Действенным механизмом реализации инновационной политики при реализации стратегии роста является научно-образовательный инновационный комплекс (НОИК), создаваемый на базе высшего образовательного учреждения.
НОИК может создать любой высшее образовательное учреждение, независимо от формы собственности, способный обеспечить единство образовательного процесса, научно-исследовательской и инновационной деятельности на всех стадиях и этапах подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров [61, с.119].
НОИК становится базовым элементом инновационной системы высшей школы, ориентированный на:
– создание научной, научно-технической и инновационной продукции;
– осуществление подготовки научных, научно-педагогических кадров и специалистов;
– самостоятельное осуществление инновационной деятельности, а также реализацию совместных проектов и программ с академическими институтами, производственными структурами, финансовыми организациями и т. п., что способствует развитию стратегического партнерства;
– финансирование инновационной деятельности;
– обеспечение производства наукоемкой продукции, в том числе на малых предприятиях, или же созданных (в настоящее время государственные и муниципальные высшее образовательное учреждение в силу закона об автономных учреждениях такое право может быть получено).
В отличие от традиционной схемы организации образовательного процесса в высшем образовательном учреждении в НОИК реализуется система многоуровневого и многоступенчатого непрерывного профессионального образования, включающая общее среднее образование, начальное профессиональное образование, среднее (возможно и начальное) профессиональное образование, а также высшее образовательное учреждение и дополнительное образование. Это означает, что в состав НОИК кроме традиционных для высшего образовательного учреждения структурных подразделений могут входить отделения вузовской подготовки и среднего профессионального образования, могут быть реализованы сквозные учебные планы многоуровневой подготовки специалистов, планы повышения квалификации и профессиональной переподготовки [7, c.198].
Научная подсистема НОИК содержит как традиционные структуры, входящие в научную часть высшего образовательного учреждения и обеспечивающие проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, так и структуры, ориентированные на создание новых продуктов и технологий: технопарки, научно-производственные группы, малые предприятия, созданные на базе высшего образовательного учреждения, центры инновационных компетенций, а также временные креативные структуры для реализации междисциплинарных проектов и программ [2, c.187].
Высшему образовательному учреждению необходимо постоянно расширять спектр дополнительных образовательных программ и услуг, в том числе по управленческому консультированию (консалтингу), что повышает его конкурентоспособность, т.е. умение динамично завоевывать рынок образовательных услуг, привлекая все больше талантливой и трудолюбивой молодежи.
Библиографический список
- Поташник М.М. Управление качеством образования. М.: Пед. общ. России, 2005. 300 с.
- Предпринимательство: учебник / под ред. М.Г. Лапусты. 3-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004.
- Представление и использование знаний. Под ред. Х. Уэно, М. Исидзука. М.: Мир, 1987.
- Прокопьев В.П. К вопросу создания университетских комплексов. Журнал «Университетское управление: практика и анализ», 2003. № 2.
- Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / под ред. Е.А. Князева. – Казань : Унипресс, 2001. – 187 с.
- Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://www.raexpert.ru
- Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: Учебное пособие для высших образовательных учреждений / под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 217 с.
Количество просмотров публикации: Please wait