ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ СОЕДИНЕННЫХ ПРОВИНЦИЙ В КОНЦЕ XVI – НАЧАЛЕ XVII ВЕКА ПОСЛЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ

Румянцева Дарья Леонидовна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Аннотация
Исследование показывает положение Нидерландов конца XVI века после выхода страны из-под зависимости династии Габсбургов в 1581 году. Статья содержит в себе характеристику развития экономики страны в конце XVI – начале XVII веков, особенности протекания этого процесса в политических условиях нахождения страны. Статья говорит о важности объявления независимости Соединенных провинций для развития экономической сферы государственной жизни.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Румянцева Д.Л. Характер развития экономики Республики Соединенных провинций в конце XVI – начале XVII века после объявления независимости // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/10/102632 (дата обращения: 05.02.2025).

Работа выполнена под руководством Ковалева А. В., кандидата исторических наук, доцента кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществоведения ФГБОУ ВО «ВГСПУ»

Нидерланды как одна из крупнейших европейских экономических держав Нового времени прошла в своем становлении путь борьбы за независимость. Данное исследование посвящено проблеме становления Республики Соединенных провинций после отделения семи северных республик от верховной власти Габсбургов и имеет своей целью характеристику экономического развития Республики Соединенных провинций в конце XVI – начале XVII века. Исследование имеет своей целью отразить положение страны во время нахождения под властью испанской короны и после выхода из нее; обозначить изменения, произошедшие в экономической сфере государства Соединенных провинций как независимого государства и причины этих изменений. Статья направлена на выявление пути  развития экономической жизни общества в зависимости от режима государственной власти, действующего на данной территории.

С 1482 года верховная власть над Нидерландами принадлежала династии Габсбургов, правителем в Нидерландах до 1506 года был Филипп I  Красивый, а после – до 1555 года – его сын Карл Габсбург, ставший в 1519 году  императором Карлом V. Правители Габсбурги являлись лишь формальными лицами государственной власти в Нидерландах. Практически же управление страной осуществлялось генеральными статхаудерами (наместниками), являющимися родственниками императоров.

Статхаудеры осуществляли управление нидерландскими землями в соответствии с интересами династии, как правило не совпадающими со взглядами на ведение политики местными властями. Нидерланды были обязаны принимать участие в военных кампаниях Габсбургов, зачастую данные территории становились плацдармом ведения военных действий. Эти явления находят негативное отражение, прежде всего, в экономике страны.

Стоит отметить, что во время правления Карла V Нидерланды занимают позицию одной из богатейших и экономически развитых стран Европы, поступления в казну Испанской империи составляли в этот период около 45 процентов [7, с. 178]. Только порт в Антверпене каждый год принимал и отправлял несколько тысяч судов с различными видами товаров, а на антверпенских биржах совершались крупнейшие в мире фондовые и товарные сделки [1, с. 37]. Вхождение в состав империи Габсбургов, конечно, вело за собой ликвидацию  независимости и ограничение полномочий нидерландской знати, но в то же время обеспечивало стране определенные преимущества.

Но политика в отношении нидерландских земель всегда характеризовалась жестокостью правительственных властей. Из 4 миллионов гульденов, которых Испания получала в качестве налогов на военные расходы, половину давали Нидерланды [8, с. 183]. Ученые замечают, что ни родившийся во Фландрии Карл, ни его сын Филипп II не понимали, что именно нидерландское население приносит и в будущем сможет приносить наибольший и постоянно возрастающий доход стране, и что к ней нужно отнестись со вниманием. С наращиванием ограничительной политики Габсбургов приходила в упадок, в частности, одна из ведущих экономических сфер – торговля. Правительство предпринимало попытки прерывания хорошо налаженных торговых связей с Англией, вводился запрет выгодной торговли нидерландских купцов с американскими колониями, постоянно повышающиеся торговые пошлины приносили ущерб  интересам местной знати и всего населения Нидерландов.

Многочисленные налоговые сборы с нидерландских провинций для снабжения династических военных кампаний, отсутствие интереса к национальным особенностям нидерландских земель, их исторических и этнических традиционных различий, а также социально-политические изменения в стране стали причиной возникновения острых социальных конфликтов, приведших к открытому противостоянию населения страны в отношении верховной испанской знати.

Нидерландская местная знать, прозванная самими испанцами гёзами (т. е. нищими), чье название сохранилось и стало символом противостояния нидерландских протестантов, выступила против испанских властей. Участниками выступления были как представители высокой аристократии во главе с Вильгельмом Оранским, так и обычные горожане, выступившие в 1566 году против католической церкви. Ответом на движение стало назначение Габсбургами на должность наместника Нидерландов герцога Альбы в 1567 году. Введенный Альбой режим террора сказывался, в первую очередь, на размере налогообложения. В 1571 году была введена алькабала – система налогообложения, устанавливающая налог в 10 процентов с каждой торговой сделки. Это были угнетающие условия для местных предпринимателей, так как специфика экономики страны предполагала переход товара из рук в руки несколько раз до непосредственного попадания к потребителю. Введение алькабалы испанскими властями наглядно подтверждает тезис о том, что политика Габсбургов по отношению к колониальным Нидерландам была нетерпимой.

Это вызвало среди населения Нидерландов еще большее сопротивление, и, после активного выступления морских гёзов, уже в 1573 году алькабала была отменена новым наместником Рекезенсом. После разграбления Антверпена испанскими мародерами 8 ноября 1576 года южные провинции соединились с северными, были созданы Генеральные штаты, принявшие «Гентское умиротворение». Тем самым была создана так называемая антииспанская уния, хотя Филипп II формально оставался правителем страны. Движение продолжилось, и в результате создания Утрехтской унии в январе 1579 года северные провинции и примкнувшие к ним города Фландрии и Брабанта объявили о политической самостоятельности созданного государства.

В результате противостояния, в ходе революционного движения и реформации в Нидерландах в 1588 году, после поражения Непобедимой армады,  сложилось новое государство, получившее название Республики Соединенных Провинций. А в 1609 году Испания была вынуждена окончательно признать независимость Соединенных Провинций, то есть Голландии. Восстание нидерландцев против религиозных и экономических ограничений, движение кальвинистской местной аристократии против католической державы в отечественной и зарубежной историографии называют «едва ли не первой в Европе значимой войной за независимость, которая закончилась вполне успешно»[1, с. 36].

Освобождение Нидерландов от испанского гнета и становление независимых Соединенных провинций положительным образом сказалось на всех отраслях жизни общества, но особенным образом на экономике.  Победа ранней буржуазной революции в Нидерландах  явилась решающим фактором, обеспечивающим бурное экономическое развитие страны в конце XVI – XVII веках.

Хозяйство Нидерландов во многом зависело от природных условий страны, что, в свою очередь,  определяло характер его развития. Немецкий историк и публицист Эрнст Теодор Бааш называет географические условия определяющим фактором исторического развития и утверждает, что из-за своего географического положения Голландия «с самого начала не была предназначена стать индустриальной страной» [1, с. 29]. По мнению историка, никакая другая страна не несла в такой мере печать своих географических условий, как Нидерланды [1, с. 30].

Кроме естественных предпосылок складывания характера экономической жизни Республики Соединенных Провинций не стоит забывать о не менее важных историко-политических предпосылках, также оказавших влияние на становление экономики страны. Основная из таких предпосылок – недостаточная централизация. Соединенные провинции в период своего расцвета были единственной республикой в Северной Европе, что  создавало для страны своеобразное положение, усиливавшее свободу в области экономического развития.

Своеобразие заключалось в особенностях внутреннего государственного устройства страны. В ней не было ни постоянного войска, ни аппарата бюрократии, характерных для других европейских государств XVI-XVII веков (например, для Франции в период абсолютной монархии). В Республике Соединенных провинций имело место тесное слияние государства с хозяйственной жизнью так, что государственная жизнь слилась с деловой, превратив страну тем самым в «большую буржуазную торговую кампанию» [3, с. 322].

Данные естественные и политические условия определяли также внутреннюю структуру нидерландского общества, ее городской характер. Сельское хозяйство, развивавшееся в мелких замкнутых районах и имевшее локальные центры, во многом уступало в развитии городам. Также города имели существенное влияние на промышленность. Города вели резкое различие между городским ремесленным производством и сельским, долгое время города выступали против продажи изделий сельских мастеров в городе. В таком враждебном отношении к деревне горожане встречали сильную поддержку от правительства Карла V. Но и в последующее время провинциальные штаты действовали в том же направлении и сумели достичь воспрепятствования распространению городских промыслов в деревнях.

Внутри города в Новое время сохранялись еще пережитки средневекового городского хозяйства, оставались привилегии горожан («poorters») перед иностранцами в области мелкой торговли, ремесла и промышленности. Массовая иммиграция как одно из последствий деспотической политики Габсбургов до объявления независимости Провинций привела к тому, что привилегии горожан были значительно урезаны. К оптовой торговле в Республике Соединенных провинций иностранцы стали допускаться уже без каких-либо ограничений. Даже над торговлей зерном контроль со стороны властей применялся лишь в критическое время. Принцип свободы торговли имел большое влияние с сохранением и в последующие годы.

В XVI  веке торговые ограничительные мероприятия городов стали отступать перед «купеческим деловым духом, перед которым оказались беспомощными даже правители» [2, с. 187]. Этот дух свободы, свойственный нидерландцам, с установлением республики прочно укрепился среди влиятельных кругов населения. Также большое значение в этом процессе имеет возраставшее преобладание экономических интересов населения страны, в частности, городских жителей, где к концу XVI  века сконцентрировалась основная часть населения. По данным Яна Л. ван Зандена, нидерландского историка, к концу правления Габсбургов в Нидерландах численность местного населения составляла 275 тысяч человек, городов с населением более 2500 человек насчитывалось около 40 [6, с. 53]. А в период расцвета Республики Соединенных провинций в начале XVII количество граждан страны увеличилось в 3 раза. После поражения провинций Фландрии и Брабанта в войне с Испанией и массового бегства местного населения в Соединенные провинции наблюдается значительный рост городов Северных Нидерландов. К середине  XVII века самыми крупными являлись города в Северных провинциях, они насчитывали от 30 тыс. (город Энкхёйзен) до 145 тыс. (город Амстердам) человек [6, с. 53].

Утрехтская уния 1579 года ознаменовала собой объединение Северных провинций, причиной чему послужило желание избавиться от гнета испанской монархии. Гнет ощущался в политической, религиозной и экономической областях. Именно борьба за свободу и независимость развила среди нидерландцев настрой на создание самостоятельного независимого государства.  С течением времени в ходе борьбы и становления независимости экономический элемент стал принимать большее влияние и вес, по сравнению с остальными – политическим и религиозным. Экономические интересы тесно переплетались с религиозными и политическими и имели решающую роль в тех вопросах, где стояли проблемы жизненных интересов нации.

Нидерланды издавна отличался торговой сферой, которая в данный исторический период стала ключевым моментом для победы экономически самостоятельного и сильного народа. После объединения северных провинций для торговой деятельности открылись новые, ранее не проявлявшиеся перспективы.

Ученый-экономист Джонатан Израэль утверждает, что «капиталистический дух голландцев являлся следствием кальвинистской веры, и возник в специфической атмосфере кальвинистской религиозности» [3, с. 326]. В рассматриваемый период времени  в Нидерландах наблюдается расцвет «капиталистического духа», «торгового духа» – то есть предприимчивости, жажды накопления богатства со стороны господствующего класса  и сосредоточения этого богатства в своих руках. Этому способствовал также расцвет в конце XVI века капиталистических мануфактур и свободной торговли. Именно на этой основе складывается «дух свободы и независимости голландцев», воодушевлявший народ на борьбу за независимость нации против испанского насилия.

Капитализм Нидерландов, уже заметно проявившийся в начале XVII века, нашел свое выражение в крупном предпринимательстве, прежде всего, в промышленности. Доминирующими направлениями промышленности были сахарная, винодельная и суконная сферы. Также выделяют судоходство, сельдяной и китобойный промысли, колониальные предприятия. Эрнст Бааш высказывает мнение о том, что для голландского капитализма характерно то, что он охватил преимущественно староголландские промыслы, связанные с морем [1, с. 36]. Акцент внимания населения на них был сделан задолго до появления кальвинизма как религиозного течения. Для голландских купцов свобода вероисповедания была тесно связана со свободой торговли [5, с. 249].

Дух торговли выдвигал принцип свободы вероисповедания на ведущую роль в условиях успеха в делах. Нидерландцы были убеждены в том, что предпринимательская деятельность, несущая в себе принцип свободы, неразрывно связана с религиозной и гражданской свободой.  Уже в скором времени в Нидерландах закрепилось мнение, впоследствии ставшее государственным принципом, о том, что экономическое могущество всегда связано с экономической свободой.

Еще в 1577 году в одном из постановлений Генеральных штатов можно найти выражение, что воля штатов заключается в том, чтобы торговля была свободной [10, с. 248]. В одном из своих плакатов – официальных постановлений –  в 1645 году правительством республик постановлялось, что все благополучие Соединенных провинций зависит от судоходства, от заморской и прибрежной торговли [3, с. 320]. Это мнение со временем только укреплялось. Во время войны за независимость, длившейся почти 80 лет, торговля лишь изредка уходила на задний план. А с окончательной победой Соединенных провинций государство все более приобретало характер всеобъемлющей торговой кампании. То есть торговля и во время нахождения под династической властью Габсбургов, и при образовании независимых провинций торговля в Нидерландах остается господствующей сферой экономики. Но стоит отметить, что Соединенные провинции проходили в XVII веке «золотой век развития» в большей степени благодаря свободной торговле, не облагающейся  повинностями в пользу испанской короны.

На основе всех вышеупомянутых факторов, можно прийти к выводу о том, что характер развития Республики Соединенных провинций во многом определялся сложившимися в обществе после победы над верховной властью Испании социально-политическими реалиями. Борьба провинций за независимость от Габсбургской короны изначально имела цель становления свободы в экономической отрасли, прежде всего, свободы торговли. В независимых Соединенных провинциях господствующим направлением экономики стало крупное предпринимательство, осуществлявшееся представителями высшей нидерландской знати. Ведущей отраслью экономики остается торговля, темпы развития которой после становления независимого государства увеличились. Торговля определила характер развития Нидерландов в Новое время и закрепила за ней положение ведущей мировой торговой державы, что сохраняется за страной и в последующее время, так как торговые и фондовые биржи в Антверпене и других городах сохраняют статус крупнейших в мире.


Библиографический список
  1. Бааш Э. История экономического развития Голландии в XVI—XVIII веках. — М. :Издательство иностранной литературы, 1949.
  2. Бестужев Н., Записки о Голландии, 1815 года, СПБ, 1821.
  3. Израэль Д. И. Голландская республика. Её подъём, величие и падение, Т. I, 1477 – 1806  — Издательство «Клио», 2018.
  4. Переписка с Голландскою республикою (конец XVI – 1791 г.). – Обзор внешних сношений России, ред. Н. Н. Бантыш-Каменского, ч. 1, М. 1894, с. 173-207, 296-298.
  5. Розинская Н. А. Истоки современной экономической системы: Англия или Голландия // Журнал институциональных исследований. – 2015. – №3. – С. 50-61.
  6. Соколов А. Р. Голландия в документах Российского государственного исторического архива XVIII – начала XX века (российско-голландские отношения). Санкт-Петербург, 2001.
  7. Чубарьян А. О. Всемирная история в шести томах. Том 3. Мир в раннее Новое время. – М. Наука, 2013.
  8. Ааlberse, P.J.M., Een onbekende enquete naar de arbeidstoestanden in Nederland (geh. in h. jaar 1841). Leiden o. J.
  9. Davies С.M. The history of Holland and the Dutch nation. London: G. Willis, 1851.
  10. Helfferich K., Grunzel J.  Handelspolitik, – Leipzig: Duncker and Humblot. 1901.


Все статьи автора «Румянцева Дарья Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: