Рассматривая этимологию, прежде всего, необходимо понимание, почему это слово появилось. Например, месяцы определяют определенные периоды времени. С позиции языкознания имеют две выраженные группы – «оригинальные» названия и производные от числительных (сентябрь – декабрь). При этом, можно говорить об использовании в древности двух систем календаря. Первоначально отсчет года производился с января до августа, имея период осень-декабрь временем безмесячья. Во втором случае Новый год приходился на март, поэтому сентябрь был седьмым месяцем (от septem «семь), а не девятым, как ныне. При этом, ученые считают, что несколько месяцев получили названия в честь богов, другим дали имена выдающихся деятелей (хотя не без конфуза – например, июль – от антропонима Юлий, а август – от титула Август), но с сентября фантазия творцов календаря иссякла (хотя в римском пантеоне были десятки божественных теонимов) и пошли просто числительные.
Исследователи, рассматривая этимологию месяцев, предлагают в основу и италийские, и латинские, и древне-греческие, и этрусские слова, как будто древне-римский календарь представлял из себя языковой винегрет. В то же время имеется общее начало всех перечисленных языков – кельтская языковая среда [3]. Поэтому попробуем рассмотреть этимологию именно в кельтоязычном аспекте.
Происхождение названия январь (лат. Iānuārius, др.-греч. γενουάρι(ο)ς) связывают с италийским богом обращения солнца Янусом (Jānus, от iānua «дверь, ворота») [1, с. 630; 2, т. 4, с. 557]. При этом, Jänus, jänua относят к индоевропейскому корню ei- «идти» [6, с. 296]. Однако, возникает проблема, когда для отнесения названия месяца к теониму, используют различные суффиксы – -uārius (январь, февраль) и -ius (март, май, июнь). В таком случае, компонент -uār может быть не частью суффикса. Присутствие этого элемента лишь в зимних месяцах позволяет предположить, что его происхождение связано с кельтским *owgro- «холодный» (древнеирландский uar, валлийское oer) [5, с. 301; 6, с. 783]. В предложенном контексте первая часть названия января может восходить к кельтскому yegi- (в валлийском имеем iäen) «лед» [5, с. 435; 6, с. 503; 7]. Следовательно, значение можно определить, как месяц «ледяного холода».
Соответственно, и февраль (лат. Februārius), этимологию которого объясняют теонимом Фебруус от латинского februum «очищение», является лишь огласовкой более древнего названия. В данном случае первый компонент может иметь отношение к кельтскому *u̯ebru- (валлийский gwefr) «янтарь; трепет, дрожь, озноб, блеск» [7]. Таким образом, значение названия февраль выражает «зябкий холод; холодный до дрожи, озноба; застывает как янтарь» месяц.
Важным в жизни древних людей был месяц март (лат. Martius), в который начинался сельскохозяйственный сезон, в силу чего у многих народов этот месяц был Новогодним. Считается, что название месяца посвящено древнеримскому Марсу, который первоначально был богом плодородия и растительности, но остается без внятной этимологии [1, с. 342]. Чтобы понять сущность названия, следует копнуть немного глубже. Нам вновь поможет «астрономическая» составляющая. Март отмечался днем весеннего равноденствия и началом пахотных работ, символом которых выступали вол, бык. Тогда мы можем обратить взор на древнеирландское mart, одним из значений которого в широком смысле слова было бык или корова [8]. Данный термин, вероятно, связан с малоизученным кельтским *marsto (валлийское marth, ирландское mart) «судьба, безвременная смерть» [5, с. 258] (отсюда впоследствии и Марс), к этому ряду имеет отношение кельтское *mar-o- с древнеирландским maraid «жить», поскольку оба эти корня соотносят с индоевропейским *(s)mer- [5, с. 257; 6, с. 696]. В общем, это обозначение противоречивого (например, в древнерусском – зимобор) в погоде и быту (жизнь – смерть) месяца, начало сельскохозяйственного сезона.
Апрель получил свое название, по мнению исследователей, от этрусского apru, которое, возможно, связано с древнегреческой богиней Ἀφροδίτη, с неизвестной этимологией [1, с. 76]. В то же время значение месяца может быть выражено кельтским конструктом: *abū (древнеирландское ab) «река, вода» [5, с. 23-24; 6, с. 51-52] и *reg-o- (сюда же *rig-o-, *riya-tro-, *reno-; валлийское re, ri) «растягивать, подниматься» (с общей семантикой «двигаться») [5, с. 308, 309, 312, 314]. Соответственно и значение названия апрель можно выразить как «вода распространяется», т. е. месяц разлива рек, половодья (в «водном» направлении стоит искать и этимологию Афродиты).
Третьим весенним месяцем стал май (лат. Māius), получившим имя в честь италийской богини земли Майи (тезка древнегреческой нимфы гор) [1, с. 327]. В качестве этимологии названия предлагается греческое μαῖα «госпожа», также значения «кормилица, матушка», проводятся параллели с эпитетом Юпитера от индоевропейского корня *méǵh₂s «великий» [4, с. 467]. Действительно, индоевропейский корень meĝ(h)- объединяет кельтские *magos- .(валлийский maes/ma, древнеирландский mag) «поле, равнина» и *magyo- «великий» [5, с. 253; 6, с. 708-709]. Таким образом, май – месяц «полевой», в котором выполняются основные работы в полях, набирают силу (становятся большими) плоды, с одной стороны, и Солнце стремится к апогею, с другой.
Месяц июнь (лат. iūnius) знаменуется днем летнего солнцестояния, что предопределяет жаркий период времени. Тем не менее, исследователи считают, что название дано в честь римской богине Юноны (Iuno), покровительницы брака [1, с. 327]. Некоторые исследователи склоняются к версии с именем первого консула Республики Луция Юния Брута из плебейского рода Юниев, прародитель которого потомок одного из троянцев, согласно легенде, прибыл с Энеем на Апеннинский полуостров. Однако, подобный подход объясняет лишь возникшее сопоставление (месяц – божество), но не раскрывает суть этимологии термина. Тогда как в основе может лежать кельтский корень *yano- «истинный» (валлийский iawn «правильный»; та самая этимология выше упомянутого антропонима Юний), при этом, данное слово могло восходить к индоевропейскому понятию «быть горячим» [5, с. 433; 7]. Таким образом, можно говорить, что июнь определялся как жаркий месяц.
Еще один римский антропоним Юлий <Цезарь> связывают с названием месяца июль (лат. Iūlius). Вновь отмечаем, что род Юлиев вел свою родословную от Аскания, сына Троянского героя Энея, прибывшего на Апеннинский полуостров. Этимология и названия месяца, и антропонима может восходить к кельтскому *yalo- «хвала, поклонение» (валлийское iawl/awl «поклонение, свет, сияние; действие») [5, с. 433; 7]. В нашем случае, значение июль может быть определено теплыми солнечными (светлыми) днями и восходом в эти дни одной из ярчайших на небосводе звездой Сириус.
Считается, что свое название месяц август (лат. Augustus) получил от титула римского правителя Октавиана Августа. Латинское augustus «величественный и т. п.» происходит от augeō «увеличивать, расширять, удлинять» [6, с. 84-85]. Подобный подход вызывает сомнение, поскольку следующим в календаре был январь, т. е. август каким-то образом определял этот длительный осенне-зимний промежуток времени, который характеризуется увяданием природы и сокращением продолжительности солнечного дня. В таком случае, объясняющим указанные процессы может выступать кельтский конструкт *gustu- (валлийский gust/gwst «выносливость, трудность») «сила» с негативным префиксом *aw- (au-) «прочь» [5, с. 46, 169; 6, с. 72-73]. Тогда значение термина август можно сформулировать как «теряющий силу», что и соответствует вышеуказанным параметрам периода до нового зарождения года. В дальнейшем название месяца было воспринято, как латинское augustus и связано с титулом императора, а также произведено дополнительное деление на отрезки времени, получившие названия от числительных (сентябрь – декабрь).
Таким образом, можно определить значения месяцев, согласно выявленной этимологии, следующим образом:
январь – ледяной, февраль – зябкий, март – неожиданный <на сюрпризы>, апрель – половодье, май – полевой, июнь – жаркий, июль – солнечный, август – теряющий силу: дополнительные: сентябрь – седьмой, октябрь – восьмой, ноябрь – девятый, декабрь – десятый.
Как видим, первоначально значения месяцев имели связь с природными особенностями и служили древним людям временным ориентиром для сельскохозяйственных работ. В дальнейшем они получили объяснения созвучными теонимами и именами выдающихся правителей.
Этимология названия первых месяцев находит свое объяснение в кельтской языковой среде, имеет разумную словообразовательную модель (кельтская основа и латинский суффикс), соответствует природным особенностям. Первоначально календарь охватывал период от дня зимнего солнцестояния до дня осеннего равноденствия, месяцы определяли, вероятнее всего, неодинаковые временные отрезки.
Библиографический список
- Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: “Прогресс”, 1986, в 4 томах.
- Федченко О. Д. Этруски и Рим: кельтский след на Апеннинах. Studia Humanitatis. 2023. № 1. URL: https://st-hum.ru/content/fedchenko-od-etruski-i-rim-keltskiy-sled-na-apenninah?ysclid=m1ks6zzbmh662326809
- Keightley Th. The Mythology of Ancient Greece and Italy. London: Whittaker and Company, 1854. 512 p.
- Matasović R. Etymological Dictionary of Proto-Celtic (Leiden Indo-European Etymological Dictionary Series; 9), Leiden: Brill, 2009. 458 p.
- Pokorny J. Indogermanisches Etymologisches Wörterbuch, Bern & München, 1959. 1183 p.
- Thomas R. J., Bevan G. A., Donovan P. J. et al., Geiriadur Prifysgol Cymru Online, University of Wales Centre for Advanced Welsh & Celtic Studies, URL: https://www.welsh-dictionary.ac.uk/
- Toner G., Mhaonaigh M. Ní., Arbuthnot S., Wodtko D., Theuerkauf M.-L. eDIL: Electronic Dictionary of the Irish Language. 2019. https://dil.ie/