НЕЙРОСЕТИ В СОЗДАНИИ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ АКТУАЛИЗАЦИИ

Скворцова Дарья Дмитриевна
Белорусский государственный университет
студентка 3 курса

Аннотация
Целью статьи стало рассмотрение принципов конструирования биографии писателя посредством нейросетей. В процессе сравнительно-сопоставительного анализа установлено, что материал, созданный человеком, отличается большей детализацией, глубиной контекстуального видения бытия творческой личности. Биография, сгенерированная ненйросетью, носит схематичный характер, предоставляет общеизвестные сведения, включающие неточности, фактические ошибки и стилистические нарушения. Делается вывод о возможном использовании ряда функций GPT при создании биографии литератора в фокусе переосмысления информации профессионалом-биографом.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Скворцова Д.Д. Нейросети в создании биографии писателя: перспективы актуализации // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/08/102499 (дата обращения: 02.05.2025).

Научный руководитель: Локтевич Е.В.
кандидат филологических наук, доцент

 

Художественный текст и его создатель всегда интересуют читателя, небезразличного к уникальности словесного искусства, его образному потенциалу и субъектно-объектной организации. Вместе с тем важную роль играет и автор биографический, распределяющий творческие силы между всеми субъектами сознания в литературно-художественном тексте. Знание биографии автора-творца позволяет увидеть книгу совершенно в другом ракурсе: культурный голос эпохи звучит с каждой страницы произведения, в философии которой лежит не только фигура образа автора, героев, но и того, через сознание которого проходит анализ увиденного и воплощенного в словесно-знаковых формах бытия.

Критические и научные статьи, монографии, биографии авторов, эпистолярий, мемуары значимы для научного осмысления литературных произведений. Такие источники помогают расширить понимание художественного текста, выявить скрытые смыслы, контексты и связи с другими произведениями [1], увидеть природу и динамику авторской идеи.

Изучая литературоведческие материалы, исследователь получает доступ к историческому, культурному и социальному контекстам вербального текста. Критические статьи демонстрируют разные точки зрения на произведение, позволяют анализировать его язык и стиль, философские и эстетические концепции, символические элементы. Дополнительным источником творческой трактовки художественного текста непременно будут выступать биографические жанры.

Научные и критические исследования, посвященные отдельным произведениям или творчеству конкретного автора, углубляют понимание его биографии, творческого пути. Монографии предлагают комплексный анализ творчества одного или нескольких авторов, литературного периода или направления, отдельного литературного феномена, его связей с эпохой. Биографии авторов дополняют картину, дают полезную информацию о жизни и творчестве писателя, его личных переживаниях и бытийном опыте, повлиявших на специфику творчества. Аналитические обзоры позволяют оценить вклад конкретного произведения в литературный процесс. Таким образом, литературоведческие материалы способствуют развитию аналитического мышления, критическому осмыслению текста, а также формированию собственной позиции и интерпретации произведения. Они помогают увидеть литературное произведение не просто как процесс и повод для вдумчивого чтения, а как источник информации о человеке, культуре, истории и мире [2].

В рамках нашего исследования мы решили проанализировать спектр возможностей GPT в области биографики: нейросеть получила промпт с указанием позиций для создания биографии известного белорусского классика Янки Купалы.

Краткая биография литератора, сгенерированная GPT, в целом точна и отражает ключевые моменты жизни и творчества автора биографического. GPT обладает глубокими знаниями в области литературоведения, что проявляется в качестве сведений, приведенных в биографии, например, указано название его первого сборника стихов. Нейросеть правильно идентифицирует Я. Купалу в качестве одного из основоположников современной белорусской литературы и подчеркивает его влияние на развитие белорусской культуры. Также GPT указывает, что «произведения Я. Купалы раскрывают тему борьбы за свободу, мотивы тяжелой жизни крестьян, события революций и Гражданскую войну»; «несмотря на репрессии со стороны советских властей, он продолжал активно творить и оставил после себя значительное литературное наследие. Его работы были переведены на множество языков и продолжают быть важными для белорусской и мировой литературы».

Выполним сравнительный анализ биографии Я. Купалы, написанной GPT, и биографии, представленной на сайте Национальной библиотеки Беларуси [3]. Оба текста дают исчерпывающую фактическую информацию о литераторе, охватывают основные периоды его жизни. Вместе с тем текст с сайта НББ очевидно более подробен, чем текст, написанный GPT. На сайте предоставлена дополнительная информация о родословной Купалы, сказано о его работе в газете «Наша Нива», говорится о его эвакуации во время Великой Отечественной войны [3]. Следует отметить, что оба текста в изложении основных событий жизни Купалы, следуют хронологическому принципу. Тексты точны в предоставляемой информации, которая соответствует утвержденным и проверенным фактам о жизни и творчестве писателя. Отсюда следует, что оба биографических материала характеризуются множественными типологическими схождениями в предоставлении сведений о Я. Купале. Однако текст с сайта НББ, благодаря подробным фактическим данным, представляется более полным. Например, можно ознакомиться с реализацией культурной памяти о литераторе: «Именем Я. Купалы назван Институт литературы Национальной академии наук Беларуси (с 2008 г. – Институт языка и литературы им. Я. Коласа и Я. Купалы), Гродненский университет, поселок в Глусском районе и деревня в Пуховичском, колхозы, библиотеки, школы, улицы во многих городах и населенных пунктах Беларуси, суда Дунайского и Волжского пароходств. Имя Купалы получили школа и улица в Душанбе (Таджикистан), библиотека в Харькове и улицы в Киеве и Запорожье (Украина), улицы в Ташкенте (Узбекистан), Тбилиси (Грузия), Риге (Латвия), Нижнем Новгороде (Россия), Белостоке (Польша). В Порто-Аллегро (Бразилия) имя Янки Купалы присвоено библиотеке-читальне» [3].

Можно сделать вывод о том, что GPT способен предложить реципиенту известные и подробные сведения о писателях, о литературных явлениях, сформировавших творческое мышление творца слова. Нейросеть может точно определять и объяснять такие понятия, как метафора, символ, ирония, персонаж, сюжет и др., рассказать о специфике проявления этих художественных средств в литературном творчестве. Кроме того, GPT демонстрирует понимание литературных жанров и поджанров, нередко успешно может их дифференцировать. И, как показывает эксперимент, нейросеть готова предоставить биографические сведения о творческой личности.

Однако важно понимать, что все сгенерированные нейросетью сведения необходимо перепроверять, уточнять и дополнять, а потом посредством креативного мышления биографа трансформировать в биографический материал с достаточной степенью информативности. Создание писательской биографии – результат многолетнего и упорного труда, процесс взаимодействия с архивными материалами, множеством людей, имеющих отношение к жизни и творчеству биографируемой персоны. Биография всегда отражает уникальную природу субъекта сознания, создавшего текст. Нейросеть выступает лишь «секретарем-помощником» в этом направлении деятельности, но при правильном подходе может существенно облегчить деятельность исследователя, решить общие и формальные задачи, найти и систематизировать данные.


Библиографический список
  1. Теория литературы и литературоведения [Электронный ресурс] // pishi.pro. – Режим доступа: https://pishi.pro/teoriya-literatury/. – Дата доступа: 04.05.2024.
  2. О литературе будущего [Электронный ресурс] // sb.by. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/predvkushenie-knigi.html. – Дата доступа: 04.05.2024
  3. Янка Купала [Электронный ресурс] // nlb.by. – Режим доступа: https://csl.bas-net.by/personalii/64228/lucevich-ivan-dominikovich/. – Дата доступа: 04.05.2024.


Все статьи автора «Скворцова Дарья Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: