МАТВЕЙЧЕНКОВА М.Л. ПРЕДМЕТНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


МАТВЕЙЧЕНКОВА М.Л. ПРЕДМЕТНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/03/10990 (дата обращения: 29.03.2024).

Принцип наглядности является одним из старейших и важнейших принципов дидактики.

В «Великой дидактике» Я.А. Коменский следующим образом определил наглядность, ее задачи и значение: «Если мы желаем привить уча-

щимся истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство… Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и

запомнит все вернее, чем если он прочитает обширнейшие объяснения, не видав всего этого своими глазами. Отсюда известное выражение: наблюдение собственными глазами заменяет собой доказательство»[1].

Особое значение наглядности в обучении придавал швейцарский педагог-демократ И.Г. Песталоцци (1746-1827). Ряд его произведений посвящены методике ее применения, например, «Азбука наглядности, или наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе», в которых излагались новые методы обучения. И.Г. Песталоцци формулирует мысль, аналогичную «золотому правилу» Я.А. Коменского, а именно: «Чем большим количеством чувств ты познаешь сущность явлений или какого-либо предмета, тем правильнее будут твои знания о нем»[2].

В обучении иностранному языку трудно переоценить роль наглядности. Она помогает ученику изучать язык более осмысленно и с большим интересом. Она мобилизует активность  учащихся, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение.

В словаре Э. Г. Азимова и А.Н. Щукина наглядность определяется как «специально организованный показ языкового и экстралингвистического  материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности»[3]. – с.168. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов(теория и практика преподавания языков). СПб: «Златоуст», 1999.

В данной статье нам хотелось подробно рассмотреть использование на уроках английского языка предметной наглядности. Предметная наглядность рассматривается как «способ семантизации лексики: раскрытие значения иностранного слова путем демонстрации предметов, действий, обозначаемых этим словом. Предметная наглядность дает возможность создать прямые ассоциации между предметом и иностранным словом без посредства родного языка»[4] .

Данная возможность приобретает особое значение в рамках коммуникативного метода преподавания иностранных языков,  когда использование родного языка для семантизации лексики сводится к минимуму.

Использование предметной наглядности способствует развитию мышления на иностранном языке.

Например, используя картины на уроках, можно заметить, что дети быстрее усваивают те или иные явления, более активно ведут себя на уроках. Картина всегда вносит оживление в урок. Дети с интересом слушают рассказ по картинке, которая помогает им понять смысл иностранной речи, они сами загораются желанием высказаться или ответить на вопросы по содержанию картины.

При объяснении грамматики (спряжение глагола в настоящем времени) можно использовать картинку с изображением змеи, свернувшейся в виде буквы S, которая преследует глаголы в 3 лице единственного числа. Эта змея прикрепляясь к глаголу может издавать звуки [s][z][iz].

При объяснении времен английского глагола целесообразно использовать зрительные опоры. Например, сравнить Continious с непрерывной струей воды из крана, а капающую из того же крана воду отождествить с Simple.  Или еще пример: при объяснении временной формы Present Simple, а именно того, что при построении вопросительного предложения со вспомогательным глаголом  Does окончания –s, -es у глаголов не используется, в отличие от повествовательного предложения,  можно использовать картинку с изображением крокодила по прозвищу Does, при появлении которого окончания –s, -es «убегают», при этом можно сказать детям следующую рифмовку: «Does крокодил –s, (-es) проглотил», что поможет школьникам быстро запомнить это правило.

Для введения предлогов места можно использовать игрушку. По ее расположению дети догадываются о переводе предлогов. После этого закрепляем эти предлоги в словосочетаниях и предложениях, описываем картинки. В данном случае предметная наглядность способствует установлению связи слова с представлением.

При обучению говорению можно применить следующие формы:

  1. Описание картинки.
  2. Описание предмета (игрушки).
  3. Диалог по картинке.
  4. Задать собеседнику вопросы об игрушке и т.д.

При обучении письму:

  1. Написать письмо данному персонажу.
  2. Письменно описать картинку.
  3. Написать, что нравится и что не нравится в данной игрушке и т.д.

При обучении аудированию:

  1. Выбрать из предложенной записи только те прилагательные, которые подходят для описания данной игрушки/картинки.
  2. Выбрать из предложенной записи только те глаголы, которые можно употребить в отношении данного персонажа и т.д.

При обучении чтению:

  1. Выбрать из текста только те прилагательные, которые подходят для описания данной игрушки/картинки.
  2. Выбрать из текста только те глаголы, которые можно употребить в отношении данного персонажа.
  3. Подобрать описание к данному персонажу и т.д.

Таким образом, очевидно, что наглядно-образная форма информации позволяет представить разные элементы объекта, ситуации, процесса в их взаимосвязи и тем самым способствует лучшему и более скорому запоминанию.

Список литературы

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. C.303-304.

2. Песталоцци И.Г. Педагогические сочинения. М., 1950. С.273.

3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов(теория и практика преподавания языков). СПб: «Златоуст», 1999.- с.168.

4. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов(теория и практика преподавания языков). СПб: «Златоуст», 1999. – с. 237.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Matveichenkova Marina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация