Проблема личной идентичности – один из центральных вопросов философии, затрагивающий фундаментальные аспекты существования человека. Что делает человека человеком? Что отличает человеческое Я от Я других людей, сохраняя его единство во времени? Это вопросы, кажущийся на первый взгляд простыми, порождают сложные и многогранные дискуссии, не приводящие к однозначности ответа.
Автором понятия «идентичность» является Эрик Эриксон [1, 2]. Он определял её содержание термина так: идентичность – это «внутренняя непрерывность и тождественность личности».
Чувство идентичности – это чувство тождества и непрерывности личного Я.
Переживать идентичность – значит одновременно воспринимать себя как тождественного и осознавать непрерывность своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, а также воспринимать факт того, что другие также признают это тождество в непрерывности. Осознание идентичности происходит в ходе самопознания и самоанализа.
Факторами, влияющими на содержание идентичности, являются:
- генетика: наследуемые гены существенно влияют на наши физические характеристики, предрасположенность к определённым заболеваниям и даже на аспекты нашей личности и темперамента. Однако гены не полностью определяют специфику человека; они задают некое направление, а не жёсткий сценарий;
- социальная среда: совокупность условий воспитания, социального взаимодействия, культурного контекста обусловливает жизненный опыт человека, накладывая отпечаток на убеждения, ценности, навыки и мировоззрение в целом; социальные отношения с другими людьми – семьёй, друзьями, романтическими партнёрами и даже случайными знакомыми – имеют основополагающее значение в формировании того, кем становится человек [3];
- экзистенциальный фактор личного выбора и действия: человек – не пассивный субъект генетики и социальной среды, он – актор собственной жизни: делает выбор, преследуя определённые цели, тем самым формируя собственную жизнь своими действиями. Эти выборы, большие и малые, в совокупности определяют идентичность человека;
- сознание и самосознание: способность человека к самоанализу, интроспекции и пониманию собственного существования играет решающую роль в формировании чувства собственного «Я». Это осознание позволяет создавать и пересоздавать нарратив собственной жизни, формируя ощущение целостного «Я». Постоянная саморефлексия и интроспекции позволяют человеку постоянно пребывать в процессе самоидентификации, оценивая свой опыт, убеждения и действия, внося коррективы и изменения в ощущение собственного «Я»;
- опыт: значимые события в жизни человека – и позитивные, и негативные – оставляют неизгладимый след, формируя взгляды, заставляя их постоянно пересматривать и корректировать, что в целом оказывает влияние на выбор дальнейшей траектории жизни. Таким образом, опыт становится частью нарратива и способствует уникальной идентичности человеческого Я.
Уникальное сочетание и взаимодействие этих элементов создают и поддерживают идентичность «Я» на протяжении всей индивидуальной человеческой жизни. «Я» – не статическая сущность, а постоянный процесс самоидентификации.
В заключение можно сказать, что вопрос о личной идентичности остается одним из самых сложных вопросов как психологии, так и философии. Не существует единственного, простого ответа на вопрос «кто Я есть». Формирование «Я» у каждого человека происходит по-своему в зависимости от перечисленных факторов. «Я» не является статичной сущностью; оно постоянно развивается, адаптируется под реалии и меняется на протяжении всей жизни, отражая непрерывное взаимодействие внутренних и внешних факторов. Понимание этой сложности и многогранности является ключом к более глубокому самопознанию и принятию себя во всей своей неповторимой индивидуальности. Поэтому исследование личной идентичности остается актуальным и необходимым для лучшего понимания как самих себя, так и человечества в целом.
Библиографический список
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 2006.
- Эриксон Э. Трагедия личности. М., 2008.
- Пятилетова Л. В. Роль объекта любви в формировании человека любящего в психологической антропологии Э. Эриксона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 8 (август). – С. 100–107. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202031.htm.