СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Шангина Ксения Александровна
Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) Тюменский государственный университет
студентка

Аннотация
В статье рассматриваются современные педагогические технологии, такие как дифференцированное и коллаборативное обучение, применение ИКТ-технологий, геймификация и проектная деятельность. Они способствуют успешной реализации инклюзивного образования в начальной школе, а также создают благоприятную образовательную среду и обеспечивают качественное образование для всех детей.
Подчёркивается важность профессиональной подготовки педагогов для эффективного применения современных педагогических технологий в инклюзивном образовании для детей начальных классов.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шангина К.А. Современные педагогические технологии для инклюзивного образования в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/11/102830 (дата обращения: 23.05.2025).

В современном образовательном пространстве наблюдается процесс внедрения инклюзивного подхода, который предполагает обеспечение равных возможностей в получении образования для всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей и потребностей. Особое внимание уделяется интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных классах начальной школы.

Для успешной реализации инклюзивного подхода необходимо применение современных педагогических технологий, направленных на создание благоприятной и продуктивной образовательной среды.

Инклюзивное образование представляет собой систему обучения, в рамках которой все обучающиеся, вне зависимости от своих физических, умственных, интеллектуальных или других особенностей, обучаются в одной образовательной среде. Основой данного обучения является уважение к разнообразию и индивидуальности каждого ребёнка, а также сотрудничество и содействие.

Инклюзивное образование ставит перед собой несколько ключевых задач:

1. Обеспечение равного доступа всех обучающихся к образовательным ресурсам и возможностям.

2. Содействие развитию социальной интеграции и формированию уважительного отношения к различиям между людьми.

3. Адаптация и индивидуализация образовательного процесса с учётом потребностей, возможностей каждого ребёнка.

Для успешной реализации целей и задач в инклюзивном образовании применяются современные педагогические технологии. На сегодняшний день их существует множество, которые можно применять в инклюзивном обучении в начальной школе. К ним относятся:

1. Дифференцированное обучение – это метод организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося. Применяются разнообразные формы, методы и приемы обучения с целью вовлечения всех детей в учебную деятельность. Данный подход позволяет адаптировать содержание обучения под уровень знаний, способностей и интереса учащихся, обеспечивая тем самым более эффективное усвоение учебного материала в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

2. Коллаборативное обучение – это метод обучения, основанный на взаимодействии и сотрудничестве учащихся в рамках групповой работы. Участниками групп являются дети с различными образовательными потребностями. Они совместно решают учебные задачи, оказывая друг другу помощь и поддержку, а также развивают коммуникативные навыки.

3. ИКТ технологии (информационно-коммуникативные технологии) – это использование специализированного программного обеспечения, мультисенсорных технологий и интернет-ресурсов в учебном процессе делает его более наглядным, интерактивным и доступным для детей с особыми образовательными потребностями. Например, планшеты и специализированные приложения могут значительно упростить выполнение заданий для детей с нарушениями слуха или речи.

4. Геймификация в образование -  это внедрение игровых элементов и механик в учебный процесс с целью повышения мотивации обучающихся и улучшения усвоения материала. Такой подход не только способствует более эффективному обучению, но и развивает важные навыки, такие как коммуникация, внутренняя мотивация, сотрудничество и уверенность в себе.

5. Проектная деятельность представляет собой эффективный метод организации учебного процесса, который позволяет обучающимся совместно работать над общим заданием. Это способствует повышению уровня вовлеченности в образовательный процесс и развитию критического мышления. Преимуществом проектной деятельности является возможность адаптации проектов под различные уровни сложности, что позволяет каждому ученику внести свой вклад в общий результат.

Это лишь малая часть современных педагогических технологий для применения в инклюзивном образовании, но также для успешной и эффективной реализации важна профессиональная подготовка педагогов, которая включает в себя умения применять данные педагогические технологии в зависимости от конкретной ситуации и потребностей учеников.

Таким образом, использование современных педагогических технологий в инклюзивном образовании в начальной школе – это важный элемент реализации права каждого ребенка на образование. Применение разнообразных методов и подходов помогает создать благоприятную образовательную среду, в которой каждый ученик может развиваться и достигать успехов. Также следует педагогам постоянно совершенствовать свои знания и навыки, чтобы эффективно применять эти технологии и обеспечивать доступ к качественному образованию всех детей.

 


Библиографический список
  1. Жилина А. И. Системный подход как методология педагогического исследования // Человек и образование. 2020. № 1–2. С. 15–20.
  2. Кузнецова Н. В. Инклюзивное образование: вызовы и решения // Заочное научное издание. 2019. № 2. С. 45-58.
  3. Неустроева, Е. Н. Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе // Инновационные педагогические технологии. 2019. С. 45-48.
  4. Тюменцева А. Р. Обучение детей с ОВЗ в начальной школе в условиях общеобразовательной школы [Электронный ресурс] // Молодой ученый. URL. https://moluch.ru/archive/501/110236/ (дата обращения: 10.12.2024).
  5. Чечулина Л. С. Информационно-коммуникационные технологии в инклюзивном образовании // Вестник образования. 2021. № 3. С. 77-83.


Все статьи автора «Шангина Ксения Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: