ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ КАРТ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ

Иналов Эмиль Абукарович1, Полонкоева Фердоус Яхиевна1
1Ингушский государственный университет

Аннотация
В образовательном процессе применение цифровых карт становится неотъемлемой частью преподавания географии, именно в контексте изучения географического положения России. Данная работа рассматривает возможности и преимущества использования цифровых карт в учебном процессе, уделяя пристальное внимание на их интерактивность, доступность и визуальной наглядности. Цифровые карты позволяют учащимся более глубоко понять пространственные отношения, географические особенности и культурные аспекты России. Они способствуют развитию навыков работы с геоинформационными системами (ГИС) и помогают в формировании критического восприятия информации. Актуальность темы обусловлена не только развитием технологий, но и необходимость формирования у учащихся комплексного понимания роли России в мире – как в географическом, так и в экономическом, политическом и экологическом контекстах.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 11.00.00 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Иналов Э.А., Полонкоева Ф.Я. Применение цифровых карт в преподавании географического положения России // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/08/103619 (дата обращения: 20.08.2025).

Исследование земной поверхности является междисциплинарной задачей, однако география, обладая богатой историей исследований, достигла наибольших успехов в систематизации информации о природных и социально-экономических территориальных системах. Географическая играет ключевую роль в осмыслении и решении проблем устойчивого развития на различных уровнях, а также глобальных вызовов человечества.

Методы географии, как дисциплины, формирующей целостное представление о мире и его динамике, должны быть приоритетными в образовательном процессе. Важнейшим элементом географического образования является работа с картографическими материалами. Карты, выступая в качестве репрезентации территории, позволяют моделировать ее образ и основные характеристики, одновременно способствуя развитию пространственного и географического мышления. Через анализ и сравнение картографического содержания происходит развитие логических рассуждений, это развивает наше умение мыслить пространственно и понимать географию. Когда мы смотрим на карту и сравниваем разные места, мы учимся рассуждать, говорить и представлять себе разные вещи.

Цифровые карты – это мощный инструмент для изучения географии, позволяющий наглядно показывать особенности географического положения России. Современное образование стремится к цифровизации, и география — это одна из дисциплин, где новые технологии особенно эффективны. Географическое положение России всегда опиралась на бумажные карты и статичные схемы, теперь цифровые картографические сервисы открывают совсем иные возможности. Они позволяют не только визуализировать пространственные данные, но и взаимодействовать с ними.

Россия – крупнейшая страна мира, обладающая уникальным географическим положением протяженной границей, природными ресурсами. Понимание её места на карте мира, особенностей взаимодействия с соседними государствами, влияния климата и рельефа на хозяйственную деятельность требует не просто запоминания фактов, а формирования целостного пространственного мышления.

Применение цифровых карт в преподавании соответствует требованиям ФГОС, которые подчеркивают важность развития информационной грамотности. Такие технологии помогают преодолеть одну из главных проблем школьной географии (недостаток практико-ориентированного подхода). Ученики не просто пассивно воспринимают информацию, а сами становятся исследователями, работая с реальными географическими данными. Тут цифровые карты становятся независимым инструментом, поскольку они:

1) Делают абстрактные данные наглядными (например, показывают реальные масштабы страны в сравнении с др. государствами).

2) Позволяют анализировать динамические процессы (изменения границ, миграции населения, климатические процессы).

3) Способствуют активному вовлечению учащихся через интерактивные задания, проекты и виртуальные исследования.

Интерактивность и доступность цифровых карт предоставляют учащимся возможность взаимодействовать с материалом в реальном времени. Студенты могут исследовать различные аспекты географии России: от природных ресурсов до культурных особенностей. Например, учащиеся могут зумировать, перемещаться по карте и получать дополнительные сведения о конкретных регионах, что делает обучение более увлекательным и наглядным. Одним из ключевых преимуществ цифровых карт является их визуальная наглядность. Графическое представление информации помогает учащимся лучше усваивать и запоминать материал, это может быть цветовые схемы, символы и графики позволяют легко воспринимать данные о населении, климате, экономике и других характеристиках регионов России.

Применение цифровых карт в учебном процессе также способствует развитию навыков работы с геоинформационными системами (ГИС) учащиеся учатся анализировать пространственные данные, работать с атрибутивной информацией и создавать собственные карты. Есть множества программ и приложений такие как: Google Earth (3D моделирование, исторические снимки, виртуальные туры. Яндекс Карты/2ГИС (детализированные карты городов, панорамы улиц. ArcGIS online/QGIS (создание собственных карт с анализом данных. Применение таких платформ помогает преодолеть абстрактность традиционных методов преподавания, превращая географию в живой увлекательный предмет. Преподаватели получают возможность использовать разнообразные форматы работы – от интерактивных квестов до аналитических исследований, которые повышают мотивацию учащихся и способствует более глубокому усвоению материала.

Учителя могут также использовать готовые ресурсы и уроки, разработанные на основе цифровых карт, что значительно упрощает подготовку к занятиям и делает их более разнообразными. Исследование показывают, что интеграция цифровых карт в преподавание географии значительно повышает интерес учащихся к предмету. Интерактивные элементы и визуальные материалы делают уроки более захватывающими, а также способствует активному вовлечению студентов в процесс обучения.


Библиографический список
  1. Бажукова Н. В. Картография: учебное пособие/Пермский государственный университет. –  Пермь, 2020.
  2. Давлетмирзаева Ф. А. Особенности применения картографической наглядности на уроках географии/Образование и воспитание. – 2016.
  3. Радченко Л. К. Познавательный аспект в картографии//Вестник СГУГиТ. Том 25. – 2020.
  4. Эфендиева Ш. Т., Абдулвагабова С. А. Формирование картографических знаний и умений у учащихся в курсе изучения шкр=ольной географии//Известия ДГПУ. Т.14. – 2020.


Все статьи автора «Иналов Эмиль Абукарович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: