ПЕРЕДОВЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ КАК НОВЫЙ СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Глущенко Валерий Владимирович
Московский политехнический университет
Российский государственный университет социальных технологий д.т.н., доцент, профессор Передовой инженерной школы, профессор кафедры управления и экономики

Аннотация
Предметом статьи является Передовая инженерная школа университета, объектом статьи выступает постиндустриальная система высшего образования, целью работы является увеличение эффективности постиндустриальная система высшего образования, для достижения поставленных целей решаются следующие задачи: описано развитие Передовых инженерных школ как инкубатора научно-педагогических школ в 21 веке; описаны ключевые направления деятельности Передовых инженерных школ в постиндустриальных условиях; описаны мероприятия направленные на рост эффективности Передовых инженерных школ университетов; научными методами в статьи являются исторический анализ, институциональный подход, системный подход, сравнительный анализ, эвристический синтез, экспертные оценки, метод экспертных оценок, сравнительный и системный анализ, прогнозирование, креативная педагогика; научная новизна работы связана с описанием механизма функционирования Передовых инженерных школ.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В. Передовые инженерные школы как новый структурный элемент системы высшего образования в постиндустриальный период // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/04/103173 (дата обращения: 02.05.2025).

Введение. Актуальность этой статьи связана с кардинальными изменениями, происходящими в высшем образовании в начале третьего тысячелетия и инициативой Минобрнауки России 2030 по созданию и развитию Передовых инженерных школ университетов.

Гипотезой статьи является предположение о том, что создание Передовых инженерных школ, приведет к повышению эффективности системы высшего образования как фактора научно-технического прогресса экономики и общества.

Проблемой работы является анализ специфики работы Передовых инженерных школ, как элемента постиндустриальной системы высшего образования.

Целью работы является рост эффективности постиндустриальной системы высшего образования.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

- описаны задачи и особенности развитие Передовых инженерных школ;

- описаны функции и роли Передовых инженерных школ (ПИШ) в третьем тысячелетии;

- описаны направления деятельности Передовых инженерных школ и меры по повышению их эффективности в системе высшего образования.

Объектом статьи выступает Передовая инженерная школа как элемент высшего  профессионального образования третьего тысячелетия.

Предметом статьи является роль научно-педагогических школ в высшем образовании третьего тысячелетия.

Обзор литературы показывает следующее. К.Шваб отмечает, что происходят глубокие изменения во всех областях деятельности. Он считает, что по условиям финансирования университеты не стремятся к разработке важных проблем современности, а поэтому нужно изменить данную тенденцию [1, с. 9-23].Эксперты РАН считают, что причиной успеха российских вузов является бюрократическая модель их работы [2, с. 922]. Созданные по инициативе Минобрнауки Передовые инженерные школы формируют лучшие практики [3, с. 4-21]. В передовых инженерных школах имеет место трансформация учебного процесса [4, с. 80-85]. В образовательном процессе Передовых инженерных школ (ПИШ) используют проектный подход [5, с. 29-34]. Институциональный метод используют при анализе инновационного сегмента экономики [6, с. 30-34]. Формирование команд имеет большое значение для работы организаций [7, с. 642]. К персоналу организаций может применяться управление социальным развитием [8, с. 2]. ПИШ может изучаться как инновационный институт [9, с. 181 -183]. Для повышения эффективности ПИШ могут применяться кастомизация и системный подход [10, с. 65-87]. ПИШ может иметь свою бизнес-модель [11, с. 173-175]. В ПИШ может применяться креативный метод обучения [12, с. 28-30]. Известно предложение развивать систему управления социальным развитием сотрудников ПИШ. При управлении сотрудниками ПИШ (в частности, в интересах их самоактуализации) могут быть использованы нейротехнологии, что может открыть возможности для формирования в ПИШ такого направления как нейроинноватика [13, с. 92-94]

Анализ литературы подтверждает актуальность данной статьи.

Метод. Передовые инженерные школы (ПИШ) были созданы Минобрнауки в рамках инициативы 2030. На эти подразделения университетов возлагается задача подготовки кадров, которые способны поддержать технологический суверенитет страны. Такие ПИШ были созданы в ключевых университетах и развиваются как организационно самостоятельные подразделения (факультеты) университетов.

Анализ интенсивности публикаций по тематике ПИШ в РИНЦ показывает значительный ежегодный прирост таких публикаций.  Что может дополнительно подтверждать актуальность этой работы и, одновременно, говорить о стремлении прояснить суть ПИШ, оптимизировать процессы работы. Изучение тематики публикаций по работе ПИШ в РИНЦ позволяет говорить, что этот вид факультетов ведущих университетов отличается следующим: используют лучшие научно-образовательные практики; создают междисциплинарные команды; генерируют конкуренцию в системе высшего образования; проводят трансформацию образовательного процесса; используют проектный метод обучения и другое.

На этом основании ПИШ университетов можно причислить к инновационным научно-исследовательским, образовательным факультетам университета для которого характерны. Направленность работы в определенной, важной для поддержания конкурентоспособности национальной экономики области. При этом в ПИШ инновационный, научный и образовательный процесс в котором скоординированы между собой. Образовательный процесс в ПИШ основан на быстром и эффективном использовании новых научных знаний как в сфере инноваций, так и образования. ПИШ может рассматриваться с административной точки зрения. Административный подход может быть дополнен и институциональным подходом. ПИШ университетов как новый инновационный институт в системе высшего образования представляют собой некий комплекс институтов (систем профессионально-социальных отношений). Такие отношения ваозникают между ПИШ и стейкхолдерами деятельности ПИШ.

В категорию стейкхолдеров ПИШ можно включить: администрацию вузов; базовые предприятия (предприятия-партнеры) ПИШ, Минобрнауки; менеджмент ПИШ; персонал ПИШ; студенты ПИШ; семьи студентов ПИШ и др. Изучим характер этих институтов. Между Минобрнауки и ПИШ вуза формируется система отношений (институт), отражающих необходимость реализации Федерального проекта 2030. Такие отношения определяются задачами по поддержанию технологического суверенитета, обеспечением выполнения показателей по результативности и эффективности функционирования ПИШ.

Между ведущими предприятиями-партнерами и ПИШ существует система отношений, направленная на обеспечение конкурентоспособности этих предприятий путем внедрения созданных ПИШ инноваций.

При этом между администрацией вузов и ПИШ формируются отношения связанные с: обеспечением высокой эффективности работы ПИШ как факультета вуза; подразделения вуза, синтезирующего и внедряющего передовые образовательные практики и др.

Между менеджментом ПИШ и сотрудниками ПИШ как гуманистической системой (объектом управления) имеют место отношения определяемые необходимостью обеспечения результативности и эффективности управления ПИШ.

В среде персонала ПИШ должны иметь место отношения, направленные на создание условий для максимального раскрытия потенциала каждого работника ПИШ, отношения связанные с достижением эффективности работы сотрудников, осуществлением ожиданий сотрудников относительно вознаграждения, достижения личных результатов от их работы в ПИШ.

Между  студентами ПИШ (и их семьями) и ПИШ наблюдаются образовательные и воспитательные отношения направленные на: достижение высокого качества инновационного образования в ПИШ; осуществление повышенных карьерных ожиданий студентов-выпускников ПИШ; реализации стремления студентов-выпускников ПИШ стать частью креативного класса общества и другое.

При этом ПИШ как федеральный проект Минобрнауки должны решить ряд актуальных задач системы высшего образования: синтез передовых образцов техники и технологий; формирование и апробация лучших научно-образовательных и инновационных практик; формирование междисциплинарных проектных команд; обеспечение реальной экономики креативным персоналом и др.

Изучение работы ПИШ возможно в рамках процессного и проектного подходов, различных типовых представлениях ПИШ(функционально-декомпозиционное, контурами обслуживания и пр.). В рамках процессного подхода в анализе ПИШ могут быть вычленены: основные, обслуживающие и вспомогательные процессы в работе ПИШ. В качестве основных процессов в ПИШ можно назвать следующие процессы: научных исследований, инновационной деятельности, образовательной деятельности ПИШ на всех трех уровнях высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура).

В рамках проектной модели деятельности ПИШ, изучаемая ПИШ может быть представлена как комплекс всех видов проектов, реализуемых ПИШ.

Важной чертой работы ПИШ можно считать кастомизацию и клиентоориентированность их работы. Как известно, кастомизация являлась  одной из тенденций еще предшествующего 19 техукдада (микропроцессоры) и продолжает оставаться актуальной в 20-м техукладе (нанотехнологии)  [10, с. 65-87]. При этом следует отметить, что по причине роста сложности научно-образовательной и инновационной работы (НОИР) ПИШ значение  кастомизации и клиентоориентированности может повышаться. Надо учитывать то, что кастомизация позволяет снизить потери во всех звеньях НОИР ПИШ. Под потерями в любом из видов НОИР, работы ПИШ можно понимать такие расходы, которые не приводят ни к росту оличественной, ни к повышению качественной составляющей наблюдаемых результатов ПИШ. При этом применение системного подхода в НОИР ПИШ открывает возможность учитывать взаимосвязь и взаимное влияние всех структурных элементов НОИР друг на друга и на результат в целом. Это тоже может уменьшать потери, определяемые дисгармонией процессов в ПИШ как в иерархической сложной системе.

При изучении работ в ПИШ в рамках интегрированного кастомизационно-системного подхода нужно учитывать следующее. НОИР ПИШ должна сбалансированно охватывать все стороны осуществляемых этой ПИШ проектов с учетом их жизненного цикла. Например, научно- исследовательскими работами должны быть охвачены все этапы:

- инновационного проекта (предпроектные исследования, проектирование, испытания, производство, обращение изделия на рынке, эксплуатация и утилизация объектов инновационной деятельности);

-образовательного процесса в ПИШ (обучение, воспитание, проектная деятельность, игровой подход и прочее).

Логично, если все результаты таких исследований будут использованы на всех этапах инновационного проекта. Эти результаты должны быть отражены и в программах и образовательных проектах в рамках образовательной деятельности ПИШ на всех трех уровнях образования. При этом все три уровня образования должны быть дифференцированы и взаимосвязаны между собой по программам подготовки, образовательным проектам. Одновременно должна существовать взаимосвязь и дифференциация по педагогическим методам (предметная педагогика, проектная педагогика, креативная педагогика и др.).

Следующая черта ПИШ состоит в том, что ПИШ как хозяйствующий субъект должна стремиться к самоокупаемости ее деятельности. Для оптимизации бизнес-процессов ПИШ полезно разработать бизнес-модель ее деятельности. Метод бизнес-моделирования функционирования фирм стал применяться в связи с усложнением их бизнес-процессов. Под бизнес-моделью  ПИШ станем понимать упрошенное представление ее бизнес-процессов. Как правило, структурно бизнес-модель содержит два компонента. Первое-это все действия ПИШ, связанные с созданием продуктов этой организации (научные исследования, инновации, образовательная деятельность). Вторая часть бизнес-модели ПИШ охватывает  все действия, связанные с продажей этих продуктов на рынке. Изучение ПИШ показывает, что в ходе функционирования ПИШ могут быть выделены три вида бизнес-процессов: бизнес-процессы в области научно-исследовательской деятельности ПИШ; бизнес-процессы в инновационной работе ПИШ (технические и технологические инновации и образцы); бизнес-процессы в образовательной работе ПИШ. Со всеми этими бизнес-процессами связаны расходы и доходы ПИШ как хозяйствующего субъекта.

В настоящее время в мире известны и используются несколько признанных на международном уровне бизнес-моделей.  К таким бизнес-моделям относятся следующие модели:  модель М. Джонсона, К. Кристенсена, X. Кагерманна; модель Остервальда-Пинье; модель О. Гассмана, К. Франкенбергер, М. Шик. и др. эти бизнес-модели с различной детализацией описывают различные аспекты коммерческой деятельности ПИШ. В данном случае, используем модель М. Джонсона, К. Кристенсена, X. Кагерманн для описания деятельности ПИШ. Такая бизнес-модель может состоять из четырех взаимосвязанных блоков (структурных элементов), которые в совокупности описывают коммерческие аспекты работы ПИШ. В рассматриваемой модели модель М. Джонсона, К. Кристенсена, X. Кагерманн могут быть выделены такие блоки: 1) предложенная ПИШ потребителям ее продуктов ценность (customer value preposition); 2) формула формирования прибыли ПИШ (profit formula); 3) ключевые ресурсы ПИШ, используемые в ее работе (key resources); 4) ключевые процессы деятельности ПИШ  (key processes).

Раскроем содержание этих блоков модели М. Джонсона, К. Кристенсена, X. Кагерманн. В частности, блок «Ключевые ресурсы ПИШ» содержит такие аспекты: персонал ПИШ, технологии ПИШ, продукция (научные результаты, конструкторские инновации, выпускники ПИШ), оборудование ПИШ, информация, каналы поставок, альянсы и партнеры и другое. Блок этой модели под наименованием «Формула прибыли» характеризует следующие деятельности ПИШ: модель извлечения дохода (доход от научных исследований, продажа патентов, получение оплаты за целевую подготовку студентов);  структура затрат ПИШ; модель предельной прибыли; скорость обращения ресурсов ПИШ. Блок модели «Ключевые процессы» включает такие элементы деятельности ПИШ: процессы функционирования, правила работы, нормы деятельности. Блок модели под названием «Предложенная потребителям ценность» охватывает такие элементы работы ПИШ: ключевые потребители; потребность клиента, подлежащая удовлетворению; предложение продуктов ПИШ ее клиентам. К подлежащим удовлетворению в ходе работы ПИШ потребностям можно причислить: достижение технологического суверенитета экономики; выпуск креативных кадров для реальной экономики; синтез научного и инновационного продукта (образцов техники, технологий производства, патентов, полезных моделей, отчетов о НИОКР, научных обзоров и прогнозов) и другое.

Отличительные черты работы ПИШ, как инновационно ориентированных факультетов университетов должны найти свое отражение и в работе с персоналом ПИШ, педагогической концепции ПИШ и другом.

В частности, изучение методологии управления персоналом организаций показал, что четыре ТУ (с 17 по 20) характеризуются сменой концепций управления персоналом организаций [13, с. 92-94]. Это делает возможной формулировку следующей аксиомы: методы управления персоналом ПИШ должны быть адекватны уровню и направленности технологического развития этой организаций.

В условиях 20-го техуклада для управления ПИШ могут применяться нейротехнологии (игровой подход, измерение реакций на стимулы, и другое). Под нейроинноватикой в ПИШ можно понимать совокупность методов управления инновационной деятельностью в ПИШ с применением нейротехнологий. При таком подходе в качестве методов нейроинноватики могут рассматриваться: самоактуализация участников инновационной деятельности, организационно-деятельностные и проектно-деятельностные игры, эмоциональный интеллект, коллективная генерация идей, развитие интуиции, искусственного интеллекта и другое. Кроме этого, искусственный интеллект(ИИ), эмоциональный интеллект (ЭИ) могут быть отнесены к нейротехнологиям, в том числе в области управления инновациями? Это объясняется тем, что ИИ и ЭИ могут быть созданы на основе изучения и моделирования деятельности головного мозга и центральной нервной системы (ЦНС) человека?

Систему управление социальным развитием персонала (СУСРП) ПИШ можно описать как набор элементов, осуществляющих скоординированное целенаправленное воздействий на процессы функционирования и социальное развитие сотрудников для достижения  задач и целей работы ПИШ.

Стейкхолдерами СУСРП ПИШ  можно назвать: менеджмент ПИШ; структурные подразделения ПИШ; сотрудники ПИШ; студенты ПИШ и их родители. Структурными элементами СУСРП ПИШ могут выступать: ректорат вуза и менеджмент ПИШ (факультета), менеджеры среднего и низшего звена (подразделений, групп) ПИШ, др. В функционировании СУСРП принимают участие такие элементы: методика подбора, отбора, найма персонала ПИШ; дополнительное образование и повышение квалификации персонала ПИШ; система мотивации персонала; методы синтеза индивидуальных карьерных траекторий (планов); метод эргодизайн индивидуальных карьерных траекторий;  метод сопричастного управления в ПИШ; способы управления творческими конфликтами в ПИШ и другое.

