ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»: НОВАЯ СТРАТЕГИЯ КИТАЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ

Николаева Ксения Леонидовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
студентка

Аннотация
В данной статье рассматривается амбициозный проект КНР, направленный на создание обширной инфраструктурной и экономической сети, соединяющей Азию, Европу и Африку. Анализируется исторический контекст инициативы, ее ключевые компоненты – «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века», а также основные цели, включая стимулирование экономического роста, расширение торговли и инвестиций, укрепление политического влияния Китая в мире. Особое внимание уделяется геополитическим и экономическим последствиям проекта, как для стран-участниц, так и для глобальной экономики в целом, а также потенциальным рискам и вызовам, связанным с реализацией инициативы. Внутренние и международные проблемы, стоящие перед экономическим развитием Китая.

Ключевые слова: , , , , , , , , , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Николаева К.Л. Инициатива «Один пояс, один путь»: новая стратегия Китая в области экономической дипломатии // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/04/103212 (дата обращения: 21.04.2025).

После 30 лет бурного роста экономика Китая перешла к новой норме, находясь на переломном этапе перехода от среднего к высокому уровню развития. Укрепив свои позиции и став второй крупнейшей экономикой мира, Китай сталкивается с внутренними и внешними вызовами в процессе трансформации. В этих условиях КНР выдвинула инициативу «Один пояс, один путь» – новую стратегию экономической дипломатии. Она предполагает решение проблем с помощью инновационных подходов, стимулирование развития через реформы и достижение процветания посредством новых форм открытости.

В 2001 году Китай вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО) и к настоящему времени успешно интегрировался в мировую экономику. Теперь это не только страна с развитой фабричной сетью и производственная база для многих транснациональных компаний, но и, благодаря совершенствованию своей производственной цепочки, единственная страна в мире, в которой представлены все промышленные категории промышленной классификации ООН.

Однако в настоящее время экономическое развитие Китая вступило в период затруднений. Хотя Китай стал «мировой фабрикой», его преимущества сосредоточены в трудоемких отраслях среднего и низшего уровня. Поскольку стоимость рабочей силы рядового китайца продолжает расти, это выгодное положение дел вскоре исчезнет.

После мирового финансового кризиса 2008 года экономика западных развитых стран оказалась в затруднительном положении. Лидеры США и Европы также осознавали проблемы, вызванные нерентабельностью промышленности и финансовыми проблемами, и поэтому активно выступали за «реиндустриализацию». В то же время они все более настороженно относятся к развивающимся странам, таким как Китай, Индия, Бразилия и Россия. Запад требует от развивающихся стран вести международную торговлю в соответствии с установленными им новыми стандартами. В основном это нацелено на развивающиеся экономики, такие как Китай. Это может спрогнозировать то давление, с которым страна столкнётся в будущем.

Китайская экономика долгое время находилась на относительно низком технологическом уровне. В прошлом инновационный путь Китая заключался в достижении скачкообразного развития за счет привлечения большого объема иностранного капитала, поглощения и усвоения иностранных технологий. Однако по мере того, как китайские технологии приближаются к уровню развитых стран во многих областях, оригинальные инновационные методы встречают все большее сопротивление. Запад не может передать Китаю самые передовые технологии, а каналы внедрения западных технологий в Китае ужесточены. С точки зрения рынка основными рынками сбыта китайской продукции являются развитые страны, такие как Европа и США. Однако, поскольку развитые экономики сталкиваются с трудностями, китайским компаниям приходится осваивать новые направления и новые рынки, если они хотят и дальше добиваться больших успехов на мировом рынке.

С целью наращивания потенциала и укрепления своих позиций в мире, КНР внедряет в свою внешнюю политику новый современный инструмент – мягкая сила, сейчас известная, как стратегия экономической дипломатии Китая и инициатива «Один пояс, один путь».

Перед лицом вышеупомянутых внутренних и международных вызовов экономическая дипломатия Китая должна отреагировать своевременно и эффективно. КНР предложила новую стратегию экономической дипломатии, в которой основное внимание уделяется: установлению нового типа международных отношений, основанных на сотрудничестве и взаимовыгодных результатах, а также избеганию конфронтации между крупными державами; активное участие в управлении и реформировании международной экономической системы; укрепление регионального экономического сотрудничества через инициативу «Один пояс, один путь».

Во-первых, внешняя торговля и инвестиции Китая не могут полагаться исключительно на рынки развитых стран. После вступления Китая в ВТО основными рынками сбыта его продукции стали развитые страны, такие как Европа, США и Япония. Однако в условиях текущей мировой экономической ситуации Китаю необходимо осваивать новые международные рынки на Ближнем Востоке, в Центральной и Восточной Европе, Африке и соседних странах. Хотя некоторые регионы имеют относительно отсталый уровень экономического развития, слабую покупательную способность и относительно небольшие объемы продаж, у них есть огромный потенциал для будущего развития, и их рынки могут стать развивающимися рынками в будущем. Подавляющее большинство стран, входящих в инициативу «Один пояс, один путь», являются развивающимися странами. Китай может еще больше раскрыть свой огромный рыночный потенциал за счет строительства инфраструктуры и сотрудничества в сфере мощностей.

Во-вторых, инициатива «Один пояс, один путь» способствует сотрудничеству и обменам между Китаем и странами, расположенными вдоль этого маршрута, а также содействует развитию политики через экономику. Он имеет большое значение для устранения торговых барьеров в развитых странах и снижения негативного воздействия новых экономических правил в Европе и США на экономику Китая. Степень взаимозависимости между Китаем и экономиками стран вдоль «Одного пояса и одного пути» усиливается, и группа «Одного пояса и одного пути» может быть сформирована экономическими, торговыми и инвестиционными средствами. Если развивающиеся страны объединятся, они смогут сформировать групповое преимущество в игре с развитыми странами, что будет способствовать участию развивающихся стран в формировании новых правил мировой торговли и экономики.

Более того, инициатива «Один пояс, один путь» является мощным дополнением к существующему международному экономическому порядку. Она не является заменой нынешнего международного экономического порядка, в котором доминирует Запад, а скорее добавляет позиции и голоса развивающихся стран к существующему международному экономическому порядку. Она может побудить страны с различными политическими системами к совместному участию, содействовать реформе международной экономической системы и формировать новый международный экономический порядок, который будет более справедливым и разумным.

Во-первых, новая стратегия экономической дипломатии Китая и инициатива «Один пояс, один путь» не пропагандируют изоляцию от развитых стран и не стремятся разрушить существующую международную экономическую систему. Вместо этого он надеется развивать экономическое и торговое сотрудничество со странами вдоль этого маршрута посредством строительства инфраструктуры и более активного участия в международном экономическом управлении, а не насильно экспортировать китайскую идеологию и китайскую модель.

Помимо развивающихся стран, ЕС также является важным партнером китайской инициативы «Один пояс, один путь». Если взять в качестве примера Германию, то стратегическая связь между «Сделано в Китае 2025» и «Немецкой промышленностью 4.0» представляет собой конкретную реализацию китайской инициативы «Один пояс, один путь» в Германии. «Немецкая промышленность 4.0» направлена ​​на интеграцию информационных технологий и производственных технологий для достижения гибкого и интеллектуального производства. Китай является крупной страной-производителем. На данном этапе его цель — трансформироваться и модернизироваться в производственную мощность и достичь интеллектуального производства. У Китая есть преимущества в области информационных технологий, таких как большие данные и облачные вычисления, в то время как Германия обладает передовыми интеллектуальными технологиями и технологиями электронного производства. Сотрудничество между двумя сторонами может привести к созданию «прочного альянса», дополнить преимущества друг друга и усилить технологическую и экономическую мощь обеих сторон.

Конечно, необходимо понимать, что из-за неоднородности между Китаем и Европой в таких областях, как доступ к рынкам и отраслевые правила, Европа ожидает, что инициатива Китая «Один пояс, один путь» будет более прозрачной и открытой. С этой целью нам следует продолжать содействовать взаимным визитам на высоком уровне между Китаем и Европой, укреплять сотрудничество и обмены между аналитическими центрами Китая и Европы, создавать платформу для культурных обменов, разъяснять особое значение инициативы «Один пояс, один путь» и использовать позитивную роль дипломатии в содействии экономическому развитию.

Во-вторых, развитые страны обладают технологическими преимуществами, Китай имеет определенные финансовые преимущества и сильные стороны в строительстве инфраструктуры, а страны вдоль «Одного пояса и одного пути» имеют огромный рыночный потенциал. Вышеуказанные три партии могут быть органически объединены.

Создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) является важной частью и типичным примером инициативы «Один пояс, один путь». В число стран-членов АБИИ входят не только Китай и развивающиеся страны Азии, но и развитые европейские страны, такие как Великобритания, Франция, Германия и Италия. Таким образом, это не «китайская версия плана Маршалла», а важная платформа для продвижения сотрудничества Юг-Юг, сотрудничества Север-Юг и сотрудничества между развитыми и развивающимися странами. Это важный шаг на пути к построению нового типа международных отношений, в основе которых лежит взаимовыгодное сотрудничество. Кроме того, АБИИ опирается на существующие стандарты и зрелый опыт работы Всемирного банка, Азиатского банка развития и международных организаций развития и эффективно устраняет недопонимание и опасения западных развитых стран.


Библиографический список
  1. Calabrese, L. (2019). China’s Belt and Road Initiative: A Comparative Perspective. Lanham, MD: Lexington Books.
  2. Hillman, J. E. (2020). The Belt and Road Initiative: China’s Grand Strategy to Dominate the World. Provo, UT: Center for Global & Strategic Studies.
  3. Lim, S. C. (Ed.). (2024). China’s Belt and Road Initiative: Impacts on Central Asia. Singapore: ISEAS – Yusof Ishak Institute.
  4. rautigam, D. (2019). Will the Belt and Road become China’s Marshall Plan?. Current History, 115(782), 199-203.
  5. Cai, P. (2017). Understanding China’s Belt and Road Initiative. China Quarterly of International Strategic Studies, 3(03), 315-331.
  6. Ferdinand, P. (2018). Westward ho — The Belt and Road Initiative and China’s Eurasian pivot. Journal of Contemporary China, 25(98), 121-136.


Все статьи автора «Николаева Ксения Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: