«Заинтересованность школьников в собственной исследовательской работе усиливается наглядностью результатов своего труда, а также успехом выступления на конференции или конкурсе. И задача педагога – довести юного исследователя до такого успеха, дать ему мощный стимул для дальнейшего творческого развития».
А.В. Хуторский, д.п.н, член-корреспондент Российской академии образования
Современные требования к выпускникам школ как к будущим специалистам различных сфер экономики подразумевают наличие стойкого познавательного интереса и развитого аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности. Требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальных областях знаний, но и умели формировать и защищать свои идеи и предложения. Для этого, прежде всего, необходимо уметь самостоятельно анализировать и обобщать научные факты, явления и информацию. Поэтому все большее значение приобретает участие школьников в исследовательской деятельности, в процессе которой формируются умения и навыки практического применения теоретических знаний.
Включение школьников в исследовательскую деятельность способствует «обучению технологии анализа ситуаций, выбору оптимальных решений, правильному выстраиванию коммуникации, позволяет раздвинуть границы стереотипного мышления, увидеть скрытые возможности там, где другие их не замечают, сформировать творческие подходы к генерированию новых нестандартных идей и действовать адекватно и эффективно в сложных, нестандартных ситуациях, т.е. способствует в целом формированию умения инновационно мыслить» [1]. Развитая исследовательская позиция, отмечает А.С. Обухов позволяет человеку «успешно взаимодействовать с изменяющимися реалиями внешнего мира, социального окружения, а также с субъективной реальностью» [4].
Целесообразность включения исследовательской деятельности в качестве обязательного элемента образования во всех типах школ подчеркивают специалисты разного уровня [2]. Данного мнения придерживается и автор статьи.
Понятие «исследовательская деятельность» включает образовательную технологию, использующую в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – учителя-предметника, научного сотрудника [3].
Наиболее эффективным, на наш взгляд, является вовлечение школьников в исследовательскую деятельность, осуществляемую специализированными учреждениями и педагогически подготовленными кадрами, что позволяет реализовать творческую и практическую направленность школьника.
Одним из таких учреждений является Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий (НОЦ), созданный в Вологде в 2003 году на базе Института социально-экономического развития территорий РАН. НОЦ объединяет в своей структуре учащихся очного факультатива по экономике, состоящего из общегородских групп школьников и профильных экономических классов МОУ «Лицей №32» и МОУ «Гимназии №2» г. Вологды, а также учащихся Экономической Интернет-школы. Общая численность школьников 5-11 классов в 2011-2012 учебном году составляет 555 человек, из них 95 человек – учащиеся Экономической Интернет-школы.
Одной из главных целей Научно-образовательного центра является привлечение молодежи в науку. Важность исследовательской деятельности в образовательном процессе высоко оценивают учащиеся как сами учащиеся НОЦ, так и их родители. По результатам опросов родителей учащихся НОЦ участие в исследовательской деятельности стоит на первом месте по значимости среди возможностей, предоставляемых НОЦ. Выпускники НОЦ знания и навыки научно-исследовательской работы выделяют в числе преимуществ обучения в НОЦ.
Формами реализации исследовательского направления работы с учащимися НОЦ являются преподавание дисциплины «Основы исследовательской деятельности» в 5-11 классах экономического факультатива, организация конкурса НИР и эссе, конференции.
Преподавание дисциплины «Основы исследовательской деятельности» направлено на формирование знаний, умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, развитие индивидуальности и творческого потенциала учащегося, его самореализации в продуктивной и разнообразной деятельности.
Задачами программы являются:
– формирование представлений об исследовательской деятельности и ее основных характеристиках;
– обучение структуре построения и правилам оформления исследовательской работы;
– формирование библиографической грамотности;
– ознакомление с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
– развитие познавательных способностей и потребностей;
– содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
Программа дисциплины представляет собой семилетний цикл обучения, осуществляемый по принципу «спирали» с постепенным усложнением подачи материала. По окончании каждого годичного цикла проводится итоговый контроль, осуществляемый в различной форме: экспресс-исследование, презентация, эссе, защита реферата с элементами аналитической работы, научно-исследовательская работа (табл. 1).
Таблица 1
План учебного курса «Основы исследовательской деятельности»
Для повышения мотивации школьников к изучению курса «Основы исследовательской деятельности», выявления и поощрения лучших в НОЦ с 2004 года организуются конкурс эссе и конкурс исследовательских работ.
Для учащихся 6-8 классов проводится конкурс эссе по заранее предложенным темам. Эксперты из числа сотрудников ИСЭРТ РАН оценивают содержание, способность организовать и представить свои мысли, владение экономическими понятиями и терминами, аргументированное изложение основных положений эссе, богатство языка, грамотность. Наиболее популярными среди школьников темами являются следующие: «Я и современная экономика», «Если бы я был президентом РФ», «Если бы я был главой г. Вологды», «Если бы я был директором школы», «Если бы я был частным предпринимателем». Общая численность учащихся, принявших участие в конкурсе, составляет 233 человека.
Конкурс НИР проходит в несколько этапов. На первом происходит распределение школьников по группам, выявление круга их исследовательских интересов и прикрепление к научным руководителям из числа аспирантов ИСЭРТ РАН. Тему, методики исследования, литературу школьники согласуют с научными руководителями. Дальнейшая работа происходит в тесном сотрудничестве с научным руководителем, при этом используются современные средства связи и личное общение. Также дополнительные консультации по написанию исследовательских работ школьникам оказывают методисты НОЦ. Впоследствии работы оцениваются независимыми экспертами из числа научных сотрудников Института, которые определяют 10 лучших работ для участия в конференции-защите. На конференции учитываются умение учащихся отвечать на вопросы по теме исследования, убедительность и логичность выступления.
Решение об итогах конкурса принимается конкурсной комиссией на основе общей суммы баллов (баллов, полученных при оценке исследовательской работы экспертами, и балла, полученного за выступление на конференции-защите). Победители и лауреаты конкурса награждаются дипломами, ценными подарками, а также получают право опубликовать свои работы в сборнике «Экономика региона глазами старшеклассников». За период 2004-2011 гг. в конкурс были вовлечены более 380 старшеклассников (табл. 2), издано 8 сборников, которые распространяются среди общеобразовательных учреждений г. Вологды и Вологодской области.
Таблица 2
Участие школьников в конкурсе научно-исследовательских работ НОЦ
В общем виде схема организации научно-исследовательской деятельности в НОЦ представлена на рисунке 1.
Свои научно-исследовательские работы школьники представляют не только на конференции НОЦ, но и на городских и студенческих конференциях. Только в 2010-2011 учебном году учащиеся НОЦ приняли участие в семи исследовательских конкурсах и конференциях различного уровня, подтверждая при этом высокий уровень исследовательских достижений (табл. 3).
Таблица 3
Участие школьников НОЦ в исследовательских конкурсах и конференциях за период 2010-2011 учебный год
Необходимо и дальше развивать и совершенствовать исследовательскую деятельность в НОЦ, вовлекать в исследовательскую деятельность большее количество учащихся, притом, что в Научно-образовательном центре для этого созданы все условия. Учащиеся имеют возможность пользоваться научной библиотекой, посещать научные семинары и конференции, изучать результаты экономических исследований ученых ИСЭРТ РАН.
Подводя итоги работы по вовлечению школьников к исследовательской деятельности, можно отметить следующее:
– за время функционирования НОЦ в исследовательскую деятельность вовлечено более 600 школьников;
– увеличивается количество школьников, выступающих с научно-исследовательскими работами в конкурсах и конференциях муниципального и регионального уровня и занимающих призовые места, что свидетельствует о высоком качестве исследований.
Необходимо выделить и ряд проблемных моментов, которые возникают в ходе реализации исследовательского направления в НОЦ. Это и низкая мотивация школьников, неравномерность нагрузки школьников и преподавателей на разных этапах работы, риск неудачного окончания работы, повышение эмоциональной нагрузки.
Несмотря на это необходимо и дальше развивать и совершенствовать исследовательскую деятельность в НОЦ, вовлекать в исследовательскую деятельность большее количество учащихся, учитывая, что в Научно-образовательном центре для этого созданы все условия. Учащиеся имеют возможность пользоваться научной библиотекой, посещать научные семинары и конференции, изучать результаты экономических исследований ученых ИСЭРТ РАН.
Библиографический список
- Королева Е. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления – генератора инноваций /Е. В. Королева //Исследовательская работа школьников. – 2010. – № 1. – C. 5-6
- Леонтович А.В., Обухов А.С. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции: сборник статей /Под общей ред. к.пс.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 612 с.
- Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся/А.В. Леонтович// Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 4. – C. 24-26
- Обухов А.С. Исследовательская позиция личности /А.С. Обухов// Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 1. – C. 61-73