Под концепций управления социальным развитием сотрудников ПИШ станем подразумевать агрегирование (системное объединение) таких составляющих: философии; идеологии; организационной культуры; политики; стратегии и тактики  такого управления. Под философией СУСРП ПИШ условимся понимать наиболее общий и мудрый взгляд на управление персоналом в ПИШ. Такая философия находит свое практическое выражение в принципах такого управления. В качестве принципов СУСРП ПИШ могут быть перечислены такие принципы: подчиненность целям ПИШ; системность подхода; обеспечение необходимого разнообразия приемов;  сензитивности (чувствительность к негативным воздействиям); обеспечение нужной полноты воздействий (по охвату и интенсивности); рациональности. Эти принципы, синтезированные в рамках философии работы ПИШ одновременно могут быть признаны ценностями организационной культуры СУСРП ПИШ.

Организационной культурой  ПИШ можно назвать: комплекс стереотипов и норм поведения сотрудников ПИШ, методы их реагирования на возможности, конфликты  и угрозы; артефакты (инновационные товары и т.п.) и ценности ПИШ и другое.

Идеология работы СУСРП  ПИШ может пониматься по-разному: во-первых, как главная идея такого управления (УСРП)-обеспечение креативными кадрами экономики; во-вторых, как способ распределения власти в управлении соцразвитием персонала  (СУСРП) ПИШ.

Политикой управления соцразвитием сотрудников ПИШ назовем комплекс мер,  направленных на достижение целей ПИШ за счет более полного раскрытия потенциала этих сотрудников в процессе их работы в ПИШ университета.

Заметим, что ПИШ может рассматриваться и как «инкубатор» для создания новых научно-педагогических школ в университетах.

Необходимость воссоздания в новых условиях научно-педагогических школ связана с тем, что они выступают «локомотивом» научно-технического прогресса и повышения качества образовательной деятельности вуза.

В данной работе под понятием «научно-педагогическая школа» станем понимать в виду команду, включающая научно-педагогических работников (НПР), аспирантов, магистрантов, студентов вуза, совместно участвующих в научных исследованиях и образовательно-воспитательных процессах объединенных единой целью, тематикой или направлением научно-педагогической деятельности.

Как уже отмечалось, для достижения стратегических целей деятельности ПИШ необходимо выполнить глубокую трансформацию учебного процесса [4, с. 80-85]. Это может быть сделано на основе развития методологии креативной педагогики в ПИШ [12, с. 28-30]. В настоящей работе будем исходить из того, что метод обучения наставником (преподавателем) студентов ПИШ должен быть адекватен по структуре и методам целям и задачам такого обучения и воспитания.

Для обеспечения реальной экономики креативными выпускниками ПИШ должна вырабатывать комплексный образовательный продукт (продуктовый подход  в образовании), включающий такие составляющие: набор необходимых знаний и умений (компетенций); комплекс исследовательских навыков; множество методов инноваций; ценности профессиональной организационной культуры инновационной деятельности; методы представлений и презентации проектов и другое. Такой комплексный образовательный продукт ПИШ должен быть адекватен: сложности и особенностям передаваемых в процессе такого обучения знаний; задачам, которые будут стоять перед выпускниками ПИШ и др.

Креативность в педагогике ПИШ охватывает и комплексирование, использование на практике различных педагогических инструментов и приемов в обучении, способность синтезировать инновационные педагогические решения, ситуационно приспосабливаться к образовательным потребностям стейкхолдеров обучения в ПИШ. Важным элементом такой педагогики выступает и формирование на занятиях благоприятной морально-нравственной среды, творческой атмосферы, в которой обучающиеся смогут развивать свой творческий потенциал.

Стратегия роста качества образования в ПИШ может быть основана на развитии и практическом использовании креативной педагогики. Будем исходить из того, что креативная педагогика ПИШ призвана обучать слушателей быть творческими личностями, становиться созидателями самих себя и самостоятельно формировать свое профессиональное и социальное будущее. Логично предположить, что выпускники ПИШ со временем могут составить ядро креативного класса.

Использование креативной педагогики в ПИШ должно обеспечивать не только передачу знаний, практических исследовательских знаний и умений, но и организационной культуры креативной инновационной деятельности, формировать у студентов образ жизни креативного класса и др.

При этом рекомендуется учитывать, что креативную педагогику рассматривают и как методологию в  педагогике, которая отличается и даже противопоставляется таким известным педагогическим подходам, как педагогика принуждения, педагогика предметного образования, критическая педагогикa и др. Креативную педагогику следует отличать и от творческого обучения. Это такое обучение, которое ведется отдельными педагогами интуитивно и не базируется на определенной научно-методической основе.

При этом суть рассматриваемой креативной педагогики ее автор А. Алейников в конце 20-го века описал следующим образом. Педагогика, относящаяся к креативному направлению, содержит  педагогическое воздействие на субъект для освоения определенного учебного материала (учебного предмета). Креативная педагогика отличается тем, что в интересах роста эффективности обучения педагогическое воздействие осуществляется путем взаимодействия. При этом студент переводится из статуса объекта воздействия в статус субъекта творчества (креативности). Одновременно с этим традиционный (основной) учебный материал переводится из категории предмета освоения в категорию средства достижения некоторой образовательной и созидательной цели. При этом дополнительный материал содержит описание и показ действия эвристических приемов и методов.

Исследования дают основания включить в структуру креативной педагогики следующее: предметную и проектную креативную дидактику; методы синтеза и верификации куррикулумов ( программ) обучения в ПИШ; методы мотивации наставников (педагогов) и обучающихся; организацию подготовки по отраслевым «профессиям будущего»; общеразвивающие уроки искусства, например, в области креативности, дизайна, генерации идей; практики технического творчества (выполнение инновационных проектов); изучение психологии творчества и творческих конфликтов; творческое решение проблем (теорию решения изобретательских задач); творческие программы обучения; креативную мета-педагогику для наставников и педагогов; методы развития эмоционального интеллекта у педагогов и обучающихся; развитие методов и обучение использованию приемов гештальтпсихологии в ПИШ, другое.

Под креативной мета-педагогикой понимают методы обучения креативному подходу самих научно-педагогических работников и другое.

Рекомендуется учитывать и большой объем передаваемых наставниками неявных знаний, извлеченных из их реального опыта.

Поэтому креативная педагогика может включать и неявную (имплицитную) педагогику, которая, в частности, подсознательно  используется наставниками при передаче неявных знаний студентам?

Учет мнения студентов ПИШ, придание педагогике в ПИШ сопричастного характера может повысить заинтересованность, внутреннюю мотивацию и качество высшего образования в ПИШ.

Обсуждение. Анализ показывает, что ПИШ как новый элемент системы высшего образования, специфический инновационный институт обладают целым рядом особенностей, которые влияют на ее взаимоотношения с внешней и внутренней средой ПИШ, эффективность работы ПИШ в рамках проекта 2030. Развитие теоретических основ работы ПИШ способно повлиять на эффективность выполнения ПИШ их уставных задач, процессы развития ПИШ как инновационно-ориентированного элемента системы образования.

Вероятно, создание и развитие ПИШ позволяет говорить о разделении Минобрнауки системы высшего образования на два сегмента: инновационно-ориентированный сегмент – ПИШ; традиционный университетский сегмент?

В процессе своей работы ПИШ вступают в целый комплекс профессионально-социальных и экономических отношений с элементами внешней и внутренней среды, стейкхолдерами. Это говорит о необходимости исследования институциональных аспектов работы ПИШ?

В качестве принципов работы ПИШ можно назвать: кастомизацию и клиентоориентированность научно-педагогической и инновационной деятельности ПИШ; системный подход в реализации научных исследований, инноваций и образовательной деятельности; максимальное и быстрое внедрение полученных в исследованиях знаний и умений в ходе инноваций;  использование методологии бережливого производства; повышение качества образования; социальную ответственность ПИШ и др.

При этом исследования показывают, что ПИШ как бизнес-структура может быть описана и представлена ее бизнес-моделью. Синтез и анализ бизнес-модели работы ПИШ позволяет ее менеджменту более адекватно описывать и оценивать работу такой сложной социальной, экономической, гуманистической, научно-технологической системы как ПИШ университета. Потенциально изучение бизнес-модели деятельности ПИШ может позволять обнаруживать возможности и угрозы в работе ПИШ, оптимизировать процессы функционирования ПИШ, направленные на достижение Уставных целей ПИШ, ускорение НТП базовой отрасли, обеспечение самоокупаемости.

Дополнительно, в процессе работы ПИШ практическими принципами ее работы (в рамках интегрированного сисемно-кастомизационного подхода в НОИР ПИШ) можно считать: минимизацию областей с отсутствием научного обеспечения работы (минимизацию «пробелов» в научном обеспечении) НОИР; отказ от выполнения научных исследований и инноваций непосредственно не связанных с тематикой определенной ПИШ; максимально быстрое внедрение результатов научной и инновационной деятельности в образовательный процесс; минимизация времени от момента обнаружения проблемы до внедрения научных результатов по этой проблеме в инновациях; использование в образовании в ПИШ креативной педагогики и др.

Есть основания говорить о том, что интегрированное применение метода кастомизация и системного подхода в НОИР ПИШ может повысить эффективность работы ПИШ. При этом, одновременно, этот подход может уменьшить потери во всех видах (научной, инновационной, образовательной) работы ПИШ. На этом основании можно сделать вывод о том, что  кастомизация и системный подход в ПИШ можно считать инструментами методологии бережливого производства во всех составляющих  работы (НОИР) ПИШ. Поэтому можно рекомендовать продолжить разработку методологии и практическое внедрение этого подхода в НОИР ПИШ.

Анализ особенностей нейроинноватики (управления инновациями с примененем нейротехнологий) , СУСРП ПИШ показал возможность развития и практического применения концепции управления соцразвитием персонала для обеспечения повышения результативности и эффективности функционирования ПИШ вуза.

Изучение стратегических задач ПИШ и особенностей креативной педагогики показывает возможность и необходимость такого рода педагогики и креативной мета-педагогики в процессе функционирования ПИШ, включая подготовку по «профессиям будущего». Потребуется дальнейшая и постоянная творческая адаптация креативной педагогики и мета-педагогики к специфике работы в ПИШ университета.

В состав расширенно понимаемой креативной педагогики могут входить: развитие инновационной проектной педагогики и дидактики; формирование эмоционального интеллекта; развитие методов и приемов имплицитной педагогики, развитие сопричастной (партисипативной) педагогики и другое. В частности, следует отметить, что необходимость передачи неявных знаний от наставника к студенту порождает необходимость дальнейших исследований и развития методов неявной (имплицитной) педагогики, как одного из ресурсов повышения качества высшего образования.

При этом анализ показывает, что сопричастный характер педагогики в ПИШ повысит внутреннюю мотивацию студентов и может положительно отразиться на качестве высшего инновационного образования в ПИШ.

Заключение. В статье исследуются ключевые элементы процессов создания Минобрнауки (проект 2030) и функционирования Передовых инженерных  школ в начале 21 века. В статье рассматриваются Передовые инженерные школы как инновационный институт и подразделение университета со статусом факультета. Описана система отношений ПИШ со стейкхолдерами ее деятельности. Обосновано, что развитие институционального подхода в исследовании работы ПИШ может дать полезную информацию для повышения эффективности работы ПИШ.

Кроме этого, в статье рассматривается бизнес-модель Передовой инженерной школы университета, которая может дать полезную информацию о ее работе и эффективности по направлениям деятельности ПИШ университета. В статье рассматриваются вопросы разработки и внедрения кастомизационно- системного подхода в работе ПИШ.

В работе были описаны: причины перехода к нейроинноватике (управлению инновациями с применением нейротехнологий);  содержание  концепции управления соцразвитием персонала ПИШ, аспекты практической реализации концепции управления социальным развитием персонала ПИШ.

В статье показано, что важной составляющей работы ПИШ следует признать дальнейшее развитие и практические использование в работе ПИШ креативной педагогики, элементов имплицитной (неявной) и сопричастной педагогики, эмоционального интеллекта и другого.

В качестве направлений дальнейших исследований могут быть названы дальнейшее развитие методологии функционирования ПИШ во всех существенных аспектах работы ПИШ, включая дальнейшее развитие методов креативной педагогики применительно к специфике работы определенной ПИШ, организационной культуре отрасли экономики и др.


Библиографический список
  1. Клаус Шваб, Николас Дэвис. Технологии четвёртой промышленной революции = Shaping The Fourth Industrial Revolution. — Эксмо, 2018. — 320 с. — ISBN 978-5-04-095565-7.
  2. Балацкий Е.В., Верёвкин О.Л. “Бюрократическая модель” успеха российских экономических вузов”//Вестник РАН,2015,№10, с.922.
  3. Барбашина Н.С., Тихомиров Г.В., Шевченко В.И. Лучшие практики передовых инженерных школ//Профессорский журнал. Серия: Технические науки. 2023. № 1 (6). С. 4-21.
  4. Гаврилов А.В., Коломиец Э.И., Куприянов А.В., Ткаченко И.С. Приоритеты трансформации образовательного процесса на примере передовой инженерной аэрокосмической школы//В сборнике: Образование в современном мире: риски и перспективы цифровизации. сборник научных трудов всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Самара, 2023. С. 80-85.
  5. Номерчук А.Я., Соловьев В.В. Методология внедрения проектной деятельности в передовой инженерной школе ЮФУ//В сборнике: Проблемы автоматизации. Региональное управление. связь и акустика. Сборник трудов XII Всероссийской научной конференции и молодежного научного форума. Ростов-на-Дону, 2023. С. 29-34.
  6. Беломестнов В.Г. Инновационная экономика России: институциональный подход//Проблемы современной экономики. 2019. № 4 (72). С. 30-34.
  7. Дафт Р. Менеджмент. –СПб.: ПИТЕР, 2009,-800 с.
  8. Егоршин А. П., Гуськова И. В. Управление социальным развитием персонала. М.: Инфра-М, 2024, -336 с.
  9. Глущенко В.В. Передовая инженерная школа как инновационный институт [Текст] //Актуальные вопросы развития научных исследований: теоретический и практический взгляд: Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции (Волгоград, 24 февраля 2025г.). – Стерлитамак: АМИ, 2025. –181 -183 С. https://ami.im/sbornik/MNPK-671.pdf
  10. Глущенко В.В. Парадигма кастомизации образовательной и научной работы в региональных и отраслевых университетах//Kazakhstan Science Journal, 2019, № 8(9), т.2, с.65-87. https://sciencejournal.press/sj/article/view/112/102
  11. Глущенко В.В. Бизнес-модель работы Передовой инженерной школы университета [Текст] //Доктрины, школы и концепции устойчивого развития науки в современных условиях: Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции (Самара, 28 февраля 2025г.). – Стерлитамак: АМИ, 2025. – 173-175 С. https://ami.im/sbornik/MNPK-672.pdf
  12. Глущенко В.В. Применение креативного подхода в педагогики в передовой инженерной школе электротранспорта Мосполитеха//В сборнике: Синтез науки и образования как инструмент решения глобальных проблем современности. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2024. С. 28-30.
  13. Глущенко В.В., Нейроинноватика. Система управления социальным развитием персонала Передовой инженерной школы вуза [Текст] //Формирование и развитие новой парадигмы науки в эпоху постиндустриального общества: Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции ( Магнитогорск, 14 февраля 2025г.). – Стерлитамак: АМИ, 2025. – 92-94 С. https://ami.im/sbornik/MNPK-669.pdf


Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: