Процесс совершенствования и обновления законодательства является естественным отражением требований времени. При этом качество современного законодательства во многом обусловлено эффективностью использования технико-юридических средств, одним из которых является правовая фикция.
Под правовой фикцией в теории права понимают особое средство юридической техники, при помощи которого заведомо не существующее положение признается существующим, и наоборот[1].
Правовые фикции появились одновременно с возникновением права, использовались на всех этапах его развития и во всех правовых системах. Примечательно, что при внешне схожем механизме формирования с использованием правовой фикции норм, принципов и институтов в различных отраслях права законодатель достигает различных целей, фикции выполняют разные функции и реализуют разную политику законодателя.
Конституционно-правовая фикция является одним из видов правовой фикции и имеет особое значение в правовой системе в силу приоритета конституционных правоположений. Правовые фикции в отрасли конституционного права имеют свои особенности.
Как известно, нормы конституции во многом идеологизированы, в них закрепляется господствующая в обществе политико-правовая доктрина, представления о должном порядке в обществе и государстве. Конституционные нормы и принципы должны отвечать требованиям времени, отражать общественные идеалы, закладывать потенциал правовой культуры общества.
Природа конституционно-правовых фикций отлична от тех, что существуют в иных отраслях права. Использование правовых фикций является закономерным для конституционного права способом правового регулирования. Конституционно-правовые фикции формируются под влиянием множества факторов: мировоззренческих, идеологических, доктринальных, юридико-технических, юрисдикционных.
Фикции в отрасли конституционного права несут на себе существенную идеологическую нагрузку и, помимо функций, присущих правовым фикциям независимо от отраслевой принадлежности, выполняют функцию программирования и воспроизводства господствующей в обществе политико-правовой доктрины[2]. Они представляют собой тот необходимый нормативный правовой материал, который обеспечивает связанность и эффективность действия всех элементов механизма конституционно-правового регулирования, помогая реализовать букву и дух действующей конституции.
Правовые фикции в отрасли конституционного права применяются не только при формулировании отдельных норм права, но и при построении конституционных принципов, а также весьма сложных и имеющих большое значение для данной отрасли права институтов. К примеру, с использованием правовых фикций сконструировано понятие территории государства, а также обязательные исходные принципы любой демократической конституции: разделение властей, непосредственное осуществление народом своей власти, народный (национальный) суверенитет, равенство всех перед законом и судом. Приведенные примеры позволяют утверждать, что правовые фикции представляют собой одно из ведущих средств законодательной техники.
Конституционно-правовая фикция обладает признаками, присущими как правовой фикции в целом, так и признаками, обусловленными спецификой отрасли конституционного права.
Признаками правовой фикции, присущими данному средству юридической техники независимо от отраслевой принадлежности, на наш взгляд, являются:
1. Признание несуществующего существующим. В этом – сущность и назначение правовой фикции.
2. Универсальность, что подтверждается рядом обстоятельств: во-первых, правовая фикция – это феномен, присущий для всех этапов развития права, не ограниченный какими-либо определенными историческими рамками; во-вторых, применение фикций является характерной чертой современного международного права в целом, а не только национального права отдельного государства; в-третьих, правовая фикция применяется во всех существующих отраслях права; в-четвертых, логическим продолжением использования правовой фикции на современном этапе развития права является ее применение в новых, формирующихся отраслях, таких, например, как информационное право.
3. Категоричность, поскольку фикция безусловно принимается за истину, в то время как возможность осуществления сконструированной при помощи нее ситуации отрицается.
4. Императивность – правовая фикция требует официального признания со стороны общества и государства и имеет общеобязательный характер.
5. Неопровержимость – возможность опровержения правовой фикции, как правило, не имеет никакого юридического значения. После нормативного закрепления опровергнуть смоделированный с применением правовой фикции юридический факт в большинстве случаев можно только путем отмены нормы.
6. Формальность, так как фикция является одним из средств формализации нормативного материала и упрощения структуры фактических составов. Данное свойство правовой фикции обусловливает возможность ее использования в юридическом процессе лишь как формальное доказательство, не имеющее значения для познания объективной истины, но необходимое в целях процессуальной экономии.
7. Относительная произвольность, поскольку, с одной стороны, правовая фикция формируется законодателем произвольно, в отличие от правовой аксиомы или презумпции, которые имеют в основе своего закрепления определенные основания, с другой стороны, применение фикции обусловливается целесообразностью, необходимостью урегулировать отношения определенным образом, именно так, а не иначе. Та или иная правовая фикция не может «выпадать» из сферы влияния правовых идеалов, установок. Правовая фикция вписывается в контекст действующей правовой системы и обусловливается общими тенденциями правового и общественного развития.
Отличительными особенностями конституционно-правовой фикции, по нашему мнению, являются:
1. Закрепление ее в законодательстве. Необходимо отметить, что в отраслях частного права, помимо закрепления в законодательстве, правовая фикция может объективироваться также и в соглашении сторон, например, путем использования в гражданско-правовых сделках. Особенностью конституционно-правовых фикций является то, что, в силу публично-правового характера этой отрасли, фикции закрепляются в нормативных актах, имеющих общеобязательный характер.
2. В конституционном праве, как в праве публичном, правовая фикция является носителем законодательной политики. Правовая фикция здесь часто используется в качестве средства выражения государственной власти, служит действенным инструментом воплощения политических решений.
3. Правовая фикция – исключительный прием законодательной техники, его применение целесообразно в случаях, когда иными средствами достижение поставленных целей невозможно. При этом в силу специфики отрасли конституционного права, конституционно-правовые фикции используются при регулировании наиболее значимых общественных отношений.
Таким образом, на наш взгляд, наиболее существенными признаками конституционно-правовой фикции являются следующие: признание несуществующего существующим; универсальность; категоричность; императивность; неопровержимость; формальный характер; относительная произвольность; закрепление в законодательстве; выражение законодательной политики; особое целевое назначение в механизме правового регулирования наиболее значимых общественных отношений.
Исходя из вышеперечисленных признаков с позиции формально-юридического подхода конституционно-правовая фикция может рассматриваться как универсальное средство юридической техники, при помощи которого относительно произвольно конструируется заведомо не существующее положение, признаваемое существующим, и наоборот, носящее категоричный, императивный, неопровержимый, формальный характер, закрепляемое в законодательстве, выражающее законодательную политику и имеющее особое целевое назначение в механизме правового регулирования наиболее значимых общественных отношений.
Практика законодательного закрепления правовых фикций прочно вошла в современный правотворческий процесс и стала объективной необходимостью соответствия конституционных положений реалиям стремительно меняющихся и усложняющихся общественных отношений. Очевидно, что рост и усложнение общественных отношений ставят законодателя перед необходимостью все более детального их урегулирования с применением правовых фикций, поскольку законодательство должно оперативно реагировать на те или иные изменения в общественной жизни, соответствуя сложившимся общественным отношениям и способствуя формированию их в благоприятном для развития общества и государства направлении.
Существует необходимость создания максимально качественного конституционного законодательства, поскольку большая часть конституционно-правовых фикций получает дальнейшее развитие и конкретизацию в иных отраслях права, самым непосредственным образом влияя на сущность и принципы других отраслей. От использования фикций в конституционном законодательстве государства зависит качество отраслевого законодательства.
Библиографический список
- Курсова О.А. Фикции в российском праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Н.Новгород: Нижегород. Акад. МВД России, 2001. – С. 12.
- Ким Ю.В. Конституционная модель «разделения властей» в Российской Федерации: фикции и реалии. – Вестник Тюменского государственного университета. – 2009. – №2. – С. 60.