ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КРИТЕРИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Елистратова Н.Н.
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (ви) ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ»
к.пед.н., доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин

Аннотация
В статье рассматривается информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования.

Ключевые слова: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, информационная культура, образование


INFORMATION CULTURE AS A CRITERION FOR INFORMATIZATION OF HIGHER EDUCATION IN MODERN CONDITIONS OF REFORMING

Elistratova N.N.
Ryazan Higher Airborne Command School (vi) VUNTS NE "Combined Military Academy of the Russian Armed Forces'
candidate of pedagogical sciences, associate professor of humanities and science education

Abstract
In the article the information culture as a criterion for Informatization of higher education in modern conditions of reform.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Елистратова Н.Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770 (дата обращения: 18.04.2024).

В условиях информационного общества закономерно и появление нового типа культуры – информационной культуры. Некоторые ученые отождествляют с компьютерной грамотностью и вкладывают в понимание данного типа культуры именно такое значение. Однако компьютерная грамотность – это лишь приобретенные навыки работы с новыми компьютерными технологиями. Информационная культура – это гораздо более масштабное явление. Поэтому вопросы развития информационной культуры общества как необходимого условия его устойчивого и безопасного развития в принципиально новой высокоавтоматизированной и чрезвычайно насыщенной информационной среде находятся сегодня в центре внимания не только государственной политики всех стран мирового сообщества, но также и многих международных организаций. Примерами таких организаций являются ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЮНЕП. Вопросы развития информационной культуры общества в последние годы все чаще находят свое отражение в докладах, программных документах и рекомендациях ЮНЕСКО, посвященных перспективам направления развития образования для XXI века.

Понятие информационной культуры в настоящее время достаточно четко оформлено институционально. При Международной академии информатизации существует Отделение информационной культуры. Под эгидой этой организации с 1998 г. проводятся международные научные конференции по проблемам информационной культуры. Проблемы изучения информационного поведения личности освещаются в материалах Международной школы социологии науки и техники. Существует также ряд учебных программ для средних и высших учебных заведений по курсу «Основы информационной культуры». Все перечисленное дает основание считать рассматриваемое направление официально признанным.

   Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются следующие:

система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей;

информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации;

демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации;

развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования, а также приобретения и использования современных средств информационной техники (телевизоров, персональных компьютеров, радиотелефонов и т.п.).

Информационная культура, подобно интеллектуальной культуре, присутствует во всех видах культуры, имеет разные уровни проявления – на уровне общества, определенных социальных групп и конкретной личности. Она состоит из компонентов, имеющих разное функциональное назначение. В структуру информационной культуры входят элементы следующих культур:

а) коммуникативной (культуры общения);

б) лексической (языковой,  культуры  письматации);

в) книжной;

г) интеллектуальной (культуры научного исследования и умственного труда);

д) информационно-технологической     (культуры     использования современных      информационных технологий);

е)  информационно-правовой;

ж) мировоззренческой и нравственной.

Одним из оснований классификации информационной культуры является выделение ее видов. Будучи связанными с профессионализацией, виды информационной культуры оттеняют степень компетентности пользователей информации. Отсюда логично вытекают следующие ее виды:

1) информационная культура пользователей с общей подготовленностью (студенты);

2) информационная культура специалистов различных профилей (представители профессий);

3) информационная культура специалистов-информаторов (сферы деятельности – научная, образовательная, средств массовой информации и т.д.).

Таким образом, информационная культура – слагаемая культуры любой общности и индивида, характеризующая осознание ими информации как ценности, их стремление и умение искать и находить, получать и перерабатывать, основывать на ней свою целесообразную деятельность и передавать ее, а также делиться с другими приобретенным опытом в данной области.

Несмотря на осознание значимости этой проблемы и отражение ее в достаточно большом числе публикаций, на сегодняшний день не выработано единого определения дефиниции «информационная культура». Еще менее разработанной является проблема информационного поведения личности.

Формирование информационной культуры личности как составляющей части общей культуры рассматривается в различных плоскостях – мировоззренческой, морально-этической, психологической, социальной, технологической, др.

В мировоззренческой плоскости информационная культура развивается путем осознания закономерностей распространения информации в обществе, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры.

Формирование информационной культуры в морально-этической плоскости подразумевает воспитание личной ответственности за распространение информации, а также выработку у личности культуры производства и потребления информации.

В психологической плоскости информационная культура личности заключается в развитии оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватного поведения личности, формирования умения действовать в условиях избыточной или недостаточной информации, оценивать качественную ее сторону, отбирать достоверную информацию.

В концентрированном виде проблематика информационной культуры как комплексного научного направления стала обозначаться лишь в 70–80-е годы XX века в связи с тенденциями технологизации общества, с внедрением и использованием компьютерных средств связи во все сферы жизнедеятельности. Эти разработки подготовили почву для выделения проблематики информационной культуры, позволили сформулировать базовые концепции, подходы, основные положения, терминологию.

Хотя первая работа, в которой упоминается термин «информационная культура», была опубликована в 1974 г., приоритет разработки ее научной проблематики следует отдать ученым Новосибирска, где были выпущены монография «Информация и прогресс» и сборник научных трудов «Информатика и культура».

Современные исследователи по-разному трактуют термин «информационная культура». Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает «информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений».

Н.Б. Зиновьева определяет понятие «информационная культура» через категорию «вид культуры». Анализируя объем понятия «информационная культура», она пишет: «Методологический разброс мнений заключается в рассмотрении информационной культуры в широком смысле, затрагивая мировоззренческие, когнитивные, морально-этические, психологические, социальные и технологические аспекты распространения информации в обществе и использование ее субъектом; в узком смысле, ограничивая проблематику лишь методами, способами овладения знаниями, умениями, навыками в области традиционных и электронных информационных технологий».

 А.А. Витухновская характеризует это понятие как одну «из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей»             И.Г. Хангельдиева определяет ее как качественную характеристику жизнедеятель­ности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, в ко­торой приоритетными являются общечелове­ческие духовные ценности.

Согласно мнению Е. А. Медведевой, «ин­формационная культура – это уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентиро­ваться в информационном пространстве, уча­ствовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию».  

Информационную культуру в соответствии с этим можно определить на высшем уровне как область культуры, связанную с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности. Такой подход позволяет квалифицировать информацию как «социокультурный продукт», «общечеловеческую культурную ценность», «форму функционирования ценностей    культуры».    Как    справедливо    отмечает    В.Е.    Леончиков,  «информационная культура является как бы «сквозным аспектом», характерным для всех этнотерриториальных, социальных и глобальных типов культур, а также таких интегративных видов культуры, как экономическая, экологическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная и др.».

Степень научной разработанности проблемы определяет наличие множества исследований в этой области со стороны отечественных и зарубежных ученых. Проблемы информации, информатизации, информационной культуры активно разрабатываются на протяжении полувека как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В общенаучном плане информационную культуру рассматривали такие ученые, как Д. Адам, Д.И. Блюменау, Н. Винер, А.Д. Урсул  и др.

Особенно активно в течение последних десятилетий велась разработка проблем, связанных с феноменом информационной культуры с позиций философского, педагогического, психологического и других подходов. Различные аспекты этой проблемы разрабатывали. О.В. Артюшкин,                      А.А. Витухновская, М.Г. Вохрышева, Н.И. Гендина,  А.А. Гречихин,                М.Я. Дворкина, Н.Б. Зиновьева, Ю.С. Зубов, В.Е. Леончиков, Э.П. Семенюк,  Н.А. Федотов и др.

При этом два основных подхода, в рамках которых преимущественно ведется рассмотрение понятия «информационная культура», основаны либо на информационных ориентациях, либо на культурологических. В рамках первого подхода преобладающее внимание сосредоточено на характеристиках, отражающих возможности индивида в области работы с информацией (поиском, отбором, систематизацией, анализом), наличие у него знаний, умений, навыков, связанных со структурой и содержанием информационных практик. Этот узкоориентированный подход представлен в работах Г.Г. Воробьева, Л.В. Гугля,  К.Т. Аудриной, Л.В. Нургалеевой,          Г.Б. Паршуковой, А.А. Парахина и др. В современных исследованиях информационной культуры преобладает информационный подход, поскольку данная проблематика пришла в науку из информационной сферы.

При использовании культурологического подхода понятие «информационная культура», с точки зрения его содержания и контекста рассмотрения, существенно расширяется, информационная культура представляется как способ жизнедеятельности человека в информационном пространстве общества, как важная составляющая культуры человека и человечества. В работах И.Г. Белоглазкиной, А.А. Витухновской,                      Н.Б. Зиновьевой, В.Е. Леончикова, Э.П. Семенюка информационная культура определяется как область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности

Именно в рамках этого подхода развивается понятие информации как социокультурного продукта, как «общечеловеческой культурной ценности», как «форма функционирования ценностей культуры». Как утверждают в своих работах С.Б. Бураго, В.Н. Васин, С.В. Смирнов, информационная культура является внутренне необходимым компонентом духовной и материальной подсистем культуры.

Особое внимание в последние годы все больше уделяется проблемам развития информационной культуры в контексте высшего образования. Профилированное знание о формировании информационной культуры в системе высшего профессионального образования раскрыто в трудах               Н.И. Гендиной, А.Г. Гука, Е.Н. Лапинковой, Г.Б. Паршуковой и др. Социально-педагогические и психологические аспекты процесса формирования важнейших компонентов информационной культуры в образовательном контексте – как в личностном, так и в специально-профессиональном отношениях – поднимаются в работах М.Г. Вохрышевой, Н.И. Гендиной, Н.Б. Зиновьевой, Н.В. Лопатиной и др.

Данные работы носят преимущественно педагогический характер, акцентируя внимание на анализе содержания и организации учебного процесса для формирования информационной культуры, на роли разных учебных дисциплин.

Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, способных к постоянному повышению личных профессиональных качеств путем изучения и применения новых знаний, превращается в ведущий фактор образовательной политики.

Информационная компетентность специалистов предполагает их способность эффективно использовать средства информатизации и новые информационные технологии для решения практических задач.

Развитая информационная культура специалиста предполагает не только способность  ориентироваться в новом информационном пространстве, но и умение использовать его возможности в своей профессиональной деятельности. Решение этой проблемы требует модернизации существующей системы высшего образования.

Несмотря на стремительность развития процесса информатизации, одной из главных причин отставания образовательной системы от достижений технического прогресса является  недостаточно высокий уровень личной информационной культуры большей части педагогов высшей школы. В формировании информационной культуры студентов преобладает прагматичный подход, который проявляется в том, что получаемые знания воспринимаются только в плане их конкретного практического применения в учебной или профессиональной деятельности. Такое ограниченное понимание целей и задач воспитания информационной культуры личности мешает целостному ее формированию и не способствует выработке правильных представлений об информационной картине мира. Проблема формирования информационной культуры личности зачастую сводится к задаче курса информатики, не распространяясь на другие дисциплины, особенно гуманитарные, поэтому целостность процесса формирования необходимых информационных качеств будущего специалиста отсутствует. Но процесс развития информационной культуры не прекращается с выпуском их из учебного заведения, не ограничивается рамками системы повышения квалификации, он представляет собой непрерывное развитие и саморазвитие профессионала  на протяжении всей его многолетней деятельности. И это связано с все возрастающим потенциалом информационных ресурсов.

Большое значение в формировании информационной культуры имеют компьютерные технологии как прогрессивный метод обучения. Информационная культура – это проникновение в суть процессов обработки информации, предполагающий умение правильно воспринимать различную информацию, выделяя в ней главное, применять различные виды формализации информации, широко использовать математическое и информационное моделирование для изучения различных объектов и явлений, разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их на ПК, анализировать полученные результаты, проводить вычислительные эксперименты для проверки правильности построенных моделей.

Информационная культура личности имеет ряд составляющих: информационную активность, развитую информационную мотивацию, познавательную, читательскую активность, усвоение навыков информационной деятельности, поисковое поведение, степень осознания собственных информационных потребностей, включенность в коммуникативный процесс. Эти структурные части информационной культуры базируются на совокупности личностных качеств, среди которых выделяются следующие:

интеллектуально-познавательные, дающие возможность воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности;

- мотивационные,   характеризующие   мотивы и цели, определяющие направленность информационной активности;

эмоционально-волевые, определяющие результативность информационной деятельности;

коммуникативные, характеризующие нормы общения и обмена информацией.

Понятие информационная культура имеет сложную структуру, включающую множество компонентов в зависимости от профессиональной ориентации специалистов.

В информационной культуре личности мы выделяем три основных компонента:

- когнитивный (знания и умения);

- эмоционально-ценностный (установки, оценки, отношения);

- действенно-практический (реальное и потенциальное использование знаний и умений).

Рассмотрим компоненты информационной культуры личности. Само понятие «информационная культура» подразумевает в первую очередь умение находить и обрабатывать новую информацию с дальнейшей прикладной перспективой, а также тот факт, что средством в достижении указанной цели выступает технология мультимедиа, применяемая в образовательном процессе вуза и педагогом, и обучаемыми, мы предлагаем рассмотреть первым когнитивный компонент информационной культуры.


 

Таблица 1 – Компоненты информационной культуры

 

 

Компоненты информационной культуры личности

 

Когнитивный

Эмоционально-ценностный

Действенно-практический

1 Компьютерная грамот­ность

2 Навыки обраще­ния с информацией:

- умение орга­низовать по­иск информа­ции;

- умение рабо­тать с ото­бранной инфор­мацией: структурировать, система­тизировать, обобщать;

- умение ис­пользовать ин­формацию в коммуника­ции

1 Содержание информа­ционных потребно­стей и интересов

2 Мотивы обраще­ния к различным источни­кам информации

3 Предпочтитель­ность ка­налов получения необхо­димой информации

4 Самооценка сте­пени удовлетворения ин­форма­ционных потребно­стей

5 Отношение к ком­пью­терным технологиям

1 Способы поиска и ка­налы получения не­об­ходимой информации

2 Интенсивность обра­щения к различным ис­точникам информа­ции

3 Применение по­лучен­ной информации в раз­личных сферах своей деятельности

4 Степень  вклю­ченно­сти в Интернет-сообще­ство

5 Формы деятель­ности в Интернет

 

 

Рассматривая когнитивный компонент информационной культуры, мы выделяем его первый критерий – компьютерную грамотность.  Без овладения компьютерной грамотностью невозможно осуществление процесса поиска и обработки информации в современной обстановке глобальной информатизации общества и образования.

Компьютерная грамотность – это динамическая характеристика личности, отличительными чертами которой являются: владение определенной системой компьютерных знаний, умений и навыков,  обладание чувством ответственности за использование компьютерных технологий при решении учебных и личных задач, наличие творческого подхода к компьютерной деятельности.

Объективная оценка уровня сформированности компьютерной грамотности возможна по следующим показателям:

- ценностному отношению к компьютерной деятельности (соотношению общественной и личностной значимости компьютерной деятельности, проявлению познавательной и прикладной активности);

- теоретико-технологической компьютерной подготовке (алгоритмическому мышлению, теоретическим знаниям в области информатики);

- реализации творческих способностей (направленности на эвристическую деятельность, проявлению нестандартных подходов к решению стандартных задач).

Эффективность формирования этого параметра возможна при реализации ряда условий: наличии стремления обучаемых к повышению уровня компьютерной грамотности; актуализации полученных компьютерных знаний, умений, навыков; привлечении компьютерных технологий для различных форм образовательной деятельности (лекций, практических занятий, самостоятельной работы); реализации личностно-ориентированного взаимодействия преподавателей и обучаемых в ходе компьютерной подготовки; включении инновационных и творческих элементов в процесс овладения компьютерными технологиями.

Развитая компьютерная грамотность приобретает социально-значимый характер, при этом личность критически относится к своим действиям и анализирует результаты своего труда, что, в целом, свидетельствует о развитии общей культуры человека, о совершенствовании его личностных и профессиональных качеств.  

Не овладев современными знаниями, умениями, навыками в области поиска, отбора, хранения и использования информации (вторым критерием – навыками обращения с информацией), субъект не сможет приспособиться к быстро изменяющимся условиям информационной среды и ощущать себя в ней комфортно. Но знания, умения, навыки не могут быть приобретены сами по себе, в отрыве от мировоззренческих, морально-этических, психологических сторон социальной жизни. Культура обращения с информацией подразумевает:

- культуру поиска информации (знание информационных ресурсов,
номенклатуры информационных услуг, предлагаемых библиотеками и
органами   НТИ,   информационными   изданиями   и   справочными
системами; владение алгоритмами индивидуального поиска и так далее);

- культуру отбора и переработки информации (осознание собственных информационных потребностей, знание критериев релевантности  информации,   владение   элементами   аналитико-синтетической переработки информации и так далее);

- культуру передачи информации (знаний процессов информационно-коммуникативной деятельности и навыков в этой области).

Однако подход к формированию навыков обращения с информацией осуществляется малоэффективно в современной образовательной системе.  Основы электронной обработки информации осуществляются преимущественно через изучение информатики, не прослеживая необходимой связи с другими дисциплинами.

Показателями сформированностии названного критерия являются способность студентов к информационному самообеспечению учебной, профессиональной и иной познавательной информацией, овладение рациональными приемами самостоятельного поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации; овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. Такая деятельность может осуществляться через электронные ресурсы учебной библиотеки ввтуза, Интернет.

Пристального внимания требует навык систематизации информации, то есть сведения разрозненных сведений в некую непротиворечивую схему. Систематизацию накопленной информации каждый субъект осуществляет самостоятельно, исходя из следующих соображений:

- объема накопленной информации (как известно, большой объем требует более сложных систем классификации, для меньшего объема достаточно простой, даже примитивной схемы);

- широты  и  многоаспектности  содержания  накопленной  информации (широты кругозора субъекта);

- наличия установленных интеграционных связей между отдельными информационными фрагментами.

Эффективно развить этот навык возможно путем:

- нацеленности студентов на установление причинно-следственных связей в изучаемых явлениях;

- побуждения обучаемых к сравнению и систематизации признаков и свойств изучаемых объектов и явлений путем их сопоставления;

 - подборки заданий, требующих от студентов теоретических обобщений и поисков фактов; 

- подведения студентов к самостоятельному изучению широкого
круга дополнительной литературы;

- установления связей между различными дисциплинами.

Именно интеграционные процессы способствуют одновременно активизации восприятия разных областей знания и его систематизации.

Эмоционально-ценностный компонент информационной культуры включает ряд критериев, характеризующих содержание информационных потребностей и интересов, мотивацию деятельности, выбор каналов информации, самооценку степени удовлетворения информационных потребностей, отношение к компьютерным технологиям.

Как правило, задача прогнозирования успешности обучения и профессиональной деятельности связывается преимущественно с диагностикой интеллектуальных способностей обучаемого. Но умственные способности, составляя фундамент интеллектуальной активности, не проявляются в ней непосредственно, а лишь преломляясь через мотивационную структуру личности. Доминирование ориентации на оценку и успех приводит к тому, что собственная познавательная деятельность становится лишь средством достижения иных целей, в результате чего ее содержание выхолащивается и обедняется.

Различные мотивации обусловливают различное место информации в структуре жизненных ценностей, предопределяют и разные средства достижения жизненных целей. На  мотивацию большое влияние оказывает познавательная активность. Информационная активность субъекта тесно связана с уровнем развития информационной мотивации – еще одним критерием информационной культуры.

Мотивация и характер потребностей определяют необходимость выбора каналов получения информации (книг, средств массовой информации, электронных ресурсов, т.д.).

Информационная культура студентов зависит от степени осознания собственных информационных потребностей. Перед педагогом встает задача – сформировать эти потребности у студентов. Потребности различного плана зависят от профессиональных, необходимых в повседневной деятельности специалиста,  до личностных.

Информационное поведение субъекта строится на основе ранжирования своих информационных потребностей по их значимости. Но удовлетворить все информационные потребности, как правило, невозможно. И чем шире спектр информационных потребностей, тем сложнее их ранжировать по значимости, соответственно, сложнее рационально выстроить свое поисковое поведение.

Развитые информационные потребности предполагают не всегда широкий содержательный спектр. Могут быть информационные потребности широкие, но неглубокие по содержанию, поверхностные, затрагивающие лишь внешнее проявление событий, природных и социальных процессов, без погружения в их сущность.

 Но самое главное качество развитых информационных потребностей – это их непрерывный характер и тенденция к усложнению.

На развитие действенно-практического компонента информационной культуры влияют следующие факторы информационного общества:

- постоянно возрастающий объем информации;

- развитие информационных коммуникаций и доступность информационных ресурсов;

- социально    одобряемый    имидж    информированности    человека (социальная привлекательность информированности).

Но эти же факторы могут не только способствовать, но и препятствовать развитию этого компонента. Например, возрастающий объем информации делает невозможным физически всю ее освоить, что вызывает чувство психологического дискомфорта у субъекта, имеет своим следствием спонтанное самообразование, схватывание «на лету» понятий, положений, фраз без глубокой их проработки, без осмысления, что делает процесс передачи информации поверхностным, неглубоким.

Развитие информационных коммуникаций средствами связи, в том числе Интернета, делает передачу информации легкой, доступной, что не стимулирует интеллектуальные возможности по поиску действительно нужной и важной информации, тормозит творческое мышление.

Социально одобряемый имидж информированного человека тоже имеет своим следствием некоторые негативные моменты. Мера информированности важна, но она не свидетельствует об интеллектуальной глубине суждений. А ее социальная привлекательность приводит к увеличению количества людей, знающих множество фактов, но не умеющих ими оперировать, их анализировать и продуцировать новые знания. Все нацелено на внешнюю демонстрацию эрудированности.

В рассмотрении действенно-практического компонента важно представление такого понятия, как «информационное поведение».

Специалистами под информационным поведением понимается образ действий, совокупность поведенческих актов, предпринимаемых людьми для получения, усвоения и использования и передачи профессиональному сообществу нового знания.

Необходимо разграничивать понятия «информационная деятельность» и «информационное поведение». Последнее явление более широкое и включает в себя не только осознанные, целеполагаемые действия – информационную деятельность, но и огромную систему неосознанных реакций (раздражение, страх, сомнения, интерес, одобрение и тому подобное).

Информационное поведение может быть выстроено по типу: осознанное или неосознанное, импульсивное или пролонгированное. Неосознанное информационное поведение представляет собой низшую ступень развития информационной культуры.

Бесспорно, одной из самых важных характеристик действенно-практического компонента выступает скорость осуществления информационных процессов. Но поскольку информационная деятельность, как уже было отмечено, протекает на психическом и предметном уровнях, то и скорость ее осуществления должна быть охарактеризована по-разному. Скорость осуществления информационной деятельности на психическом уровне опирается на психофизиологические свойства личности и выражается прежде всего врожденной предрасположенностью к их развитию.

Этому способствуют и личностные качества субъекта, которые могут быть представлены как:

- интеллект;

- развитая память;

- мобильность (способность быстро переключаться с одной темы на другую);

- эвристический склад мышления.

На базе этих указанных личностных качеств формируются приобретенные в результате информационной практики знания, умения, навыки. И скорость осуществления процессов информационной деятельности в первую очередь зависит от наличия уже имеющихся знаний, приобретенных умений и, главное, навыков информационной деятельности.

Результативность информационной деятельности предполагает ее целенаправленность. Производство, поиск, систематизация информации субъектом должна осуществляться для какой-либо цели, и степень приближения к цели будет определять ее результативность. Бесцельная работа с информацией (как-то «блуждания» по Интернет, пролистывание от нечего делать страниц журналов, газет, книг и так далее) никогда не дадут какой-либо результативности, а соответственно, не могут рассматриваться как проявления информационной активности.

Все компоненты информационной культуры взаимосвязаны, оказывают непосредственное влияние друг на друга и не могут развиваться один без другого.

Эффективное формирование информационной культуры способствует успешному решению задач образования:

- оказывает влияние на широту кругозора личности, меру ее  информированности;

- способствует осуществлению логических операций, развивая мышление;

- способствует развитию толерантности, плюрализму мировоззрения;

- воздействует на личность, вырабатывая критическое мышление;

- развивает информационный интеллект.

Переход к информационному обществу выделяет наиболее важное направление в развитии системы образования – опережающее образование, требующее постоянного совершенствования информационной культуры личности. Вместо лозунга «образование – на всю жизнь» главным становится лозунг «образование – через всю жизнь».

По нашему мнению, формирование информационной культуры студентов будет эффективным при соблюдении ряда условий:

- если система информационной подготовки носит  непрерывный и комплексный характер;

- если интеграция педагогических и информационных технологий является  основой образовательного процесса;

- если преподавательский состав обладает высоким уровнем профессиональной подготовки в области информационных и компьютерных технологий;

- если содержание учебных планов и программ соответствует тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях;

- если обеспечен опережающий характер содержания профессионального образования с учетом перспективы развития средств информационных технологий и средств автоматизации учебного процесса;

- если одной из целей образовательного процесса является гуманизация образования, подразумевающая развитие личности в плане формирования ее культуры (в том числе информационной, креативного мышления). 

Темпы технологического и научно-технического прогресса се­годня таковы, что многие знания устаревают уже в течение 3-5 лет. Не учитывать этого фактора в перспективной системе образования недопустимо. Именно поэтому приоритеты целей системы опережающего образования должны радикальным образом отличаться от приоритетов аналогичных целей системы традиционного поддерживающего образования.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «ennbkn»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация