Одной из проблем в современном российском государстве является преступность среди молодежи, которая уже длительное время не теряет своей остроты и актуальности. Принимаемые правоохранительными и судебными органами меры борьбы с преступлениями среди подростков в настоящее время не обеспечивают решения проблемы преступности несовершеннолетних лиц.
В настоящее время одной из причин роста преступности в современном мире является низкий уровень правовой культуры гражданского общества. В самом общим виде «культура общества» (лат. Cultura – воспитание) – область человеческой деятельности, связанные с человеком, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний) [1]. Правовая культура – это часть культуры общества, включающая в себя правовые ценности. Правовая культура включает в себя несколько элементов: само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе [2].
В целях борьбы с преступностью среди молодежи и е профилактике в России необходимо повышать уровень правовой культуры среди подростков; внедрять в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство элементы ювенальной уголовной юстиции (социальная диагностика личности несовершеннолетнего подсудимого (обвиняемого); применение альтернативных методов разрешения споров с участием подростков (примирительные процедуры, в том числе при содействии специальных служб); специализация судей по делам несовершеннолетних и др.) [3].
Во второй половине XIX в. в США получила развитие концепция, согласно которой несовершеннолетние правонарушители требуют особого подхода и обращения. Первым законом в области юстиции несовершеннолетних стал закон штата Массачусетс 1869 г., который установил требование изолированного содержания несовершеннолетних в зале суда, а также рекомендовал рассматривать дела несовершеннолетних преступников отдельно от остальных дел [4]. В последствие аналогичный закон был принят в штате Нью-Йорк, а в 1899 г. в г. Чикаго (штат Иллинойс) был учрежден специальный суд для рассмотрения дел несовершеннолетних. «Нормы об учреждении данного суда не только обобщили правила об отдельном рассмотрении дел несовершеннолетних, уже существовавшие ранее, о пробации и раздельном содержании несовершеннолетних в исправительных учреждениях, но и, как отмечал известный американский юрист П. Таппен, положили начало созданию концепции защиты несовершеннолетнего и заботы о нем в области уголовной юстиции» [5]. В настоящее время в каждом штате существует специальный суд по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц, совершившее противоправные деяния.
Защита прав и интересов несовершеннолетних имеет международное практическое значение. Создание судов с элементами ювенальных технологий в России является, на наш взгляд, острейшей социальной потребностью. При этом необходимо отметить и тот факт, что под термином «ювенальные технологии» в Российской Федерации следует понимать «комплекс мер, нацеленных (направленных) на реализацию и защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов несовершеннолетних лиц, находящихся в конфликте с законом, и содействующих раскрытию их индивидуального потенциала для свободного развития в обществе и самостоятельного отказа от асоциального поведения» [6].
В США обвиняемое несовершеннолетние лицо имеет право на рассмотрение его дела особенным судьей – ювенальным, который специально подготовлен для рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних и специализируется только на таких делах, такой судья при этом обладает специальными познаниями в области детской подростковой психологии. В Российской Федерации необходимо принять уже устоявшейся в США опыт по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц. При этом при отправлении ювенального правосудия в России необходимо привлекать к рассмотрению дела социальных работников, психологов, педагогов, детских врачей, для того чтобы выявить причину, которая подтолкнула подростка на совершение преступления, а в связи с этим применить к этому лицу необходимые социально-реабилитационные и восстановительно-воспитательные методики. В этом случае у ювенального судьи появляется возможность учесть в своем решении посткриминальное поведение подсудимого, предпринятые им шаги по нейтрализации негативных последствий совершенного им противоправного деяния.
На сегодняшний день в Российской Федерации наказания не всегда достигает цели, закрепленные в Уголовном кодексе РФ. Согласно ст. 43 УК РФ наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного лица и предупреждения совершения им преступных деяний. Общая превенция не реализуется, и понятие «социальная справедливость» по-разному воспринимается на практике, в связи, с чем возникают вопросы о том, как её формализовать при назначении наказания («почему 5 лет – это справедливо, а 5, 5 уже нет?»). При этом необходимо отметить, что такая цель наказания как «исправление осужденного» может быть достигнута не только посредством лишения виновного свободы.
В этой связи весьма актуальным представляется сокращение сферы деятельности карательной уголовной юстиции именно в отношении несовершеннолетних и введение новых методов для их исправления и предупреждения дальнейшей преступной деятельности. При расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел, по которым в качестве обвиняемого (подсудимого) выступает несовершеннолетние лицо, судебные и иные правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности должны стремиться к реализации не карательных, а восстановительных мер, с обеспечением того, чтобы эти меры были всегда соизмеримы как с особенностями личности несовершеннолетнего преступника, так и с обстоятельствами и характером совершенного преступления. Это обусловлено необходимостью обеспечения морального благополучия несовершеннолетнего, избежание причинения вреда его неокрепшей психике.
Представляется, что внедрение ювенальных технологий по уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц должно в определенной мере заменить существующее на сегодняшний день карательное правосудие, которое является достаточно затратным, не эффективным, не способным достичь основные цели наказания. После отбытия наказания в виде лишения свободы несовершеннолетний в большинстве своих случаях повторно совершает преступное деяние, вследствие чего наказание по минимуму достигает закрепленные в статье 43 Уголовного кодекса РФ цели.
Исходя из основ государственной политике Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан «одним из путей развития российского правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия, является высокий уровень правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов» [7].
В настоящее время в нашем государстве недостаточный уровень правовой культуры и правосознания среди молодежи, растет правовой нигилизм граждан РФ, который приобрел широкие масштабы в различных сферах повседневной жизнедеятельности людей. Все это является серьезной проблемой обеспечения принципов верховенства права, роста преступности среди не только несовершеннолетних лиц, но и граждан достигшего возраста 18 лет. По мнению одного из крупнейших юристов современности, государственного и общественного деятеля, Алексеева С.С.: «Правовая культура – представляет собой своего рода «юридическое богатство». Она характеризует общую атмосферу права, воплощение в жизни общества социально полезных свойств и особенностей права» [8].
Поэтому с самого раннего возраста родители должны повышать уровень правовой культуры, правосознания и правовой грамотности ребенка, объяснять ему «что такое хорошо, а что такое плохо», учить дружбе и сотрудничеству, уважению к окружающим, а также формировать личностные ценности, принципы и приоритеты. При этом государство должно в этом содействовать и помогать, строить политику правового воспитания граждан таким образом, что бы действия несовершеннолетних лиц были правомерными и не нарушали права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц.
Библиографический список
- Википедия: Культура [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%E0 (дата обращения: 27.01.2012).
- Правовая культура. Онлайн Библиотека. [Электронный ресурс] // URL: http://www.xserver.ru/user/pravk/ (дата обращения: 27.01.2012).
- Попаденко Е.В. Альтернативные способы разрешения уголовно-правовых конфликтов: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. – Краснодар, 2008. – С. 5; Марковичева Е.В. Социальная насыщенность уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних. – Орел, 2008. – С. 15; Емельянов Д.В. Теория и практика участия подсудимого в судебном разбирательстве уголовного дела: Автореф. дисс… канд.юрид.наук. – М., 2009. – С.20.
- Нека Л.И. Вопросы ювенальной юстиции в Соединенных Штатах Америке. СПС: «Консультант Плюс», 2011. С. 2.
- Нека Л.И. Вопросы ювенальной юстиции в Соединенных Штатах Америке. СПС: «Консультант Плюс», 2011. С. 2.
- Ювенальная юстиция в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL:http://ru.wikipedia/wiki…(дата обращения: 27.03.2011).
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан«Российская Газета» – Федеральный выпуск №5527 от 14 июля 2011 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2011/07/14.html (дата обращения: 27.01.2012).
- Культура и право. [Электронный ресурс] // URL: http://kultura-prava.ru/ (дата обращения: 27.01.2012).