10.01.2012).
  12. Конституция Королевства Испании от 27 декабря 1978 г. URL: http://right777.ru/konst.html#id18 (дата обращения: 10.01.2012).
  13. Конституция Королевства Марокко от 13 сентября 1993 г. URL: http://www.uznal.org/constitution.php?country=Morocco&constitution=78&language=e (дата обращения: 10.01.2012).
  14. Конституция Королевства Саудовской Аравии от октября 1993 г. URL: http://www.uznal.org/constitution.php?country=Saudi_Arabia&constitution=105&language=e (дата обращения: 10.01.2012).
  15. Конституция Латвийской Республики от 15 февраля 1922 г. URL: http://www.right777.ru/konst.html#id22 (дата обращения: 10.01.2012).
  16. Конституция Литовской Республики от 25 октября 1992 г. URL: http://www.right777.ru/konst.html#id23 (дата обращения: 10.01.2012).
  17. Конституция Народной Демократической Республики Алжир от 28 Ноября 1996 г. URL: http://kpzs.ru/topics/afrika/alzhir/ (дата обращения: 10.01.2012).
  18. Конституция Норвегии (Королевства Норвегия) от 17 мая 1814 г. URL: http://www.right777.ru/konst.html#id30 (дата обращения: 10.01.2012).
  19. Конституция Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. URL: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=V19402875 (дата обращения: 10.01.2012).
  20. Конституция Республики Польши от 2 апреля 1997 г. URL: http://www.right777.ru/konst.html#id31 (дата обращения: 10.01.2012).
  21. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 10.01.2012).
  22. Конституция Турции (Турецкой Республики) от 7 ноября 1982 г. URL: http://right777.ru/konst.html#id38 (дата обращения: 10.01.2012).
  23. Конституция Украины (Украинской Республики) от 28 июня 1996 г. URL: http://www.right777.ru/konst.html#id60 (дата обращения: 10.01.2012).
  24. Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. URL: http://www.right777.ru/konst.html#id40 (дата обращения: 10.01.2012).
  25. Конституция Швейцарии (Швейцарской Конфедерации) от 18 апреля 1999 г. URL: http://right777.ru/konst.html#id43 (дата обращения: 10.01.2012).
  26. Конституция Японии от 3 мая 1947 г. // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. Сост. проф. В.В.Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. − М.: Волтерс Клувер, 2003. URL: http://right777.ru/konst.html#id47 (дата обращения: 10.01.2012).
  27. Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. Сост. проф. В.В.Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. URL: http://right777.ru/konst.html#id12 (дата обращения: 10.01.2012).
  28. Закон Республики Беларусь от 17.12.1992 № 20-54-XII «О свободе совести и религиозных организациях» (в ред. Закона Республики Беларусь от 31.10.2002 № 137-3) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 06.11.2002, № 123, 2/886.
  29. Конкордат 1984 // Италия. Конституция и законодательные акты. − М., 1988. − С. 354.
  30. Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Беларуской Православной Церковью. URL: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at30381 (дата обращения: 10.01.2012).
  31. Бочков А. А., Ивашкевич Е. Ф. Законодательство России и Беларуси в области совести и религиозных организаций // Веснiк Вiцебскага дзяржаунага унiверсiтэта iмя П.М. Машэрава. – 2004. − № 3 (33). − С. 60.
  32. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2011 года). URL: http://sobor2011.ru/node/46 (дата обращения: 10.01.2012).
  33. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. URL: http://free.biuss.ru/thema/1434 (дата обращения: 10.01.2012).
  34. Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений и статуса церквей // Конституционное право зарубежных стран. URL: http://isfic.info/zarpra/konstz123.htm (дата обращения: 10.01.2012).
  35. Круглов А. А. Основы религиоведения. Изд. 2-е, стереотип. − Мн.: ТетраСистемс, 2002. − С. 179-184.
  36. Куницын И. Юридические проблемы отражения традиционности религиозных сообществ в законодательстве. URL: http://religion.russ.ru/state/20020516-kunitsin.html(дата обращения: 10.01.2012).
  37. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов. Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. − Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. − С. 412-413.
  38. Религиозная ситуация и государственно-конфессиональные отношения в 2010 году. URL: http://www.belarus21.by/ru/main_menu/religion/sotr/%3C##href (дата обращения: 10.01.2012).
  39. Чернышева О. В. Церковь и демократия. Опыт Швеции. − М.: Наука, 1994. − С. 36.
  40. Шуклин В. З. Право граждан на свободу совести и свободу вероисповедания в судебной практике // Право Беларуси. – 2003. − № 12. − С. 58-59.
  41. Church of England. URL: http://www.churchofengland.org/ (дата обращения: 10.01.2012).
  42. Loi du 9 décembre 1905 concernant la séparation des Eglises et de l’Etat. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000508749 (дата обращения: 10.01.2012).
  43. Supreme Governor of the Church of England. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Supreme_Governor_of_the_Church_of_England (дата обращения: 10.01.2012).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «loginza5DqVaLS6WbBaugT0cL5rAw»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация